Открытая Физика 1.1
Физикон.
Полный мультимедийный курс
физики, состоящий из отдельных
модулей - компьютерных
экспериментов, является
уникальной обучающей программой,
позволяющей ученику
самостоятельно разобраться в
различных вопросах физики,
постичь ее основы, досконально
понять сущность физических
законов.
Курс предназначен учащимся
средних школ, техникумов, лицеев,
колледжей и студентам
нефизических специальностей
институтов, лицам, самостоятельно
изучающим физику, абитуриентам
при подготовке к поступлению в
ВУЗ, преподавателям
общеобразовательных учебных
заведений.
Автор содержания курса «Открытая
Физика 1.1» – Станислав
Миронович Козел, профессор МФТИ,
руководитель сборной команды
России на международных
олимпиадах школьников по физике,
Заслуженный деятель науки РФ.
- Механика
- Термодинамика
- Механические колебания и
волны
- Электричество и магнетизм
- Оптика
- Квантовая физика
Учебный компьютерный курс
«Открытая
Физика 1.1» соответствует
программе курса физики для
общеобразовательных учреждений и
выбран Министерством образования
для поставки в 31 тысячу школ
России.
Сертификат министерства общего
и профессионального образования N
0000026/
Курс «Открытая Физика 1.1»
содержит:
84
компьютерных эксперимента.
11
видеозаписей и 8 графических
моделей физических опытов;
методические
материалы;
2 часа
звуковых пояснений по следующим
разделам физики.
Курс имеет поддержку через
Интернет на сервере "Открытый
колледж" www.college.ru
Источник: http://center.fio.ru/vio/vio_03/cd_site/Articles/art_5_5.htm#
Опыт использования компьютерных
моделей на уроках физики.
Большое число компьютерных
моделей по всему школьному курсу
физики содержится в мультимедийных
курсах, разработанных компанией "Физикон":
"Физика в картинках", "Открытая
физика 1.1", "Открытая физика
2.0", "Открытая астрономия 2.0" и
"Открытая химия 2.0". Главной
отличительной особенностью этих
компьютерных курсов являются
многочисленные компьютерные модели -
уникальные и оригинальные
разработки, которые высоко оценили
пользователи во многих странах. (Заметим,
что значительное число моделей
расположено также на сайте "Открытый
колледж" по адресу: http://www.college.ru/).
Компьютерные модели разработанные
компанией "Физикон" легко
вписываются в урок и позволяют
учителю организовать новые,
нетрадиционные виды учебной
деятельности учащихся. Приведём в
качестве примеров три вида такой
деятельности:
- Урок решения задач с последующей
компьютерной проверкой.
Учитель предлагает учащимся для
самостоятельного решения в классе
или в качестве домашнего задания
индивидуальные задачи,
правильность решения которых они
могут проверить, поставив
компьютерные эксперименты.
Самостоятельная проверка
полученных результатов, при помощи
компьютерного эксперимента,
усиливает познавательный интерес
учащихся, а также делает их работу
творческой, а зачастую приближает
её по характеру к научному
исследованию. В результате многие
учащиеся начинают придумывать
свои задачи, решать их, а затем
проверять правильность своих
рассуждений, используя
компьютерные модели. Учитель может
сознательно побуждать учащихся к
подобной деятельности, не опасаясь,
что ему придётся решать ворох
придуманных учащимися задач, на
что обычно не хватает времени.
Более того, составленные
школьниками задачи можно
использовать в классной работе или
предложить остальным учащимся для
самостоятельной проработки в виде
домашнего задания.
- Урок - исследование.
Учащимся предлагается
самостоятельно провести небольшое
исследование, используя
компьютерную модель, и получить
необходимые результаты. Тем более,
что многие модели позволяют
провести такое исследование
буквально за считанные минуты.
Конечно, учитель помогает учащимся
на этапах планирования и
проведения экспериментов.
- Урок - компьютерная лабораторная
работа.
Для проведения такого урока
необходимо разработать
соответствующие раздаточные
материалы. Задания в бланках
лабораторных работ следует
расположить по мере возрастания их
сложности. Вначале имеет смысл
предложить простые задания
ознакомительного характера и
экспериментальные задачи, затем
расчетные задачи и, наконец,
задания творческого и
исследовательского характера. При
ответе на вопрос или при решении
задачи учащийся может поставить
необходимый компьютерный
эксперимент и проверить свои
соображения. Расчётные задачи
рекомендуется вначале решить
традиционным способом на бумаге, а
затем поставить компьютерный
эксперимент для проверки
правильности полученного ответа.
