Статьи и обзоры > Электронные учебники > История
 Энциклопедия истории России 862-1917 гг. 
Издатель: «Коминфо»

Возраст: от 12 лет и старше(7-11 класс)

Информация на диске "Энциклопедия история России. Том I" охватывает период с 862 по 1917 год. Основная часть текстового материала представлена в четырех больших разделах: "Правители", "Современники", "События", "Памятники культуры". Кроме перечисленных разделов CD-ROM содержит генеалогическое дерево двух правивших в России династий - Рюриковичей и Романовых, а также подробную хронологическую шкалу. Всего на диске более 1000 статей, свыше 400 иллюстраций, видеофрагменты и анимационные карты важнейших сражений.

В разделе "Правители" вы найдете сведения обо всех правивших в России князьях, царях и императорах. Расположенная рядом со статьей шкала правителей позволит вам легко перемещаться в "пространстве и времени", попадать из одной эпохи в другую или путешествовать в рамках одного периода, сравнивая одно правление с другим, наблюдая за процессом развития политических структур и общественных отношений. Каждая из статей снабжена многочисленными гипертекстовыми ссылками, благодаря которым вы можете получить в других разделах диска более полную информацию относительно заинтересовавшего вас события или персоны. Кроме того, к некоторым из статей подобран видеоматериал в сопровождении дикторского текста.

Раздел "События" - это тщательно подобранный перечень важнейших или просто интересных событий истории. Вы узнаете о принятии христианства на Руси, походах русских князей, осадах Константинополя, восстаниях стрельцов, о том, как княгиня Ольга отомстила за смерть мужа, о дворцовом перевороте, возведшем на престол Елизавету Петровну, и многом другом. Рассказ о событиях раннего периода российской истории снабжен многочисленными цитатами из летописных сводов. Статьи о важнейших битвах и сражениях дополнены анимационными картами и дикторским текстом.

Раздел "Современники" содержит обширную информацию о современниках российских правителей, видных людях эпохи, оставивших свой след в истории, церковных деятелях, террористах и цареубийцах. Например, какую роль в судьбе императрицы Екатерины II сыграли братья Орловы, каким был жизненный путь Григория Распутина, Марины Мнишек, о бесславном завершении блестяще начавшейся карьеры графа Дмитриева-Мамонова, одного из фаворитов Екатерины II. И здесь гипертекстовые ссылки позволят вам свободно путешествовать по "просторам истории".

Раздел "Памятники культуры" - великолепно иллюстрированный рассказ о непревзойденных шедеврах русского искусства. Вы увидите иконы Андрея Рублева, Феофана Грека. Не выходя из дома, посетите Великий Новгород, Владимир, Киев, увидите прекрасные соборы, фрески, узнаете, как выглядят "голосники" и каково их предназначение.

Обширная и чрезвычайно подробная хронологическая шкала, также, как и основные разделы "Энциклопедии", снабженная гипертекстовыми ссылками, позволит вам зримо представить ход исторического процесса, проследить параллели истории, смену династий и правителей.

Представленное на диске генеалогическое дерево дает наглядное представление о родственных связях членов правивших в России до 1917 года династий - Рюриковичей и Романовых. Вы поймете, почему Иоанн Грозный называл себя Рюриковичем, узнаете, что основатель Москвы Юрий Долгорукий был сыном Киевского князя Владимира Мономаха.

Выделенные в статьях гипертекстом термины имеют толкование. Что такое подушная подать или "Табель о рангах"? Что представляла собой Боярская Дума? Какие функции выполнял Святейший Синод? Ответы на эти вопросы включены в глоссарий CD-ROM.

Анимационные карты войн и сражений представляют собой великолепное наглядное пособие. По ним вы сможете проследить передвижения войск, ход сражений, расстановку сил противоборствующих сторон. Карты снабжены пояснительным дикторским текстом.

