Статьи и обзоры > Электронные учебники > Русский язык
 1С:Репетитор. Русский язык 

Издатель: 1С
Возраст: 12 лет и старше

Мультимедийный учебный комплекс "1С:Репетитор. Русский язык" содержит изложение всего школьного курса русского языка и включает следующие разделы:
фонетика,
лексикология,
словообразование,
морфология,
синтаксис,
орфография,
пунктуация,
подготовка в вуз.

Программа представляет собой учебник, задачник и справочник, объединенные гипертекстовой структурой и включает в себя:
2 уровня сложности, что позволяет использовать курс как для подготовки к вступительному экзамену по русскому языку в технические вузы, так и для подготовки к экзамену в гуманитарный или языковой вуз,
детальное изложение теоретического материала, эквивалентное 1200 страницам формата А4,
14000 вопросов и задач с ответами, объединённых в 461 языковой практикум,
1500 статей справочного материала,
600 статей лингвистического словаря,
46 озвученных анимационных моделей,
10 интерактивных таблиц,
3 часа дикторского текста,
биографии учёных-филологов и информация по истории лингвистики,
возможность обновления через Интернет.

Авторы учебного материала - преподаватели МГУ, РУДН и МПГУ.


Программа "1С:Репетитор. Русский язык" сертифицирована Министерством образования России (сертификат ИНИНФО №42 от 02.01.00) и используется более чем в 5 000 учебных заведениях России. Комплекс оценён экспертами журнала "Мир ПК" как лучшая мультимедийная программа среди новинок на российском рынке (рейтинги "Лидер-Диск" в №№ 11, 12/1999 и №1/2000), а на самой представительной учительской конференции "Информационные технологии в образовании" курс занимал 1 места в номинации "Лучшая учебная программа по русскому языку" в 1999 и 2000 годах.

Серия "1С:Репетитор" награждена медалью ВВЦ. Подробную информацию о программах серии "1С:Репетитор" можно получить на сайте http://www.1c.ru/repetitor, а демонстрационную версию скачать по адресу http://www.1c.ru/repetitor/files/Russian.zip (19 Мбайт).

 Вот что сами авторы написали про свою программу в руководстве пользователя: "1С:Репетитор. Русский Язык" представляет собой мультимедиа ­ комплекс нового поколения, все части которого - учебник, практикум, словари, интерактивные таблицы и другие материалы, объединенные на основе гипертекста, создают для учащегося комфортную обучающую среду, в которой есть все, что нужно для самостоятельного освоения предмета и поступления в вуз. В учебник входит материал всех разделов школьного курса "Русский язык". Он адресован всем абитуриентам, которым предстоит писать сочинение, изложение или диктант. Более того, выбрав повышенный уровень сложности, абитуриенты филологических факультетов смогут подготовиться к устному экзамену по русскому языку. Учебник создан коллективом авторов ­ методистов МГУ, РУДН и МПГУ.


Экран подготовки в ВУЗ в «Русском языке «1С».

…Не забудьте воспользоваться возможностью бесплатного обновления учебного материала и программных утилит через Internet.

 Интерфейс точно такой же, как у остальных в  серии 1С-Репетитор, калькулятор заменили на "Комнату отдыха", где после выполнения определенного количества заданий можно почитать и послушать лингвистические и литературные анекдоты, порешать забавные задания, разобрать смешные ошибки и т. п. Присутствуют, как и в "Физике", дневник, закладки, а также раздел, относящийся к поступлению в вуз. Уровней сложности всего 2 (меняется в настройках программы), и в зависимости от выбранного уровня интерфейс немного меняется (появляются новые разделы). Прилагающаяся тоненькая брошюра содержит в основном описание работы с самим программным продуктом. В "репетиторе" предусмотрены разнообразные интересные тесты, позволяющие проверить уровень ваших знаний.