Отметим, что задания творческого и
исследовательского характера
существенно повышают
заинтересованность учащихся в
изучении физики и являются
дополнительным мотивирующим
фактором. По этой причине уроки
последних двух типов приближаются к
идеалу, так как ученики получают
знания в процессе самостоятельной
творческой работы, ибо знания
необходимы им для получения
конкретного, видимого на экране
компьютера, результата. Учитель в
этих случаях является лишь
помощником в творческом процессе
овладевания знаниями.
Методика использования
компьютерных моделей на уроках.
Прежде всего, чрезвычайно удобно
использовать компьютерные модели в
демонстрационном варианте при
объяснении нового материала или при
решении задач. Согласитесь, что
гораздо проще и нагляднее показать,
как тело движется при наличии
положительной начальной скорости и
отрицательного ускорения, используя
модель "Движение с постоянным
ускорением" компьютерного курса
"Открытая физика", чем объяснять
это при помощи доски и мела.
Ведь на экране компьютера кроме
движущегося спортсмена, который в
соответствии с заданными начальными
условиями тормозит, разворачивается
и набирает скорость в
противоположном направлении, ещё и
соответственно изменяется длина и
направление вектора его скорости, а
также в динамическом режиме строятся
графики координаты, модуля
перемещения и проекции скорости. А
какими ещё средствами можно
обеспечить указанную демонстрацию?
Конечно, такие демонстрации будут
иметь успех, если учитель работает с
небольшой группой учащихся, которых
можно рассадить вблизи монитора
компьютера или, если в кабинете
имеется проекционная техника,
позволяющая отобразить экран
компьютера на стенной экран большого
размера. В противном случае учитель
может предложить учащимся
самостоятельно поработать с
моделями в компьютерном классе или в
домашних условиях, что иногда бывает
более реально.
Следует отметить, что при
индивидуальной работе учащиеся с
большим интересом повозятся с
предложенными моделями, пробуют все
регулировки, как правило, не особенно
вникая в физическое содержание
происходящего на экране. Как
показывает практический опыт,
обычному школьнику конкретная
модель может быть интересна в
течении 3 -5 минут, а затем неизбежно
возникает вопрос: А что делать дальше?
Опросы, которые проводил автор после
такой самостоятельной работы ,
показали, что учебный эффект
незначителен, так как дети при такой
работе мало что понимают.
Что же нужно сделать, чтобы урок в
компьютерном классе был не только
интересен по форме, но и дал
максимальный учебный эффект?
Учителю необходимо заранее
подготовить план работы с выбранной
для изучения компьютерной моделью,
сформулировать вопросы и задачи,
согласованные с функциональными
возможностями модели, также
желательно предупредить учащихся,
что им в конце урока будет необходимо
ответить на вопросы или написать
небольшой отчёт о проделанной работе.
Идеальным является вариант, при
котором учитель в начале урока
раздаёт учащимся индивидуальные
задания в распечатанном виде.
Какие же виды заданий и учебной
деятельности можно предложить
учащимся при работе с компьютерными
моделями и как организовать эту
деятельность?
Виды заданий к
компьютерным моделям
В процессе преподавания с
использованием мультимедийных
курсов "Физикона" нами были
разработаны следующие виды заданий
для учащихся к компьютерным моделям:
- Ознакомительное задание
Это задание предназначено для того,
чтобы помочь учащемуся понять
назначение модели и освоить её
регулировки. Задание содержит
инструкции по управлению моделью и
контрольные вопросы.
- Компьютерные эксперименты
После того как компьютерная модель
освоена, имеет смысл предложить
учащимся 1 - 2 эксперимента. Такие
эксперименты позволяют учащимся
глубже вникнуть в смысл
происходящего на экране.
- Экспериментальные задачи
Далее можно предложить учащимся
экспериментальные задачи, то есть
задачи, для решения которых
необходимо продумать и поставить
соответствующий компьютерный
эксперимент. Как правило, учащиеся
с особым энтузиазмом берутся за
решение таких задач. Несмотря на
кажущуюся простоту, такие задачи
очень полезны, так как позволяют
учащимся увидеть живую связь
компьютерного эксперимента и
физики изучаемых явлений.
- Расчётные задачи с последующей
компьютерной проверкой
На данном этапе учащимся уже можно
предложить 2 - 3 задачи, которые
вначале необходимо решить без
использования компьютера, а затем
проверить полученный ответ,
поставив компьютерный эксперимент.
При составлении таких задач
необходимо учитывать как
функциональные возможности модели,
так и диапазоны изменения числовых
параметров. Следует отметить, что,
если эти задачи решаются в
компьютерном классе, то время,
отведённое на решение любой из
этих задач, не должно превышать 5 -8
минут. В противном случае,
использование компьютера
становится мало эффективным.