В работе с диском вам поможет разветвленная система поиска, который ведется в определенном временном интервале, по ключевому слову, по одному или нескольким разделам "Энциклопедии". Вы можете пометить закладками наиболее заинтересовавшие вас статьи. Удобные интерфейсы позволят вам легко ориентироваться в CD-ROM.
Данная Энциклопедия уже получила положительные отклики со стороны учителей. Вот, что, в частности, пишет Т.А.Калюжная, учитель истории, экспериментальная средняя школа-гимназия № 625 АПН РФ, г.Москвы: «Как учитель-практик могу сказать, “Энциклопедия” в значительной степени облегчает учителю – процесс подготовки к уроку и само объяснение темы, а ученикам – усвоение материала. Практика показывает, что обращение учителя к интерактивным наглядным пособиям повышает его авторитет у учащихся, что, естественно, благоприятно сказывается на их отношении к предмету и стремлении запомнить увиденное и услышанное на уроке. Готовясь к уроку, учитель может в течение очень небольшого количества времени отследить материал по всему историческому периоду, провести широкие параллели или сравнения с другими эпохами, значительно оживить изложение темы урока, так как практически весь материал диска, посвящен ли он персоналиям - представителям правящих династий и их современникам, или конкретным историческим событиям, снабжен ссылками из летописных сводов, воспоминаниями современников событий. Кроме того, интерактивные средства обучения позволяют учащимся проследить в динамике, например, ход сражений, что повышает интерес учащихся к предмету изучения. В этом отношении коллекция анимационных карт, представленных на CD-ROM, может оказать неоценимую помощь учителю».  

Демонстрационный ролик, посмотреть: www.nd.ru/products/exclusive/rhistory_d.shtml


Отзывы:

 Источник: www.nd.ru/products/exclusive/rhistory_a1.shtml

Энциклопедия истории России, 862-1917

Я очень плохо знаю историю. Нет, разумеется, в школе у меня всегда была пятерка по истории - благо, пробежав глазами параграф в учебнике, я обычно могла вполне сносно пересказать его содержание, к радости учителей. Но историю я никогда не знала. Не могу сказать, что меня это совершенно на волновало - нет, волновало. Не так чтоб очень сильно, но все же. Ось времени очень полезна для ориентировки в накопленных человечеством знаниях, и некие представления в области истории требуются при изучении большинства гуманитарных наук, от философии до литературоведения.

Но, увы, выучить историю оказалось для меня крайне сложным делом. Проблема в том, что обилие фактической информации, мало связанной логически, может держаться в моей голове крайне ограниченное время, после чего без следа выветривается - и, видимо, это свойственно не мне одной, так как я знаю массу людей, которые очень плохо знают историю. Мой идеал учебы - это то, как я учила английский: двухмесячный курс, на котором дали только грамматику. Остальное легко наросло само. Так вот, когда я пыталась изучить историю, основную проблему для меня составляла именно невозможность выделить эту "грамматику". Ведь линейное построение текста (в том же учебнике, да и не только) вынуждает или придерживаться только одной оси изложения, или изложение станет лишенным логики, что и происходит с учебниками истории. Ведь , помимо времени, исторические события происходят в пространстве (т.е. есть географические закономерности), в культуре (скажем, история военного дела и история музыки имеют существенно разные закономерности), в некоторых социальных слоях, наконец. В итоге невозможность последовательно изложить на бумаге все это многомерное безобразие приводит к тому, что историю мы знаем довольно плохо. Наверно, уже понятно к чему я веду - гипертекст словно специально придуман для спасения от этой проблемы. А на написание всех этих рассуждений меня вдохновил диск от Коминфо под незатейливым названием "Энциклопедия истории России, 862-1917", построенный, разумеется, с использованием гипертекста. Сразу скажу, что я с превеликим удовольствием купила бы продукт, который стал бы следующим шагом после этого - скажем, энциклопедия всемирной истории дисках эдак на 10-15, причем видео можно поменьше, а вот описания поподробнее. Это наверняка далеко продвинуло бы меня на пути понимания мировой истории. Но кто ж мне даст?.. :) Так что вернемся к нашим земным реалиям и к тому диску, о котором я веду речь, - хоть и далекому от сияющего совершенства, но вполне достойному вашего внимания. Сначала об общей структуре диска. Он действительно построен скорее как энциклопедия, нежели как учебник - его нельзя "прочесть от корки до корки", а можно только "облазить вдоль и поперек". То есть, открыв эту энциклопедию, вы не сможете сесть и расслабиться, повинуясь течению авторской мысли. Нет, напротив - вы и только вы решаете как, что и в каком порядке просматривать. На самом деле, сначала это слегка обескураживает, но немножко задумавшись, понимаешь, что только так и можно, и это действительно правильно.

