История России:
XX век. Компьютерный (мультимедиа)
учебник.
Клио Софт.
Это
первый мультимедиа-учебник по
истории, включенный в Федеральный
комплект Министерства образования
РФ. Материал излагается по
концепции базового учебника А.А.
Данилова, Л.Г. Косулиной "История
России. ХХ век". Учебный комплект
включает 4 компакт-диска и брошюру.
Учебный курс выстроен в виде 278
мультимедиа-лекций, озвученных
диктором "Мосфильма" А.Я.
Карапетяном (более 24 часов). Лекции
сопровождаются кинохроникой,
документальными фотографиями (около
6000) , плакатами, картинами,
рисунками, схемами, анимированными
картами, 500 документами, 70
фонодокументами ( речи, песни). В
учебник включен терминологический
словарь с отсылкой к
соответствующим параграфам курса,
блокнот для индивидуальных
записей. В отличие от других
электронных учебников, на экране
мало текста, материал представлен
в виде хорошо сценарно
поставленных, иллюстрированных
лекций, которые надо прослушать. По
составу курс является учебником,
атласом, хрестоматией, учебным
видеофильмом и рабочей тетрадью
одновременно. Материал обладает
сильным эмоциональным
воздействием на ученика и
позволяет погрузиться в изучаемую
историческую эпоху.
Исторические сведения излагаются
на трех уровнях сложности (9 класс;
11 класс; для абитуриентов и
студентов неисторических
факультетов), для каждого уровня
предлагаются контрольные вопросы.
Результаты тестового контроля
могут быть перенесены в виде файла
с домашнего компьютера и переданы
преподавателю, где кроме оценки,
отмечаются плохо усвоенные
подпараграфы, без повторного
прослушивания которых невозможно
вторичное тестирование. Для
стимулирования интереса, в
программу включены
иллюстрированные исторические
анекдоты и юмористический сериал.
См. статью О
методике применения мультимедийного
курса История России XX век
ОСОБЕННОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ВЕРСИЙ
МУЛЬТИМЕДИЙНОГО КУРСА ИСТОРИИ
РОССИИ
Мультимедийный курс истории России разрабатывается с 1996
года. В 1998 году было выпущено первое из трех задуманных изданий —
“История России: XX век” (см. [1-4]). Этот программный продукт получил
множество наград и является единственным электронным изданием, включенным
в федеральный перечень учебников РФ. В настоящее время ведутся работы над
второй частью курса — “История России: XIX век”. Одновременно продолжается
совершенствование уже выпущенного издания. Пользователи могут получить с
сайта поддержки (http://www.history.ru/) бесплатные
обновления, с помощью которых исходная программа “превращается” в более
совершенную без замены комплекта компакт-дисков.
В связи с тем, что разные категории пользователей имеют свои
специфические потребности, в настоящее время курс истории XX века
продается в четырех версиях (вариантах поставки). Для одних пользователей
важно, чтобы цена была минимальной, другим необходимы инструменты для
проектной деятельности на основе материалов курса, третьим важно, чтобы
программа работала в сети и т.д. Пользователи не всегда внимательны при
выборе версии курса, поэтому мы сочли необходимым дать сводную
классификацию, своего рода путеводитель по особенностям версий курса,
существующих на данный момент.
Самой дешевой является версия для учащихся 9-х
классов. Она выпущена в виде серии из 4-х CD (ч.1 — 1900-1918 гг.; ч.2
1918-1939 гг.; ч.3 1940-1964; ч.4 1964-2000 гг.). Каждый из дисков данной
версии является самостоятельным продуктом: он упакован в отдельную
пластмассовую коробочку (jewel box) и снабжен небольшой (32 стр.)
брошюрой. Диски jewel версии можно приобретать не все сразу, а по мере
прохождения курса. Продаются они по “пиратским” ценам. Разумеется,
возможности данной версии ограничены: в ней имеется только материал
первого уровня сложности (9-й класс средней школы), заблокирован доступ к
ряду “продвинутых” функций, например, к редактору рефератов.
Основная, “коробочная” версия программы предназначена
для использования в 9-х, 11-х классах средних учебных заведений (1-й и 2-й
уровни сложности), при подготовке к экзаменам в ВУЗ, при учебе на младших
курсах неисторических факультетов (3-й уровень сложности). Комплект
поставки данной версии состоит из 4-х CD и брошюры (128 стр.). В основной
версии предусмотрен доступ к альбому и средствам составления
иллюстрированных докладов и рефератов. Блок “альбом-реферат” позволяет
более эффективно применять программу на уроке в классе, оборудованном лишь
одним компьютером, а также при проектной деятельности. Данная версия
отобрана Министерством образования для поставки в 31 тысячу сельских школ
России.
Сетевая версия [2] предназначена для использования
учебника в сетевых компьютерных классах, содержащих до 23-х компьютеров.
