Ученый-экспериментатор не
покладая рук испытывает природу
на прочность. Записывает
результаты опытов, потом
придумывает объяснения
увиденному и называет их Законами
Природы. После этого другие
ученые долго пытаются провести
опыты (иногда - воображаемые опыты),
опровергающие только что
открытый «закон». Если оспорить
его, за дело берутся инженеры. И
возникают новые конструктивные
или технологические решения,
всевозможные телефоны,
автомобили и даже блейзеры и
мыльницы. Пока длится период
бурной эксплуатации, физики-теоретики
исписывают толстые тома,
посвященные изучению нового
закона природы, а математики так
усложняют его формулировку, что
раньше, чем на 5 курсе института, о
нем не узнает ни один студент. В
конечном счете, домохозяйка,
получившая, например, новый
удобный блейзер, и думать не будет
о принципе его работы.
Это, конечно, самое удивительное
- устройства, созданные благодаря
успехам физики, работают,
находясь в руках людей, ничего не
знающих о том, что внутри.
Законы физики имеют наглядное,
практическое значение и
проявляются на каждом шагу.
Характерный пример - трение: без
трения мы не могли бы ходить,
развязались бы все
узлы, выпали все гвозди и шурупы. И
с поверхности земли центробежная
сила унесла бы нас в воздух.
То, чему учат в школе и институте,
очень сильно отличается от
настоящей, интересной физики.
Заучивание формул заслоняет всё.
В результате мы не знаем, как
проявляет себя закон, например,
Кулона, в окружающем нас мире или
в других науках, в той же анатомии.
И только иногда вспоминаем о его
инженерном приложении в том или
ином механизме.
«Физикус» - локализованная
версия немецкой обучающей игры. И
мне было интересно взглянуть на
немецкую методику преподавания
физики. В игре, кроме «квеста», где
все головоломки основаны на
знании физических законов, есть
энциклопедия. Она логично
построена, а некоторые картинки -
например, лук, иллюстрирующий
правило сложения
несонаправленных сил -
действительно удачны, что
позволяет мне с чистой совестью
рекомендовать эту игрушку
родителям, обеспокоенным
успехами сына (дочки) в физике. В
качестве подарка на день рождения,
например.
Вершиной всего прагматичные
немцы считают механизмы. И каждый
раздел энциклопедии кончается
изучением чего-нибудь полезного:
двигателя, рычага и т. п.
Соответственно, и задачи в квесте
связаны с запуском
того или иного механизма, а цель
игры - дать ток на катапульту и
запустить планету (!), вращение
которой остановилось.
Честно говоря, меня это
расстроило. Конечно, необходимо
знать, на основе какого принципа
работает автомобиль и телевизор.
Но, честное слово, я обхожусь в
жизни без телевизора, и мой мир
несколько шире. Мне интересней
знать, почему Луна не падает на
Землю, почему две половинки
разбитой чашки не держатся вместе
и почему вода уже бурлит в чайнике,
а пар из носика идет только, если
не снять крышку. Эти вопросы
задает любой ребенок, а ответы на
них дает физика, настоящая, живая -
та, которую ученые восемнадцатого
века называли «Натурфилософия» -
философия природы.
Энциклопедия «Физикуса»
рассказывает, надо отдать ей
должное, и о таких вещах. Она
вообще довольно разнообразна,
хотя и не всегда точна, к тому же
позволяет «ставить опыты»,
подтверждающие ее рассказ. При
помощи интерактивных картинок
можно натянуть лук, сдвинуть
камень, потянуть, дернуть, бросить
что-нибудь на рисунке. Совсем не
плохо, и опыты действительно те,
что надо, но… вверх ногами. Обычно
природное явление физик
наблюдает раньше, чем придумывает
ему объяснение. Здесь же, как и в
нашем школьном курсе, сначала
рассказывается «как» все
устроено, вплоть до формул, а
потом проводятся подтверждающие
опыты.
Но если энциклопедия и может
помочь что-то запомнить, то в
самой игре, честно говоря, все
гораздо хуже. На обдумывание
физической задачи уходит 10 %
времени, а все остальное время
герой бродит, озираясь по
сторонам. Вспоминается мой
любимый Tim (The Incredible Machine) - игрушка,
где все подчинено законам физики,
и 100 % времени ты думаешь и
пробуешь, пробуешь и думаешь…
Именно поиграв недельку в Tim II, я
полюбил ТеорМех, который учил
тогда - аккуратная работа
сложного механизма завораживала.
В квесте «Физикус», напротив,
задачки решаются быстро и чуть ли
не подбором, не заставляя
задумываться.
У меня создалось впечатление,
что собственно игра сделана
только для того, чтобы у школьника
был стимул почитать энциклопедию
- на самом деле гораздо более
интересную. При этом
переключаться в энциклопедию
мешает то, что иногда она требует
вставить другой диск, а не тот, с
игрой. Физика - необычная наука.
Илья Сайтанов