Хотя конечно, есть некая основная "ось", на которую нанизано все содержание диска. История России поделена на эпохи по правителям. Для каждой выбранной эпохи основной экран содержит общий рассказ о правителе и его правлении, а также содержит три группы ссылок. Первая группа ссылок предлагает мультимедийные дополнения непосредственно к просматриваемому документу - например, просмотреть прилагаемый видеоролик, анимацию, иллюстрацию или прослушать текст, произносимый диктором. Вторая группа ссылок ведет на справочный материал: карту события, генеалогическое древо правителей или временную шкалу событий. Кстати, все карты событий можно просмотреть, одну за другой, выбрав раздел "Карты" на самом первом, стартовом экране энциклопедии. Генеалогическое древо и временная шкала - довольно важные и удобные вещи, но жаль, что их нельзя распечатать. Наконец, третья группа ссылок позволяет перейти как бы к другим "осям повествования", покинув раздел "Правители". В разделе "Современники" рассказывается о личностях, вошедших в историю России. Раздел "Культура" содержит подборку информации о культурных памятниках различных эпох, а раздел "События" включает, как легко догадаться, значимые исторические события. Вы можете двигаться по любому из разделов, привлекая данные других для создания общего представления о эпохе. Для начала мне показалось наиболее правильным идти именно так, как предполагали создатели - перемещаясь от правителя к правителю, и используя сведения остальных разделов как вспомогательные.

-менее - потому, что, во-первых, не всегда вообще установлена дата рождения, во-вторых, непонятно, стоит ли их располагать по дате рождения, поскольку на самом деле нас интересует не момент рождения, а момент "исторической активности" данной личности. И в-третьих, кажется, они еще периодически по алфавиту выстроены. :) Но в целом, по большому счету, историческая последовательность наблюдается, и это довольно поучительно. Во время просмотра статьи любого из разделов на левой панельке, которую так и хочется назвать навигационной, отражается период, на который приходится существование данного человека, события, или возникновение культурного памятника. Кроме просмотра статей по разделам, разумеется, есть возможность поиска, причем как простого, так и довольно сложного. Например, можно выбрать все статьи о культурных памятниках X-XIV веков, содержащие видеоролики. Или, скажем, статьи о всех правителях и современниках 1620 - 1917 годов, с дикторским текстом. Навигация по энциклопедии сделана достаточно очевидно. Перемещение по статьям внутри раздела осуществляется с помощью стрелочек в правом верхнем углу, там же находится кнопка отката назад, к предыдущему документу, без которого в гипертексте никак. Честно говоря, немного не хватало привычной для гипертекстовой навигации возможности открыть ссылку в новом окне. Еще одна особенность, напоминающая броузеры - наличие довольно удобного в использовании списка закладок. Чтобы закрыть тему интерфейса, скажу, что понравилась возможность выбора размера шрифта (три варианта), копирования статьи целиком или изображения из нее. Вызвала недоумение невозможность сортировать результаты поиска не по алфавиту, а по времени (хотя казалось бы, чего ж логичнее для исторической энциклопедии). В целом интерфейс довольно продуманный и удобный, хотя и не лишен нескольких нелогичностей. Теперь смело перейдем к содержанию. Начну с комплимента - сев смотреть диск, я просидела за ним, не отрываясь, часа с полтора. Может, и больше бы просидела, если б не пора было пообедать. :) Изложен материал довольно внятно и доступно. Хотя понятно, что, отступив от сухой академичности, мы, как всегда, не только приобретаем, но и теряем. Например, в корректности и емкости формулировок, то есть в итоге - в охвате данных. Теперь - о недостатках. Для оценки содержания диска был специально приглашен человек, хорошо разбирающийся в русской истории. Если не считать нескольких мелких недочетов, претензия к содержанию оказалась одна - невыдержанность позиции. Дело в том, что история - такая наука, которая сильно зависит от подхода исследователя. Например, как многие из нас помнят со школы, историю можно анализировать, как результат закономерного взаимодействия классов, социальных институтов и т.п. Есть другой подход, когда определяющей считается роль отдельных личностей в истории, и так далее. Проблема возникает тогда, когда нет единого подхода. Именно этой бедой страдает содержание описываемой энциклопедии: иногда возникает ощущение, что ее делали 3-4 совершенно разных человека. Это несколько дезориентирует. Библиография диска подтверждает мнение о том, что к подбору его содержания подходили без академической вдумчивости. Остальные свойства содержания энциклопедии уже нельзя назвать минусами, это, скорее, особенности - ведь никому не объять необъятного. Так, например, военная история в этой энциклопедии описана довольно мало. Поклонники военного искусства Суворова будут немало разочарованы, не встретив ни одного сколько-то подробного описания его великолепных сражений. Создатели постарались не обидеть радетелей русской воинской славы, и положили на диск довольно много карт военных кампаний и некоторое количество анимированных иллюстраций отдельных боев - таки, как Ледовое побоище, Куликовская битва или оборона Севастополя. Но, к сожалению, эти анимации тоже страдают некоторой невыдержанностью. Например, в анимации Бородинского сражения и русская, и французская армия изображены таким числом разных цветов, что отличить своих от французов крайне трудно. При этом можно было бы понять, если бы это было сделано для некого "исторического натурализма" - правильной передачи снаряжения видов войск и т.п. Но к исторической правде эта боевая раскраска тоже отношения не имеет. Еще одна беда - то, что изображено на анимации, не всегда совпадает с дикторским текстом. Диктор говорит, что французы взяли такую-то деревню - а на анимации они и не пошевелились, в деревне наши войска. Это тем более обидно, что вообще-то анимации - очень удобный инструмент для объяснения использовавшихся тактик ведения боя.