Она включает все функции основной. Специальные возможности сетевой версии
адресованы преподавателю и недоступны учащимся. Перед занятиями
преподаватель может выгрузить на компьютеры учащихся часть материалов
изучаемой темы, это снимает проблему перегрузки сети. В ходе урока он
может контролировать работу учащихся непосредственно со своего рабочего
места. Преподаватель видит, какие лекции данный ученик уже прослушал, что
написал в планах-конспектах, какую оценку получил, какие лекции плохо
усвоил. Комплект поставки: 4 CD, 3 брошюры по 128 стр., инструкция по
установке и работе в сети, электронный ключ. Возможен апгрейд с основной
версии до сетевой.
Профессиональная (“открытая”) версия. Включает
все возможности сетевой, но дополнительно позволяет изменить структуру и
содержание курса, включить в учебник новые иллюстрации, персоналии, тесты,
комментарии, дополнить хронологию событиями истории своего региона и т.д.
При желании можно переозвучить и перемонтировать мультимедийные лекции на
свой лад, т.е. создать новую, оригинальную версию курса. Комплект поставки
аналогичен сетевой версии + дополнительная инструкция.
Отзывы:
Источник
http://center.fio.ru/som/getblob.asp?id=10003219
А.Драхлер
Первым
в ряду электронных учебников по
истории несомненно стоит
широко разрекламированный учебник
"История России XX век". Он состоит из 4 компакт-дисков и
брошюры; снабжен обширным справочным
материалом: персоналии (более 700);
подробная хронология,
терминологический словарь; более 30
анимированных карт; 6000 иллюстраций; 2
часов кинохроники; 500 документов; 70
уникальных фонограмм. Позволяет
облегчить усвоение обширного
материала за счет комплексного
воздействия видеоряда, звука, а также
посредством компьютерных
возможностей - диалога с учеником,
контроля усвоения пройденного
материала.
Издание «История России: XX век»
одновременно совмещает в себе
учебник, рабочую тетрадь, атлас,
хрестоматию, справочник, учебный
видеофильм и историческую
энциклопедию. Оно предназначено для
учащихся старших классов
общеобразовательных учреждений, для
поступающих в ВУЗы и студентов
неисторических факультетов, а также
для всех интересующихся историей
Отечества. В школе оно помогает
преподавателю, высвобождая его время
для индивидуальной работы с
учениками.
Учебник создан в сотрудничестве
с авторами базовой школьной учебной
книги А. А. Даниловым и Л. Г. Косулиной
и полностью основан на существующих
школьных программах. Он ориентирован
на учащихся трёх возрастов (имеет три
уровня сложности): на 9-й класс -
первый концентр; на 10-11-й классы -
второй концентр (больший объём
учебного материала и более жёсткий
тестовый контроль знаний); на
абитуриентов исторических
факультетов и студентов
неисторических факультетов ВУЗов (ряд
более сложных и специальных
материалов, а также значительно
больший объём документов,
предназначенных для
самостоятельного изучения и анализа).
Примерно 95% основного учебного
материала представлено не в виде "глазодробильного"
гипертекста, а в виде ярких, богато
иллюстрированных, эмоционально
насыщенных (там, где это необходимо)
мультимедийных лекций.
Учебник может быть использован и
дома (в качестве "программы-репетитора"),
и на занятиях. В случае работы с
обычной (персональной) версией
программы каждый компьютер учебного
класса должен быть оснащен CD-ROM
дисководом и каждому учащемуся
должен быть выдан отдельный комплект
учебника. На практике это
оказывается камнем преткновения -
школы очень редко готовы закупить по
учебнику на каждое рабочее место.
Данное обстоятельство подталкивает
многих преподавателей к "изобретению"
способа использования учебника, не
предусмотренного его авторами. Эта
форма напоминает некогда очень
распространенные "киноуроки",
только вместо кинопроектора кабинет
истории оснащается одним
мультимедийным компьютером с
присоединенным к нему проектором.
Преподаватель демонстрирует
мультимедийные лекции, периодически
останавливая их и дополняя
собственными комментариями. Богатый
видеоряд учебника не только успешно
заменяет давно износившиеся
традиционные наглядные пособия (карты
и т.д.) но и обеспечивает "погружение"
в изучаемую эпоху, более глубокое
запоминание учебного материала
через образное восприятие и
эмоциональное воздействие. Резко
возрастает при этом и интерес к
предмету.
Недостатком
данной формы работы является почти
полная потеря соревновательного
момента, трудность охвата всех
учащихся системой сквозного
автоматизированного контроля знаний,
принудительный единый ритм работы
для учащихся с различным уровнем
подготовки и различными интересами.
