Статьи и обзоры > Электронные учебники > Русский язык
 Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 5–6 классы 
Издатель: “Кирилл и Мефодий”

Современный интерактивный курс с использованием мультимедиа-средств обучения. Цель уроков — дать школьникам 5–6 классов в доступной и увлекательной форме базовые знания и углубленное представление о русском языке. Уроки содержат: более 750 озвученных иллюстраций и практических заданий, более 200 проверочных упражнений с интерактивными подсказками, более 90 страниц справочника, который содержит важнейшие правила и сведения о строении языка, словарь, содержащий 850 словарных статей. Уроки курса охватывают темы:

· Фонетика
· Фонетическая основа орфографии
· Морфология
· Словообразование
· Синтаксис
· Пунктуация
· Лексика

В основу курса положена методика М.В. Панова. Учебное пособие выпущено фирмой "Кирилл и Мефодий" в серии ВИРТУАЛЬНАЯ ШКОЛА "КИРИЛЛА и МЕФОДИЯ".
учебное пособие для общеобразовательных учреждений с приложением на компакт-диске ставит своей целью не только дать базовые знания по русскому языку в объеме программы 5, 6 класса, но и расширить, углубить представление о языке, так как авторы полагают, что именно системное изучение русского языка поможет избежать ошибок.  После теоретической части следуют проверочные задания. Необходимую дополнительную информацию можно получить в справочнике правил и в словаре (850 словарных статей). Оценка ученика после прохождения темы зависит от правильности выполнения упражнений, от частоты использования подсказок, от ответов на контрольные вопросы. Также предлагается режим "Виртуального экзамена", позволяющий оценить знания ученика.
Освоение материалов, представленных в курсе, позволит школьникам правильно употреблять слова и грамотно их записывать, связывать отдельные слова в предложения и безошибочно расставлять знаки препинания, точно и выразительно излагать свои мысли.

Сфера использования:
ориентирован на индивидуальное обучение, занятия в компьютерных классах без учителя или на домашнем компьютере.

Вспомогательные возможности:

  • влючение\ выключение музыкального фона;
  • регистрация (добавление, удаление учеников), просмотр результатов и сравнение результатов;
  • справочник, содержащий основные правила и справочные таблицы.

Отзывы:

Источник: www.omsk.edu.ru/km/

Предмет: русский язык.

Тема: синонимы.

Продолжительность урока: 2 урока по 40 минут.

Класс: 5 (обучается по УМК Бабайцевой В.В.)

Учитель: Колбышева Наталья Сергеевна.

Учреждение: школа 51.

Город: Омск.

CD: Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 5-6 класс. 

Тема: Синонимы.

Предварительная подготовка учащихся:

повторить по учебнику теории §56. “Лексическое значение слова”
  1. выписать из словаря лексическое значение слова “премьерный”.

Цели урока:

  1. Познакомить с основными понятиями по теме “Синонимы”.
  2. Сформировать умение находить синонимы и использовать их в речи.
  3. Развивать учебно-коммуникативные, учебно-интеллектуальные умения.
  4. Воспитывать самостоятельность как необходимое условие в успешном обучении.

Задачи урока:

  1. Подготовить учащихся к практической работе по лексическим средствам связи в тексте.
  2. Сформировать умение точно излагать свою мысль в соответствии со стилем речи.
  3. Сформировать умение задавать вопросы по теме, выделять главное, самостоятельно выполнять задания.

Ход урока:

  • Организационный момент. Время 5 минут.
  • Сообщение темы.
  • Определение задач урока совместно с учащимися.
  • Учитель уточняет формулировку, раздает ученикам карточки с перечнем ведущих понятий темы. Напоминает, что от организованности и самостоятельности учеников зависит успех занятия.
  • Основная часть. Время 7 минут.
Актуализация знаний. Проверка д/з. Ученики в перечне ведущих понятий урока находят уже известные им: лексическое значение слова, стилистическая помета.
  1. Фронтально проходит повторение теории:
  • Что такое лексическое значение слова?
  • Приведите лексическое значение слова “премьерный”.
  • Каким словарем вы пользовались?
  • Чем отличаются слова “премьерный” и “новый”? (Сферой употребления.)
  1. Задание (применение знаний в новой ситуации):
  • На доске записано предложение. Объясните лексическое значение двух первых слов.
  • Какой способ объяснения (толкования) слов вы использовали? (Подбором близких по значению слов.)
  • Замените все слова в предложении, сохранив высказанную мысль: “Знаменитый актер замечательно сыграл в премьерном представлении”. (Вариант замены: “Известный артист великолепно выступил в новом спектакле”.)
  • Объясните, какая связь между выполненным упражнением и новой темой? (Мы заменили слова синонимами.)
  • Интерактивный урок по теме “Синонимы”. Время 25 – 28 минут.

Учащиеся не только знакомятся с теоретическими сведениями и иллюстративным материалом по соответствующей части теории, но и выполняют практические упражнения. Четкое структурирование материала позволяет усваивать знания и формировать умения поэтапно:

  • понятие о синонимах;
  • практическое упражнение: отметить последовательно прилагательные по степени возрастания признака;
  • понятие об абсолютных синонимах;
  • практическое упражнение по подбору синонимов к словам: спешить, миг, кавалерия, неприятель;
  • частотность употребления синонимов, сфера их применения;
  • синонимические ряды;
  • стилистические особенности употребления синонимов.
  • Перемена. Включение в работу. Время 2 минуты.
  • Упражнения. Время 10 минут.

Упр. 1. Выбрать ряд синонимов для слова храбрость.

Упр. 2. Выбрать ряд синонимов для слова отважный.

Упр. 3. Выбрать ряд синонимов для слова смело.

Упр. 4. Отметить в ряду синонимов разговорные и просторечные слова.

  • Повторение с контролем. Время 10 минут.

Учащиеся составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу, используя “Выводы” к интерактивному уроку. Вопросы записываются в тетрадь. Главное требование: вопросы должны перекрывать учебный материал урока.

  • Обсуждение вариантов контрольных вопросов, выборочные ответы учащихся. Время 5 минут.
  • Обсуждение домашнего задания. Время 5 минут.
  • Каким должно быть задание, чтобы закрепить материал?
  • Какие упражнения вы готовы выполнить?

Учитель предлагает задания, разные по уровню сложности:

Вариант 1. По учебнику “Теория” § 60, с. 70-71 дополнить серию контрольных вопросов такими, которые бы расширили учебный материал, изученный на уроке. (В параграфе есть дополнительный материал о синонимических устойчивых сочетаниях, текстовых синонимах.)

Вариант 2. Ответить на контрольные вопросы; выполнить упражнение № 656 по учебнику “Практика”. (Упражнение на применение синонимов в тексте – конструктивный уровень.)

Вариант 3. Выписать из словаря синонимов синонимический ряд, придумать предложения с каждым из синонимов. (Конструктивный и творческий уровень.)

  • Подведение итогов урока. Время 2-3 минуты.

Учащиеся открывают экран регистрации, знакомятся с результатами выполнения заданий (в баллах).

  • Что было главным на уроке?
  • Что было интересным?
  • Выполнили ли мы поставленную задачу?
  • Оцените свою самостоятельность по пятибалльной системе.

Все были организованы, самостоятельны. Урок окончен.

После урока учитель оценивает всех или нескольких учащихся, обращаясь к экрану регистрации. 

  • Приложение к уроку:

Ведущие понятия урока:

Синонимы.

Лексическое значение.

Абсолютные синонимы.

Сфера употребления синонимов.

Стилистическая помета.

Синонимический ряд.