Евгения Завалишина

 


Источник: http://www.nd.ru/education/lessons/history1.htm

Курс "История Российской и мировой цивилизации" 10 класс.

Тема: "Цивилизационная альтернатива Х века - ислам, иудаизм, христианство. Выбор князя Владимира".

Цель урока: Подвести учащихся к пониманию того, что для Руси того времени выбор веры был выбором цивилизационной альтернативы. Отработать имеющиеся навыки сопоставления различных источников, работы в режиме новых образовательных технологий и обобщения материала, развить умение находить решения поставленной проблемы.

1.Организационный момент.
Объявляется тема урока.
В процессе работы над материалом темы Вам предстоит узнать:

  1. Как на основании исторических материалов ученые пытаются восстановить достоверную картину крещения Руси.
  2. Определить причины и последствия принятия новой религии для Руси. Отработать навыки:
    • сопоставлять различные источники, обобщать материал, делать выводы.
    • находить решения поставленных проблем.
  3. Компьютерная поддержка урока.


Проблема урока:
Почему выбор веры был выбором цивилизационной альтернативы?

2. Ход урока.

1.Язычество на Руси. Реформа князя Владимира.

Огромные империи древности были языческими, а уровень развития государственных институтов был в них несопоставимо выше, чем в Киевской Руси.

Правда, в любой из них существовал четкий структурный пантеон богов, в то время как у славян он еще только складывался, и для его окончательного оформления требовались многие десятилетия, а то и века.

Однако, встает вопрос о том, почему развитие религиозной мысли славянства пошло не по пути формирования такого пантеона, а по пути окончательного отказа от многобожия.

Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим, что представляло собой язычество на Руси. / Выступление учащихся /.

По результатам выступлений делается вывод:

  • Язычество не имело явно выраженного духовного идеала.
  • Племенные божества не имели никакого отношения к власти князя, особенно киевского.

2. Монотеистические религии мира.

Развитие религиозных взглядов шло от конкретного к общему. Высшим уровнем обобщения в религиозном сознании народов, живших к западу от Индии, стало формирование представления о едином Боге - вседержителе.
Переход к монотеизму - крупнейший культурный процесс всемирного масштаба, охвативший многие языческие страны и народы. Таким образом, переход к новой религии был закономерен и неизбежен. Тем не менее, формы закономерного торжества монотеизма на Руси могли быть различными, поскольку соседние государства использовали все три монотеистические религии: христианство, иудаизм, ислам.