Задачи, требующие более
длительного времени для решения,
имеет смысл предложить учащимся
для предварительной проработки в
виде домашнего задания и/или
обсудить эти задачи на обычном
уроке в кабинете физики, и только
после этого использовать их в
компьютерном классе.
- Неоднозначные задачи
В рамках этого задания учащимся
предлагается решить задачи, в
которых необходимо определить
величины двух зависимых
параметров, например, в случае
бросания тела под углом к
горизонту, начальную скорость и
угол броска, для того чтобы тело
пролетело заданное расстояние. При
решении такой задачи учащийся
должен вначале самостоятельно
выбрать величину одного из
параметров с учётом диапазона,
заданного авторами модели, а затем
решить задачу, чтобы найти
величину второго параметра, и
только после этого поставить
компьютерный эксперимент для
проверки полученного ответа.
Понятно, что такие задачи имеют
множество решений.
- Задачи с недостающими данными
При решении таких задач учащийся
вначале должен разобраться, какого
именно параметра не хватает для
решения задачи, самостоятельно
выбрать его величину, а далее
действовать, как и в предыдущем
задании.
- Творческие задания
В рамках данного задания учащемуся
предлагается составить одну или
несколько задач, самостоятельно
решить их (в классе или дома), а
затем, используя компьютерную
модель, проверить правильность
полученных результатов. На первых
порах это могут быть задачи,
составленные по типу решённых на
уроке, а затем и нового типа, если
модель это позволяет.
- Исследовательские задания
Наиболее способным учащимся можно
предложить исследовательское
задание, то есть задание, в ходе
выполнения которого им необходимо
спланировать и провести ряд
компьютерных экспериментов,
которые бы позволили подтвердить
или опровергнуть определённые
закономерности. Самым сильным
ученикам можно предложить
самостоятельно сформулировать
такие закономерности. Заметим, что
в особо сложных случаях, учащимся
можно помочь в составлении плана
необходимых экспериментов или
предложить план, заранее
составленный учителем.
- Проблемные задания
С помощью ряда моделей можно
продемонстрировать, так
называемые, проблемные ситуации,
то есть ситуации, которые приводят
учащихся к кажущемуся или
реальному противоречию, а затем
предложить им разобраться в
причинах таких ситуаций с
использованием компьютерной
модели.
- Качественные задачи
Некоторые модели вполне можно
использовать и при решении
качественных задач. Такие задачи
или вопросы, конечно, лучше
сформулировать, поработав с
моделью, заранее.
При регулярной работе с
компьютерным курсом из придуманных
заданий имеет смысл составить
компьютерные лабораторные работы, в
которых вопросы и задачи расположены
по мере увеличения их сложности. Это
занятие достаточно трудоёмкое, но
именно такие работы дают наибольший
учебный эффект.
Методика составления заданий и
лабораторных работ к компьютерным
моделям подробно описана в брошюре А.
Ф. Кавтрева "Методические аспекты
преподавания физики с
использованием компьютерного курса
"Открытая физика1.0", которую
можно найти в Интернете по адресу: http://www.college.ru/metod_phys.html.
Примеры заданий к компьютерным
моделям "Физикона", а также
бланки лабораторных работ
представлены в указанной брошюре и
на сайте Московского Центра
Федерации Интернет Образования по
адресу: http://center.fio.ru/
в рубрике "В помощь учителю".
Некоторые из них можно посмотреть:
- Приложение
1. Компьютерная лабораторная
работа. "Параллельное
соединение проводников",
материал для учителя
- Приложение
2. Компьютерная лабораторная
работа. "Смешанное соединение
проводников"
- Приложение
3. Компьютерная лабораторная
работа. "Смешанное соединение
проводников", материал для
учителя
- Приложение
4. Лабораторная работа "Моделирование
неупругих соударений"
Методика работы с компьютерными
курсами «Открытая физика» и «Физика
в картинках» А. Ф. Кавтрев. На этих
страницах представлены
методические материалы, задания к
компьютерным моделям, а также
компьютерные лабораторные работы
по ряду тем. center.fio.ru/method/resources/kavtrev/11/fiz/op_metod.htm
Методические аспекты
преподавания физики с
использованием компьютерного
курса «Открытая физика 1.0» www.college.ru/booklet/1st.html
- электронный вариант брошюры А. Ф.
Кавтрева. Брошюра включает 48
страниц текста и представляет опыт
по использованию обучающих
программ в школах. Предложен ряд
конкретных методических наработок.
|