В ходе мультимедийных лекций
программа периодически предлагает
ознакомиться с тем или иным
дополнительным материалом (персоналиями,
определениями терминов, документами
и т.д.). В режиме "киноурока"
компьютером управляет преподаватель
и именно он решает, какой
дополнительный материал показывать
классу, а какой – нет.
В
целом ряде школ по принципу "голь
на выдумки хитра" преподаватели
нашли и "суррогатную" замену
дорогому мультимедийному проектору -
они подсоединили TV-выход компьютера
к крупногабаритному телевизору.
Оказалось, что современные
телевизоры имеют вполне приемлемое
для разрешения 640 на 480 качество "картинки"
да и их рабочий ресурс несравнимо
выше (это важно при интенсивной
работе).
При групповой работе в режиме "киноурока"
преподаватель имеет возможность
давать учебный материал в порядке,
отличном от того, в котором он
размещен в учебнике. Иногда
преподаватель комментирует
мультимедийную лекцию
непосредственно по ее ходу, спорит с
авторами учебника и т.д. Более того,
он может использовать от лекции
только иллюстративный ряд, полностью
заменив голос диктора собственным
комментарием (для этого достаточно
понизить уровень звука).
По
отзывам преподавателей, даже "телевизионная"
форма использования учебника
радикально облегчила их труд. В
пензенской школе №68 (директор - Х.Г.Курмаев)
был поставлен сравнительный
эксперимент: один из девятых классов
был переведен в 1-2 четвертях 1998/99
учебного года на описанную выше "частично
компьютеризированную" форму
обучения, а второй обучался как
обычно. Все уроки велись в режиме "диалога-дискуссии"
между мультимедийным учебником и
преподавателем, для контроля знаний
часть учеников (попарно) проходили
тестирование, в то время как
остальные опрашивались учителем. В
конце второй четверти было
установлено, что уровень знаний по
курсу отечественной истории в "компьютеризированном"
классе оказался намного выше, чем в
контрольном.
Однако "штатная", форма
использования нашего
мультимедийного учебника в школе
состоит в переносе урока истории в
компьютерный класс. В этом случае
каждый ученик работает с программой
самостоятельно (в наушниках).
Достоинством данного режима
является возможность работать в
удобном для ученика темпе, изучая
только те дополнительные материалы,
которые он выбирает сам (например, он
не станет останавливать лекцию для
просмотра определения уже знакомого
ему термина). После
автоматизированного контроля знаний
ученик, если он недоволен своей
оценкой, повторит только те
подпараграфы, которые он не усвоил (с
них программа снимет "галочки").
Преподаватель при этом контролирует
работу группы и имеет возможность
заниматься индивидуально с теми, кто
в этом нуждается. Достоинством
занятия в компьютерном классе
является то, что у ученика нет
никакой надежды, что "сегодня его
не будут спрашивать, поскольку на
прошлом занятии спросили".
Контроль знаний и выставление оценки
предусмотрены почти на каждом
занятии (почти, так как есть
несколько сдвоенных уроков с единым
контролем в конце второго).
В последние годы появилось уже
немало школ, в которых имеются
сетевые мультимедийные классы. В
таких школах были проведены
эксперименты по работе с одной
копией персональной версии
мультимедийного учебника по сети. С
юридической точки зрения это
некорректно - персональная лицензия
не предусматривает одновременную
работу с нескольких компьютеров. В
результате экспериментов было
установлено, что если 4 учащихся
одновременно находятся в режиме
прослушивания мультимедийных лекций,
то из-за перегрузки локальной сети и
дисковода CD-ROM периодически
происходят "заикания" звукового
сопровождения и возникает
несинхронность иллюстративного ряда
и звука. При еще большем числе
учащихся сеть совсем "захлебывается".
Таким образом, использование
персональной версии мультимедийного
учебника в сети оказалось не только
некорректным с юридической точки
зрения, но и затруднительным с
технической. Для обеспечения
легального и эффективного
использования учебника в сетевых
компьютерных классах разработана
специальная сетевая версия. Она
обеспечивает одновременную работу с
одного CD-ROM до 23 учащихся. При этом
цена сетевой версии лишь ненамного
выше, чем персональной. Работая с
главного компьютера, на котором
имеется CD-ROM, преподаватель может
перед занятиями выгрузить на
компьютеры учеников часть
материалов изучаемой темы, это
снимает проблему перегрузки сети. В
ходе занятий он может контролировать
работу учащихся непосредственно со
своего компьютера. Сетевая версия
учебника позволяет превратить
каждый урок в увлекательное
соревнование, своего рода "погоню
за знаниями". Победители не только
заканчивают работу раньше, чем "аутсайдеры",
которых программа заставляет
повторно прослушивать "заваленные"
подпараграфы, но могут быть
награждены "призом" - озвученным
и иллюстрированным историческим
анекдотом.