  • В чем состояло отличие мировых религий от языческих верований?
  • Назовите общие черты монотеистических религий.
/Выступление учащихся /

3. Русь перед выбором.
  • Как современные историки определяют причины принятия христианства?
Для ответа на вопрос используйте материалы под № 1, 2, 4, 5, находящиеся у вас на столе.

После анализа материалов, учащиеся должны назвать основные причины принятия христианства на Руси. Например:
  1. Усиление роли государства, возвышение его над народом, что вступало в противоречие с общинными языческими представлениями других славян.
  2. Несовместимость установившегося государственного единства и разнородных языческих культов отдельных восточных славянских племен. Идее единого государства должна соответствовать и единая религия.
  3. Языческая Русь не могла входить равноправным членом ни в какие международные союзы и была обречена на внешнеполитическую изоляцию, прежде всего от Европы, где не хотели заключать браков с язычниками и торговать с ними.

4. Корсунская легенда и ее анализ.

Вопрос крещения Руси до сих пор вызывает много споров. Многие ученые подвергают сомнению традиционную датировку, по-разному реконструируют последовательность событий. Дискуссионными остаются вопросы о соотношении политических, религиозных и иных факторов, воздействовавших на князя Владимира, и о характере русско-византийских отношений при нем.

На эти вопросы мы не можем дать исчерпывающие ответы, однако знакомство с летописными источниками, работами историков, демонстрация и рассмотрение CD-RОМ "Энциклопедия истории России. 862-1917" поможет нам понять, о чем спорят исследователи, какие проблемы их волнуют.

1 этап работы.
Для этого 1 группа проанализирует так называемую Корсунскую легенду в "Повести временных лет".
2 группа - найдет сведения, содержащиеся в других древних источниках. Тексты № 3, 7.
3 группа проанализирует материалы CD-ROM "Энциклопедия истории России".
А. Все полученные сведения оформляем в виде таблицы "Крещение Владимира".
Б. Составляем видеоряд "Крещение Владимира". (Используется графика CD-ROM)
Корсунская легенда Свидетельства других авторов Спорные вопросы Мнение современных исследователей Современные авторы
         
На основе полученных данных сформулируйте вопросы, вызывающие споры.
Учащиеся формулируют следующие вопросы:
1. Кто побудил князя Владимира принять крещение?
2. Каковы цели оправленных Владимиром посольств?
3. Цели похода на Корсунь?
4. Когда и кем совершено крещение?

2 этап работы.
Как на поставленные вопросы отвечают современные историки?
Тексты № 6, 8, 9, 10.
Какая из предложенных исследователями реконструкций хода крещения Руси кажется вам наиболее убедительной?
5. Последствия принятия христианства.

Имея определенный багаж знаний, как вы определите последствия принятия христианства?

6. Решение проблемы урока.

Почему же выбор веры был выбором цивилизационной aльтернативы?
(Потому, что принятие христианского вероисповедания по восточному "греческому обряду" стало тем выбором, который на тысячелетия предопределил духовное и культурное развитие Руси и во многом предопределил место нашего государства в политической системе европейских стран.)

7. Подведение итогов, выставление оценок.
8. Домашнее задание.


1. История России. А. Сахаров, В.Буганов. Глава 1, параграф №7.

2. Российская цивилизация. И.Ионов. Глава 2, параграф №3.

3. CD-ROM. Энциклопедия истории России. Раздел "Владимир 1: культура, события".

Материалы к уроку: к указанным учебным и электронным пособиям дается приложение к уроку в варианте дополнительного текста.

Урок разработан учителем истории,
Методистом ЮЗАОУ ОМЦ по истории,
Членом федерального экспертного совета
области "Обществознание"
при Министерстве Образования РФ,
аспирантка
Соловей Л.И


"ТЫСЯЧЕЛЕТНИЙ УРОК", Журнал "Техника молодежи", № 12, 1999 г

ТЫСЯЧЕЛЕТНИЙ УРОК

Для очерка о средневековой Руси автору понадобились иллюстрации. В домашней библиотеке искомого не нашлось. В Интернете кое-что обнаружилось, но качество картинок низкое. Остается одно - достать...