Методические разработки:

  • Орфография и пунктуация. Обучающий диктант
  • Подготовка урока по теме: Фонетика. Артикуляционный аппарат. Образование звука (5-6 классы)
  • Материалы ММ комплекса «1С:Репетитор. Русский язык» и Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев

Рецензии учителей русского языка о программах
1С:Репетитор: "Русский язык", "Тесты по пунктуации"

Электронный учебник "Русский язык", с которым мы знакомимся, показался мне очень интересно организованным. Он является полным пособием для занятий русским языком. Привлекает в нем, во-первых, то, что ученик может найти здесь теоретический материал по всем разделам науки о языке, включая так редко где-либо представляемые исторические сведения, причем материал этот изложен наглядно и в то же время научно; во-вторых, ценно то, что учебник включает в себя множество разнообразных упражнений, практических заданий, которые не повторяются и позволяют на разном материале отрабатывать навыки практической грамотности. В своей работе мы используем много разных пособий, но ни одно из них, естественно, не в состоянии, протестировав ученика, не просто выдать результат, но еще и оценить его и дать конкретные рекомендации для дальнейшей работы, а это очень важно. В целом учебник очень понравился, хотелось бы, конечно, использовать его в работе, а еще больше хотелось бы увидеть и получить вариант учебника для школы.

И.В.Заболотнова


Меня программа очень заинтересовала, особенно интересно представлены "Тесты по пунктуации". Их можно активно использовать на уроках русского языка при похождении сложных теоретических тем. Но они имеют и определённую сложность в освоении - в каждом отдельном классе учатся разные по способностям дети, и не все могут успевать успешно проходить данный вид контроля. Поэтому данная программа больше подходит не для обычной общеобразовательной школы, а скорее для лицея, гимназии, школы с углублённым изучением гуманитарных предметов.

Теперь об учебнике, который включён в программу. Учебник отличный, он не только охватывает весь курс русского языка, но и позволяет учащимся без проблем обращаться к нему в случае трудностей. Плюсом программы является то, что после прохождения определённого тестирования в случае ошибок ученику даётся возможность сразу просмотреть свои ошибки, проанализировать их и просмотреть предлагаемые рекомендации. Также интересен дневник, при помощи которого каждый отдельный ученик может сравнить прохождение всех тестов и выяснить, какой тест он прошёл с успехом, а какой тест вызвал затруднения.

Т.Ю.Сокурова


Компьютерра. Спецвыпуск. Сентябрь 2002 г.

Что дает карова? (Учим русский язык! )

С математикой проблемы возникают разве что у школьников и студентов, потом же основная часть людей благополучно считает в уме сдачу в магазине, а доллары переводит в рубли с помощью калькулятора на сотовом телефоне. С русским же языком приходится сталкиваться всю жизнь, и если не умеешь правильно писать, надо учиться в любом случае. Да, повезло тем, кто обладает так называемой “врожденной грамотностью” и не нуждается в изучении правил. Кстати, секрет такой грамотности очень прост: надо читать как можно больше художественной литературы, тогда и правописание слов запоминается совершенно незаметно для читающего, и словарный запас обогащается. Но если читать только “фэнтезюху” и техническую литературу, то, конечно, вы не будете знать, как пишутся такие слова, как 'аккомпанемент”, “винегрет”, “небезынтересный” и т.п.

Со мной произошла совсем другая история. Обладая этой пресловутой "врожденной грамотностью” и поучившись на филолога, я стала сомневаться в правильности написания слов - а правила всего лишь запутывают! Приходится сознательно “забывать” их и чертить в воздухе то или иное слово, чтобы вспомнить, как же его надо писать. Впрочем, тем, кому такая грамотность не грозит, все-таки придется опираться именно на существующие правила, Надо садиться и учить их, писать словарные диктанты, выполнять упражнения для проверки каждого отдельного правила. Лучше всего - по учебнику Розенталя там все кратко, по существу и с примерами, Но если уж вам непременно хочется использовать компьютер, а руки так и чешутся вставить в СD-ROM какой-нибудь обучающий диск, то наиболее подходящим для этой операции будет “1С: Репетитор. Русский язык”. Это не просто отсканированный бумажный учебник, засунутый в мультимедийную оболочку и снабженный гиперссылками - это вполне продуманная система обучения. Не подумайте, что я тайный агент фирмы “1С” и получила там мешок денег за “черный пиар” их продукции, но что поделать, если у них действительно самые толковые мультимедиа-репетиторы. В сравнение с ними может идти разве что недавно выпущенный компанией “МедиаХауэ” электронный репетитор-тренажер “Курс русского языка”, построенный столь же грамотно и включающий в себя как различные практические задания, так и теоретический материал. Правда, в этом курсе нет отдельного учебника, а в раздел с правилами можно выходить только из темы, выбранной вами для изучения, но это нюанс совсем незначительный.