Помимо сетевой создана "открытая",
профессиональная версия учебника.
Она включает все возможности сетевой
версии, но дополнительно позволяет
преподавателю изменить структуру и
содержание курса, включить в учебник
свои методические наработки (иллюстрации,
тесты), дополнить хронологию
событиями истории своего региона,
внести новые персоналии и т.д. При
желании можно переозвучить и
перемонтировать мультимедийные
лекции на свой лад, то есть создать
свой оригинальный учебник.
Разумеется, профессиональная версия
- намного более сложный инструмент, и
она заслуживает самостоятельного
рассмотрения.
После ввода имени и выбора уровня
сложности учащемуся становятся
доступны ячейки журнала (разделы
курса), и материал даётся с
соответствующей степенью
детализации.
Учебник позволяет облегчить
усвоение обширного материала за счёт
комплексного воздействия видеоряда
и звука. Изучение каждого параграфа
заканчивается автоматизированным
тестированием. В результате
программа формирует «классный
журнал» с оценками учащихся и
выявляет плохо усвоенные лекции,
которые придётся прослушать ещё раз
перед повторным тестированием, если
ученик претендует на более высокую
оценку.
Предусмотрены и развлекательные
моменты, стимулирующие интерес
учащихся (юмористический сериал «Экзамен»,
призы для отличников - озвученные и
иллюстрированные исторические
анекдоты).
Учебник «История России: XX век»
одобрен федеральным экспертным
советом, московским бюро ЮНЕСКО,
комитетом по образованию ГосДумы РФ,
включён в федеральный комплект
учебников.
Вичук А.В. Применение
мультимедийного курса на уроке
истории (материалы всероссийского
@вгустовского педсовета 2001 г.).
Идеальный
вариант работы с учебником - занятия
в компьютерном классе:
- компьютерный учебник подходит для
организации самостоятельной работы
учащегося;
- он одновременно является и рабочей
тетрадью, и атласом, и хрестоматией, и
справочником, и видеофильмом;
- позволяет обеспечить учебными
материалами и заданиями каждого
учащегося;
- дает возможность организовать
сплошной контроль результатов
самостоятельной работы, что весьма
актуально при переходе учебных
заведений страны к единому
централизованному тестированию;
- возможен и самостоятельный выбор
учащимися объема учебной информации:
изучение не только основного
материала учебника, а также и
дополнительной информации по
интересующему историческому сюжету...
Данный учебник использовался при
изучении курсов по истории России (XX
в.) в 9 и 11 классе (разные уровни
сложности). На мой взгляд, он не
заменяет, а дополняет школьный
учебник. Удобным моментом является
то, что в любой момент учитель может
задержать изображение на экране,
чтобы дать возможность учащимся
сделать все необходимые записи в
тетради.
Михаил Пчелин,
рецензия "История и новые
мультимедиа-технологии"("Мир
ПК", #8, 1998):
"...
Полноценный мультимедийный учебник
по новейшей истории для средней
школы."
"... Данный продукт предназначен
для изучения истории в школе и дома,
поэтому не слишком требователен к
ресурсам ПК. При повышении мощности
ПК улучшается качество
воспроизводимых видеофрагментов, а
также ускоряются поиск информации и
переход от одного раздела к другим."
"... Ученики легко осваивают
простой интерфейс программы. После
запуска перед вами открывается
главное меню программы, выполненное
в виде школьного класса во время
экзамена по истории."
"... Даже немного поработав с
учебником, понимаешь, как хорошо
продумано его оформление. Благодаря
подаче материала в виде лекций не
нужно читать с экрана, что очень
утомительно. Хорошие графика и
монтаж, профессиональное дикторское
озвучивание - все это помогает
полностью погрузиться в атмосферу
изучаемой эпохи. Сами лекции длятся
лишь несколько минут, поэтому не
утомляют. В любой момент можно
прервать лекцию и просмотреть
встречающиеся в ней термины,
документы, хронологию событий или
персоналии (всего около 700),
включающие не только общественно-политических
деятелей, но и писателей, поэтов,
композиторов, художников и
архитекторов XX в. При необходимости
можно легко найти нужную информацию,
задав поиск по отдельным терминам
или по словосочетаниям. Это
позволяет научить школьника
оптимально организовать поиск
данных, что очень важно, ведь умение
быстро ориентироваться в огромном
потоке информации - необходимое
условие успешной деятельности
современного человека."
"... Следует отметить, что при
тестировании учебник понравился не
только детям, но и взрослым - в нем
приведено множество забавных фактов
о литературе и искусстве XX в."
"... Очень радует, что авторы, не
дожидаясь выхода следующей версии
продукта, постоянно его
совершенствуют. Обновление можно
получить на Web узле www.history.ru, причем не
только ее программной части, но и
содержания, ведь XX век еще не
закончился..."
|