Для доклада о видном дореволюционном деятеле школьнице срочно потребовался дополнительный материал. Сочинения историков и всевозможные справочники с отцовских полок за час не перелистаешь. У живущих поблизости одноклассников необходимых пособий нет. Остается одно - достать...

Для разгадки кроссворда соседу жизненно необходимо по датам правления установить имя древнерусского князя, а память - штука дырявая. Остается одно - достать...

И пользователь достает из коробки и вставляет в дисковод компьютера лазерный диск под названием

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСТОРИИ РОССИИ. 862 - 1917. M., Коминфо, 1998.

Владелец вправе надеяться на решение возникших проблем. Ведь в каталоге он прочел: "Диск представляет собой подробный и богато иллюстрированный обзор истории Государства Российского. Энциклопедия... рассказывает о правителях и выдающихся людях страны. В диск вошли также статьи о старинных русских городах, выдающихся произведениях искусства и исторических памятниках". За точку отсчета по традиции условно принята примерная дата вокняжения Рюрика в Новгородской земле. Верхний рубеж трагически безусловен - год крушения Российской империи...

Выпустившее CD-ROM издательство ориентирует свою продукцию на широкий круг пользователей - от учеников средних и старших классов до просто любознательных людей, вне зависимости от их образования и профессии. "Энциклопедия истории России" (далее "ЭИР"), разработанная в рамках серии "Интерактивный мир", рекомендована школьникам от 12 лет и старше. Поэтому ее составители постарались избежать сенсационных гипотез и пикантных подробностей, на которые столь падки сегодняшние публицисты. В то же время отсутствие альтернативных версий по спорным вопросам не выводит пособие за рамки учебно-справочного, в коем не принято представлять историческую науку как поле борьбы различных мировоззрений и научных школ. Но "ЭИР" ведь и создавалась не для будущих историков, вернее, не только для них. И потому с категоричностью некоторых суждений пользователям либо придется согласиться, либо - в поисках иного мнения - обратиться к специальным изданиям. Но при этом иметь в виду, что в основу "ЭИР" легли изыскания видных отечественных историков - в чем легко убедиться, ознакомившись с библиографией. В перечне использованных источников и трудов - "Повесть временных лет", "История государства Российского" Н.М. Карамзина, монография Б.Д. Грекова "Киевская Русь", работы Б.А. Рыбакова, учебники и энциклопедические издания по истории России, русской литературы и искусства, книги из серии "ЖЗЛ".

Всего в "ЭИР" 1005 статей, 120 из которых "продублированы" сокращенными вариантами в дикторском исполнении. В числе 700 с лишним иллюстраций портреты знаменитостей, репродукции картин и икон, книжные миниатюры, фотоснимки архитектурных сооружений, предметов быта, украшений и т.п.

Оформление энциклопедии удачно выдержано в едином стиле. Начиная с главного меню (1) и кончая выходными сведениями, в цветовом решении преобладают благородные серовато-коричневые и золотисто-желтые тона: умбра, сиена, охра, их различные оттенки и сочетания. На этом спокойном фоне выгодно выделяются более яркие детали, а также демонстрируемые иллюстрации. Выбранный общий колорит хорошо отвечает смысловому наполнению диска: это цвет архивных документов - старинного пергамента и пожелтевшей от времени бумаги, это цвет сафьяна на обложках древних книг и цвет потускневших окладов на образах.

Главное меню программы  содержит четыре пункта. Первый и основной - "Статьи". Он открывает путь ко всей информации на диске и к системам ее поиска и копирования. Вторая кнопка выводит на экран изящно оформленную хронологическую шкалу, которая позволяет, щелкнув по ярлычку с нужной датой, вызвать соответствующую статью или справку. Третья кнопка открывает окно с генеалогическим древом Рюриковичей, откуда вызывается и родословие Романовых. Нажав четвертую кнопку - "Карты", можно выбрать из их списка ту, которая требуется; одновременно будет найдена статья, к которой эта карта относится. Хронологическая шкала, генеалогическое древо и карты вызываются также из окна статьи - кнопками, расположенными вверху справа.

