Статьи и обзоры > Электронные учебники > Химия
Уроки химии Кирилла и Мефодия. 10–11 классы

Издатель: “Кирилл и Мефодий”

Цель уроков – предоставить возможность учащимся 10–11 классов усовершенствовать свои знания по органической химии и предложить новые знания по этой дисциплине. Практические и контрольные занятия помогут учащимся в самостоятельной работе с курсом. Система оценок выполненных заданий позволяет выявить недостаточно освоенные темы и скорректировать учебный процесс. Авторами курса являются Алексей Кукавкий, соросовский учитель 2001 года, и Алексей Журин, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник ИОСО РАО. 
Курс полностью соответствует школьной программе и содержит разделы:
· Теория химического строения органических соединений
· Предельные углеводороды
· Циклопарафины
· Альдегиды и карбоновые кислоты
· Высокомолекулярные вещества
· Спирты и фенолы
· Углеводы
· Азотосодержащие органические соединения
· Сложные эфиры. Жиры
· Непредельные углеводороды
· Ароматические углеводороды

Интерфейс интерактивных уроков позволяет регистрировать новых пользователей (учащихся) или удалять ранее зарегистрированных. Возможно существование до 5 отличающихся именем и паролем пользователей, для каждого из которых ведется персональный дневник. Зарегистрированные пользователи работают с рубриками:
· Дневник – журнал успеваемости, в котором отражаются даты прохождения уроков и оценки по пятибальной шкале при тестировании
· Справочник – более 300 терминов и понятий курса, упорядоченных по алфавиту
· Экзамен – более 200 вопросов по темам курса с интерактивными подсказками; после прохождения тестирования выставляется итоговая оценка, которая заносится в дневник
· Переход к интернет-порталу поддержки vSCHOOL.ru (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия).

Всего в курсе представлено 34 урока, которые содержат более 1000 иллюстраций, более 800 тестовых задач по урокам и темам, более 90 лабораторных опытов и демонстраций на видео. Представлена также интерактивная периодическая таблица химических элементов Д. И. Менделеева.


Отзывы:

Источник: edu.km.ru/opyt/kubyshka2002_k22.htm

ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ХИМИИ: "СОСТАВ НЕФТИ, СПОСОБЫ ЕЕ ПЕРЕРАБОТКИ, НЕФТЕПРОДУКТЫ"


Предмет: Химия
Тема: Состав нефти, способы ее переработки, нефтепродукты
Продолжительность: 1 урок
Класс: 10-11
Учителя: Шильман Алла Николаевна
Город: Воронеж, Педагогический колледж
CD: "Уроки химии Кирилла и Мефодия 10-11 класс"

Цели урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся; углубить и расширить их представления о природных источниках нефтехимического сырья; акцентировать внимание на способах получения и областях использования углеводородов, подчеркнуть роль химии в решении народнохозяйственных проблем (сырье, энергетика) на примере химических процессов – крекинга и риформинга нефтепродуктов. Дать ученикам возможность повысить свой общекультурный уровень, напомнить о существовании профессий, связанных с добычей и переработкой нефти.

Оборудование: флаконы с нефтью (для каждого стола), бутыль с нефтью, бензин авиационный, бензины различных марок, керосин, бензол, толуол, ксилол, гексан, раствор каучука в бензине, вазелин, парафин брикетированный, машинное масло; мультимедийный проектор, обучающий курс по химии на диске «Уроки химии Кирилла и Мефодия», карта «Геологическое строение и полезные ископаемые России». Каждое рабочее место ученика должно быть оборудовано компьютером. 

План:

  1. Нахождение в природе и краткие сведения о происхождении. Связь с географией.

  2. Физические свойства нефти.

  3. Состав нефти.

  4. Нефтепродукты и их применение.

Девизы урока:

В химии все возможно. (Шарль Вюрц, 1817-1884)

Переход на нефтяное и газовое сырье – это подлинная научно-техническая революция. (Л.А. Костандов)

Ход урока. 

Учитель: Изучая предельные углеводороды, алкины, диены, циклопарафины, ароматические углеводороды, мы разбирали их реакции, способы получения, области использования, генетические связи. Сегодня мы с вами изучим то, что является природным источником большинства этих соединений, то, из чего их получают. Это нефть. А поможет нам в этом, кроме учебника и химического оборудования, компьютер.

Учитель: В качестве источника знаний на нашем уроке мы будет использовать учебный материал из курса «Уроки химии Кирилла и Мефодия» (10-11 кл). Откройте на своих компьютерах Урок 16 «Нефть» из темы 7 «Природные источники углеводородов».

Учитель: Сегодня мы с вами будем изучать физические и химические свойства нефти, способы ее добычи и переработки, но начнем мы с того, что вспомним из курса географии, а где же в природе встречается нефть, каковы условия ее образования и где расположены основные месторождения. На основании анализа учебного материала и географических карт:
А) сделайте выводы об условиях образования нефти в природе;
Б) выявите основные районы нефтедобычи на территории России.
В) приведите доказательства органического происхождения нефти.

Используя обучающий материал диска, ознакомьтесь с физическими свойствами нефти. А теперь самостоятельно, используя флаконы с нефтью, которые находятся на ваших столах, определите, действительно ли таковы свойства нефти? (Оценивается консистенция, цвет, запах нефти).

Демонстрационный эксперимент
«Взаимодействие нефти с водой».
 

В пробирку с нефтью тонкой струйкой по стенке добавляется вода.

Организация наблюдения:
1. Идет ли реакция? - (нет)
2. Растворима ли нефть в воде? - (нет)
3. На основании этого опыта сделайте вывод об удельном весе нефти. - (меньше, чем у воды). 

Учитель: Используя материалы диска, законспектируйте в тетради, какие виды углеводородов входят в состав нефти. Одинаков ли состав нефти из различных месторождений?

Учитель: объясните слова Д.И. Менделеева о том, что нефть – это топливо, но дешевле топить ассигнациями.

Ученикам предлагается ознакомиться с разделом обучающего материала «Перегонка нефти», схему строения ректификационной колонны учащиеся переносят в тетрадь.

На основе компьютерного обучающего материала по теме урока и текста учебника учащимся предлагается заполнить в тетради следующую таблицу:
Процесс Цель Исходное сырье Химические основы процесса Продукты Негативное воздействие на окружающую среду
Подготовка нефти          
Атмосферно-вакуумная перегонка          
Крекинг          
Пиролиз          
Риформинг          
Гидроочистка          

На основании созданной таблицы учащимся предлагается сделать вывод о способах получения основных нефтепродуктов.

Учитель: напишите минисочинение на тему «Роль нефти в эволюции человеческого общества и влияние продуктов ее переработки на окружающую среду».

В конце урока с целью закрепления полученного материала учащимся предлагается решить небольшой кроссворд по теме «Нефть и нефтепродукты», который есть на обучающем диске.

Шильман Алла Николаевна, учитель из г. Воронежа, 11.2002