Статьи и обзоры > Электронные учебники > Ах, какие знания! Мне б такие…
   
     Ах, какие знания! Мне б такие…

03.10.2003
Ольга Шемякина                Компьютерра Спецвыпуск, 2003 г.

Речь пойдет о мультимедийных обучающих программах. Могут ли они помочь ученику подтянуться по нужному ему предмету или все эти заверения всего лишь хитрый рекламный ход?
Нужны ли мультимедийные обучалки в школе или «нас и без них прекрасно кормят»? Однозначного ответа мы дать не сможем, но помочь вам удержаться на плаву в этом бескрайнем море обучающей продукции — попытаемся.
 

     Как вы думаете, давно ли появились на свет первые компьютерные обучающие программы? Несколько лет назад? А вот и нет. Их история насчитывает уже около трех десятков лет. Еще во времена «доисторических» компьютеров существовали такие же допотопные обучалки. К сожалению, сведений о них не сохранилось. Я же вплотную познакомилась с обучающими мультимедийными программами лишь три года назад, когда стала описывать их в журнале «Домашний компьютер» (www.homepc.ru). В школе у нас ничего подобного и в помине не было. И быть не могло. Десяток первых советских персоналок «БК-0010» за железной дверью компьютерного класса. Простейшие программы на «Бейсике». Зачет по информатике за то, что я написала мелодию «Ламбады» с помощью команды Beep. Какие-такие обучалки? Потом были 386 DX у друзей, Norton Commander, Lexicon… Н-да, трудное детство… А как можно было научиться работать на компьютере? Либо у друзей спросить, либо над книгами посидеть, либо на компьютерные курсы записаться, но все-таки легче всего было просто не бояться компьютера и знакомиться с ним «методом научного тыка». А теперь — начинающему пользователю предлагается на выбор масса возможностей. В том числе и мультимедийные самоучители. И остается только позавидовать нынешним «чайникам». Да и школьникам тоже. Эх, если б в моем детстве были подобные репетиторы.  Но — время летит. И если еще десять лет назад мультимедийные обучалки было не достать, то теперь ситуация полностью противоположная: нынче на прилавках их столько, что поневоле задумаешься, что же выбрать? Уж слишком выбор велик.

Еще недавно наша статья была бы посвящена вопросу пользы и необходимости использования мультимедийных обучалок. Теперь этот вопрос можно смело снять с повестки дня. Ответ напрашивается сам собой: обучающие программы и полезны, и нужны. Еще пару лет назад ученики и их родители косились на лотки с компакт-дисками с подозрением. С подозрением и надеждой. Стоит или все же не стоит покупать? Да стоит, стоит, только вот что? Ведь выбор слишком большой, а качество самоучителей и репетиторов неоднозначно. Чаще всего страждущим приходится покупать кота в мешке. Продавец ничего посоветовать не в силах, потому что не может ведь он протестировать все диски, которые продает. Он, разумеется, скажет вам, что «все диски хороши, только покупайте». И покупайте, только осторожно.

Совет: Лучше всего приобретать лицензионную продукцию. Как правило, на ее разработку уходит гораздо больше времени и сил, и получается намного более качественный продукт, нежели у пиратов, главная цель которых — сделать все быстро, не сильно задумываясь о качестве. По цене лицензионные и пиратские диски не отличаются, но в итоге вы, как говорится, почувствуете разницу. На собственной шкуре. Кстати, среди лицензионной продукции тоже не все продукты одинаковы по качеству.

Делу — время

Очевидно, что для того, чтобы создать достойную обучающую программу, нужно время. Много времени. Не неделя. И даже не месяц. На создание хорошего продукта может уйти год, а то и больше. Так, например, работают над своими дисками разработчики из компании «Просвещение-МЕДИА» (www.pmedia.ru). Пользуются они наработками западных коллег, но занимаются не только локализацией, а кропотливо создают адаптированную русскую версию. Можно сказать, разрабатывают заново. Можно сказать им за это спасибо и поставить в пример.