Информация на диске представлена в четырех основных разделах: "Правители", "Современники", "Культура", "События", причем первый из них делится на две части: "Род Рюриковичей" и "Дом Романовых". Всего же в разделе "Правители" 65 статей о князьях, царях и императорах, правивших в России, - от Рюрика до Николая II (при этом в персоналиях дается не вся их биография, а только период правления; для политической истории государства это вполне уместно, для истории общества в целом - едва ли, ведь многие Рюриковичи и некоторые из Романовых начали свое служение Отечеству еще до того, как заняли великокняжеский стол или царский трон). В раздел "Современники" включены три сотни статей о других знаменитостях, оставивших заметный след в истории нашей страны. Раздел "Культура" содержит 170 статей: о древнейших русских городах, памятниках архитектуры, произведениях живописи и ювелирного искусства. Немалую часть иллюстраций "ЭИР" как раз и составили снимки замечательных творений российских художников и градостроителей. В последнем из четырех разделов 160 статей. Они повествуют о важнейших событиях нашей истории: войнах и битвах, государственных переворотах и народных восстаниях, реформах и революциях.

Облегчает поиск разнородной информации система тематических фильтров. Если вы не знаете, где искать интересующее вас имя, название, понятие, или хотите найти все статьи, где они упоминаются, вы можете прибегнуть к системе поиска по слову либо строке.

В "ЭИР" включены 14 видеофрагментов - отрывки из художественных и документальных фильмов, из дореволюционной кинохроники, в частности, военной. Девять анимационных карт со схемами важнейших сражений демонстрируются в сопровождении дикторских пояснений, музыки и шумовых эффектов и наглядно представляют крупнейшие кампании и сражения наших предков.

Интерфейс энциклопедии интуитивно понятен. Но в случае затруднений всегда можно обратиться к подробному "Руководству пользователя" и встроенной системе помощи. (Что же касается обычного для программных пакетов файла readme.txt, отмечу: давно не встречал на лазерных дисках столь подробной инструкции по оптимизации системы для работы с ними.)

Итак, "ЭИР" способна удовлетворить многие потребности пользователя в части знаний об историческом прошлом Отечества. Но сначала пользователю придется выполнить ее требования - к персоналке. Не пугайтесь: они вполне приемлемы. Минимальные таковы: компьютер типа PC с процессором Pentium 100 или аналогичным; Windows 95/98/Windows NT 4.0; CD-ROM-дисковод с 4-кратной скоростью; 16 Mбайт ОЗУ; видеоадаптер, поддерживающий не менее 32768 цветов; 16-битная звуковая карта; мышь. (Специально для тех, кто до сих пор пользуется 486-ми ПК и низкоскоростными приводами дисков, сообщаю: на "четверке" со 133-Мгц чипом AMD5x86, памятью 20 Мбайт и CD-ROM-дисководом 2x (правда, с хорошим программным кэшем) означенный диск весьма неплохо работал; разумеется, при просмотре видеороликов кадры сменялись с задержками, но это вполне терпимо.) Оптимальная конфигурация тоже никого не удивит: чип не ниже Pentium 150; CD-ROM-дисковод с 8-кратной скоростью; 32 Мбайт памяти; видеорежим 65536 цветов; прочие параметры те же.

Но вернемся к нашим героям. Автор очерка вовремя сдал его в набор - с требуемыми иллюстрациями. Школьница-гимназистка получила за доклад пятерку. А сосед впервые до конца разгадал кроссворд. Мелочь, а приятно...

Учебника по отечественной истории "ЭИР" не заменит. Но такой цели никто и не ставил. Для школьников - это наглядное пособие по сложному предмету. Для всех, кому небезразлично родное прошлое, - удобный, богато иллюстрированный сборник сведений по нашей дореволюционной истории. Обращение к которой - урок, нужный всем. Долгий, более чем в тысячу лет, урок.

Анатолий ВЕРШИНСКИЙ