Остальные репетиторы грешат чисто техническими недостатками, даже при наличии внятного учебника. Иногда бывает очень неудобно выполнять задания: например, вставлять пропущенные буквы. Если, воспользовавшись “Репетитором по Русскому языку Кирилла и Мефодия”, мы попытаемся в одном из 15 предложенных заданий вставить пропущенные буквы и знаки препинания, то нас ждет отнюдь не легкая задача. Причем, нелегкая именно в техническом плане. Самой главной проблемой будет не наделать лишних пробелов и не вставить лишнюю букву, чуть задержав палец на клавише. В этом случае задание будет считаться выполненным с ошибками. Вместо “любовь была пламе_ ая, и_ сушающая” у нас вполне может получиться “пламеннная, иссушающая”. Да еще, ко всему прочему, курсор передвигается только с помощью мышки, а на клавиатурные стрелки не реагирует. Так что, если вы пользуетесь подобным продуктом, все внимание смещается с размышления над тем, сколько “н” надо ставить в данном слове, или выделять ли “может быть” запятыми, непосредственно на тщательнейшую “ловлю блох”. А ведь создатели должны были подумать об удобстве выполнения заданий - нельзя же все репетиторы под одну гребенку равнять. В “Кирилле и Мефодии” не учли тот момент, что тесты по истории - это одно, задачки по биологии - другое, а упражнения по русскому языку - совершенно третье. Взяли одну программную оболочку, да и зафигачили под одной шапкой целую серию предметов, невзирая на их “лица” и особенно не вникая в особенности. Этим грешат все серийные продукты, так что лучше приобретать диски, единственные в своем роде. Те, которые рождались и “воспитывались” как один ребенок в семье, а не как орава близняшек, за которыми и не уследишь толком.

Кстати, этот “Репетитор” вообще какой-то странный: в нем есть тестовые задания лишь на отдельные темы; далее, можно зайти в раздел, где лежат 15 объемистых упражнений по всему курсу орфографии и пунктуации сразу; кроме того, здесь имеется раздел “Диктанты”, в котором вы можете поработать над темами с помощью диктантов-упражнений и написать под диктовку отрывок из “Анны Карениной”, “Об-ломова”, “Пиковой дамы” и других произведений русской классики. Учебника, как такового, вообще нет. При прохождении тестов в режиме “Тренинг” можно получить в “Пояснении” краткую справку по существующим правилам на прорабатываемую тему {что-то вроде подсказки), в окошечко с правилами также есть выход из раздела “Работа над ошибками”: нужно нажать на интересующее вас слово или знак пунктуации (это и будет работой над ошибками). В общем, на продуманный и удачно выстроенный обучающий продукт этот диск не тянет ни в каком смысле.

Но вернемся к техническим неудобствам и не только к ним. Вот еще один пример: загружаем диск “Русский язык. Средняя школа, 5 класс” из серии “Семейный наставник” -и приходим в форменный ужас. Стоило только авторам вместо звездочек или опочий, олицетворяющих пропущенные буквы, поставить палочки - и получились не задания по русскому, а передача “Вокруг смеха”. Мы видим на экране не слова с пропущенными буквами, а что-нибудь вроде “дает к_рова м_локо” или “огни дерев_” (последний пример реально существует на диске). Вслушайтесь з само словосочетание. Даже если мы вставим недостающую букву и получим “огни дерева”, то с какой ветки этого дерева надо слезть, чтобы давать ребенку такие примеры для изучения русского языка. Впрочем, “Программно-методический комплекс “Семейный наставник””, как пафосно обозвали его белорусские создатели из компании “Инис-Софт”, вообще заметно отличается по качеству от всего виданного мною за последние два года. Причем в худшую сторону. И даже грубые опечатки в теоретическом материале (вроде “ниньзя” вместо “нельзя”) - здесь не главный недостаток. Но когда пятикласснику преподносят правила в научно-деловом стиле, да еще и на уровне не сказать чтобы самого заштатного филологического факультета - хочется не учиться, а волком выть. Да и зачем ребенку знать эти сложные определения частей речи или уяснять для себя отличия омоформ от омофонов, если ему просто надо немножко подтянуться по русскому!? Совсем чуть-чуть подтянуться. А эти знания помогут ему разве что при сдаче госэкзаменов в вузе, раньше они просто не нужны,

В “1С: Репетитор. Русский язык” тоже достаточно серьезный и сухо написанный учебник, но он изначально рассчитан не на школьников средних классов. И, в случае чего, он может пригодиться не только абитуриенту, но и студенту. Эх, все-таки надо стребовать с “1С” мешок денег за невольную рекламу...

Ольга Шемякина