Предмет: Химия
Тема: Состав нефти,
способы ее переработки,
нефтепродукты
Продолжительность: 1 урок
Класс: 10-11
Учителя: Шильман Алла
Николаевна
Город: Воронеж,
Педагогический колледж
CD: "Уроки химии Кирилла
и Мефодия 10-11 класс"
Цели урока:
Обобщить и
систематизировать
знания учащихся;
углубить и расширить их
представления о
природных источниках
нефтехимического сырья;
акцентировать внимание
на способах получения и
областях использования
углеводородов,
подчеркнуть роль химии в
решении
народнохозяйственных
проблем (сырье,
энергетика) на примере
химических процессов –
крекинга и риформинга
нефтепродуктов. Дать
ученикам возможность
повысить свой
общекультурный уровень,
напомнить о
существовании профессий,
связанных с добычей и
переработкой нефти.
Оборудование:
флаконы с нефтью (для
каждого стола), бутыль с
нефтью, бензин
авиационный, бензины
различных марок, керосин,
бензол, толуол, ксилол,
гексан, раствор каучука в
бензине, вазелин, парафин
брикетированный,
машинное масло;
мультимедийный проектор,
обучающий курс по химии
на диске «Уроки химии
Кирилла и Мефодия», карта
«Геологическое строение
и полезные ископаемые
России». Каждое рабочее
место ученика должно
быть оборудовано
компьютером.
План:
-
Нахождение в природе
и краткие сведения о
происхождении. Связь с
географией.
-
Физические свойства
нефти.
-
Состав нефти.
-
Нефтепродукты и их
применение.
Девизы урока:
В химии все возможно.
(Шарль Вюрц, 1817-1884)
Переход на нефтяное и
газовое сырье – это
подлинная научно-техническая
революция. (Л.А.
Костандов)
Ход урока.
Учитель: Изучая
предельные углеводороды,
алкины, диены,
циклопарафины,
ароматические
углеводороды, мы
разбирали их реакции,
способы получения,
области использования,
генетические связи.
Сегодня мы с вами изучим
то, что является
природным источником
большинства этих
соединений, то, из чего их
получают. Это нефть. А
поможет нам в этом, кроме
учебника и химического
оборудования, компьютер.
Учитель: В качестве
источника знаний на
нашем уроке мы будет
использовать учебный
материал из курса «Уроки
химии Кирилла и Мефодия»
(10-11 кл). Откройте на своих
компьютерах Урок 16 «Нефть»
из темы 7 «Природные
источники углеводородов».
Учитель: Сегодня мы
с вами будем изучать
физические и химические
свойства нефти, способы
ее добычи и переработки,
но начнем мы с того, что
вспомним из курса
географии, а где же в
природе встречается
нефть, каковы условия ее
образования и где
расположены основные
месторождения. На
основании анализа
учебного материала и
географических карт:
А) сделайте выводы об
условиях образования
нефти в природе;
Б) выявите основные
районы нефтедобычи на
территории России.
В) приведите
доказательства
органического
происхождения нефти.
Используя обучающий
материал диска,
ознакомьтесь с
физическими свойствами
нефти. А теперь
самостоятельно,
используя флаконы с
нефтью, которые
находятся на ваших
столах, определите,
действительно ли таковы
свойства нефти? (Оценивается
консистенция, цвет, запах
нефти).
Демонстрационный
эксперимент
«Взаимодействие нефти с
водой».
В пробирку с нефтью
тонкой струйкой по
стенке добавляется вода.
Организация наблюдения:
1. Идет ли реакция? - (нет)
2. Растворима ли нефть в
воде? - (нет)
3. На основании этого
опыта сделайте вывод об
удельном весе нефти. - (меньше,
чем у воды).
Учитель: Используя
материалы диска,
законспектируйте в
тетради, какие виды
углеводородов входят в
состав нефти. Одинаков ли
состав нефти из
различных месторождений?
Учитель: объясните
слова Д.И. Менделеева о
том, что нефть – это
топливо, но дешевле
топить ассигнациями.
Ученикам предлагается
ознакомиться с разделом
обучающего материала «Перегонка
нефти», схему строения
ректификационной
колонны учащиеся
переносят в тетрадь.
На основе
компьютерного
обучающего материала по
теме урока и текста
учебника учащимся
предлагается заполнить в
тетради следующую
таблицу:
Процесс |
Цель |
Исходное
сырье |
Химические
основы процесса |
Продукты |
Негативное
воздействие на
окружающую среду |
Подготовка нефти |
|
|
|
|
|
Атмосферно-вакуумная
перегонка |
|
|
|
|
|
Крекинг |
|
|
|
|
|
Пиролиз |
|
|
|
|
|
Риформинг |
|
|
|
|
|
Гидроочистка |
|
|
|
|
|
На основании созданной
таблицы учащимся
предлагается сделать
вывод о способах
получения основных
нефтепродуктов.
Учитель: напишите
минисочинение на тему «Роль
нефти в эволюции
человеческого общества и
влияние продуктов ее
переработки на
окружающую среду».
В конце урока с целью
закрепления полученного
материала учащимся
предлагается решить
небольшой кроссворд по
теме «Нефть и
нефтепродукты», который
есть на обучающем диске.