Статьи и обзоры > Электронные учебники > Физика

Физикус

Издатель: МедиаХаус

Обучающая игра по физике для школьников среднего и старшего возраста издана на двух CD-ROM: на первом диске размещена анимированная энциклопедия по физике, на втором диске - собственно игра.

Игра, выполненная в жанре "квест", предлагает главному герою спасти планету от гибели. Для этого ему придется решить множество головоломок и задач, которые в той или иной степени связаны с физикой. Игрок может в любой момент обратиться к встроенной энциклопедии и найти необходимую подсказку.

Энциклопедия, включающая материалы по механике, электричеству, термодинамике, оптике и акустике, сделана настолько увлекательно и оригинально, что может заинтересовать даже отпетого двоечника, который не любит формулы и уравнения.

"Физикус" поможет школьнику лучше понять физические процессы, а учителю - продемонстрировать различные опыты без использования дополнительной аппаратуры.

Всего электронное издание содержит более 40 задач и головоломок, более 300 статей в физической энциклопедии, 50 анимированных физических экспериментов. 




Почему луна не падает на землю?

Ученый-экспериментатор не покладая рук испытывает природу на прочность. Записывает результаты опытов, потом придумывает объяснения увиденному и называет их Законами Природы. После этого другие ученые долго пытаются провести опыты (иногда - воображаемые опыты), опровергающие только что открытый «закон». Если оспорить его, за дело берутся инженеры. И возникают новые конструктивные или технологические решения, всевозможные телефоны, автомобили и даже блейзеры и мыльницы. Пока длится период бурной эксплуатации, физики-теоретики исписывают толстые тома, посвященные изучению нового закона природы, а математики так усложняют его формулировку, что раньше, чем на 5 курсе института, о нем не узнает ни один студент. В конечном счете, домохозяйка, получившая, например, новый удобный блейзер, и думать не будет о принципе его работы.

Это, конечно, самое удивительное - устройства, созданные благодаря успехам физики, работают, находясь в руках людей, ничего не знающих о том, что внутри.

Законы физики имеют наглядное, практическое значение и проявляются на каждом шагу. Характерный пример - трение: без трения мы не могли бы ходить, развязались бы все узлы, выпали все гвозди и шурупы. И с поверхности земли центробежная сила унесла бы нас в воздух.

То, чему учат в школе и институте, очень сильно отличается от настоящей, интересной физики. Заучивание формул заслоняет всё. В результате мы не знаем, как проявляет себя закон, например, Кулона, в окружающем нас мире или в других науках, в той же анатомии. И только иногда вспоминаем о его инженерном приложении в том или ином механизме.

«Физикус» - локализованная версия немецкой обучающей игры. И мне было интересно взглянуть на немецкую методику преподавания физики. В игре, кроме «квеста», где все головоломки основаны на знании физических законов, есть энциклопедия. Она логично построена, а некоторые картинки - например, лук, иллюстрирующий правило сложения несонаправленных сил - действительно удачны, что позволяет мне с чистой совестью рекомендовать эту игрушку родителям, обеспокоенным успехами сына (дочки) в физике. В качестве подарка на день рождения, например.

Вершиной всего прагматичные немцы считают механизмы. И каждый раздел энциклопедии кончается изучением чего-нибудь полезного: двигателя, рычага и т. п. Соответственно, и задачи в квесте связаны с запуском того или иного механизма, а цель игры - дать ток на катапульту и запустить планету (!), вращение которой остановилось.

Честно говоря, меня это расстроило. Конечно, необходимо знать, на основе какого принципа работает автомобиль и телевизор. Но, честное слово, я обхожусь в жизни без телевизора, и мой мир несколько шире. Мне интересней знать, почему Луна не падает на Землю, почему две половинки разбитой чашки не держатся вместе и почему вода уже бурлит в чайнике, а пар из носика идет только, если не снять крышку. Эти вопросы задает любой ребенок, а ответы на них дает физика, настоящая, живая - та, которую ученые восемнадцатого века называли «Натурфилософия» - философия природы.

Энциклопедия «Физикуса» рассказывает, надо отдать ей должное, и о таких вещах. Она вообще довольно разнообразна, хотя и не всегда точна, к тому же позволяет «ставить опыты», подтверждающие ее рассказ. При помощи интерактивных картинок можно натянуть лук, сдвинуть камень, потянуть, дернуть, бросить что-нибудь на рисунке. Совсем не плохо, и опыты действительно те, что надо, но… вверх ногами. Обычно природное явление физик наблюдает раньше, чем придумывает ему объяснение. Здесь же, как и в нашем школьном курсе, сначала рассказывается «как» все устроено, вплоть до формул, а потом проводятся подтверждающие опыты.

Но если энциклопедия и может помочь что-то запомнить, то в самой игре, честно говоря, все гораздо хуже. На обдумывание физической задачи уходит 10 % времени, а все остальное время герой бродит, озираясь по сторонам. Вспоминается мой любимый Tim (The Incredible Machine) - игрушка, где все подчинено законам физики, и 100 % времени ты думаешь и пробуешь, пробуешь и думаешь… Именно поиграв недельку в Tim II, я полюбил ТеорМех, который учил тогда - аккуратная работа сложного механизма завораживала. В квесте «Физикус», напротив, задачки решаются быстро и чуть ли не подбором, не заставляя задумываться.

У меня создалось впечатление, что собственно игра сделана только для того, чтобы у школьника был стимул почитать энциклопедию - на самом деле гораздо более интересную. При этом переключаться в энциклопедию мешает то, что иногда она требует вставить другой диск, а не тот, с игрой. Физика - необычная наука.

Илья Сайтанов