А вот вам пример негативный: диски штопаются за неделю, быстренько набиваются отсканенной информацией из бумажных книг, содержат кучу опечаток и глюков, программная оболочка — одна для всех продуктов. Да нет, ничего плохого в единой программной оболочке нет, но когда и она сделана за неделю не очень-то профессиональными программистами… Ко всему прочему, в таких дисках как класс отсутствует дизайн. В общем, когда компания «по амбару помела, по сусекам поскребла, набрала горсти две муки», то получается эдакий слишком быстро испеченный колобок. Есть его можно, но как-то невкусно. Называть подобные компании мы не будем, давайте лучше поговорим о хорошем. Вернее, о хороших.

Так, например, к хорошим мы можем смело отнести такую крупную фирму, как «1С». Разработке обучающих программ здесь уделяется огромное внимание, и для создания обучалок существует отдельное подразделение «1С: Репетитор» (http://repetitor.1c.ru). Причем, над каждым «репетитором» работает отдельная команда разработчиков, в состав которой входят и профессиональные учителя, следящие за тем, чтобы эти репетиторы отвечали методическим стандартам. Над математикой работают математики, над русским языком — филологи и т.д.

Не отстает от «1С» и компания «Кирилл и Мефодий» (www.km.ru). Она активно продвигает свои обучающие программы и многочисленные энциклопедии, как говорится, в массы, то есть в российские школы. А кроме того, усиленно работает над дистанционным образованием (http://vschool.km.ru). Качество обучающей продукции «КиМ» тоже можно назвать вполне удовлетворительным — относятся к своему делу они серьезно.
В общем, и достойных компаний-разработчиков много, и дисков обучающих хоть отбавляй. А в этом году прибавилось еще. Подробнее о тех дисках, которые появились на свет за последний учебный год, вы сможете прочитать в нашем каталоге. 

Где купить?

Кроме вопроса «что купить?» очень многих мучает и еще один вопрос, а именно: «где купить?». Особенно это касается тех, кто, так уж случилось, живет вдалеке от  очагов цивилизации. В Москве и Питере с этим без проблем. Есть специализированные компьютерные рынки, где можно приобрести что угодно, хоть диски прошлого года выпуска. А вот «удаленным» пользователям приходится туговато. Не ехать же за той или иной обучалкой за тридевять земель? Ничего страшного, ехать никуда не надо: просто закажите приглянувшийся диск в онлайновом магазине, оформите заявку и ждите, когда вам его пришлют по почте. Так что была бы охота учиться, а возможности всегда найдутся.

На наши вопросы отвечают представители компании «МедиаХауз» — Виталий Бардалим, менеджер проектов, и Наталья Касовская, маркетолог.

Как вы оцениваете ситуацию на российском рынке мультимедийных обучающих дисков?

В.Б.: Больше некачественной продукции, что дискредитирует рынок.

Н.К.: Узкий ассортимент.  Не хватает детских обучалок по ряду важных предметов. Таких, например, как география, астрономия, литература, информатика.

Насколько качественно изменились мультимедийные обучающие программы за прошедший учебный год?

Н.К.: Есть хорошая тенденция к улучшению. Обобщать сложно — каждый идет в своем направлении. Думаю, потребитель от этого только выиграет — появляется широкий выбор. Хотя сколько-нибудь важных изменений  замечено не было.

Какие достоинства и недостатки мультимедийных самоучителей и пособий вы можете назвать?

В.Б.: Основной недостаток (разумеется, мы не имеем в виду программы «МедиаХауз») — недостаточная методологическая проработка.

Какое место должны занимать мультимедийные обучалки в учебном процессе? Насколько в ближайшее время они приживутся в официальной системе образования?

В.Б: Компьютерные  обучающие программы ни в коем случае не заменят учителя. Качественные мультимедиа программы послужат хорошим дополнением к школьной программе, их с успехом можно использовать на курсах, факультативах, дополнительных занятиях. Они удобны для  самостоятельной работы. Современную школу  трудно представить без компьютеров, а значит, и без обучающих компьютерных программ. Это очень перспективное средство обучения, задействующее зрительную память, опирающееся на ассоциативное мышление. За ними будущее

Какую долю внимания ваша компания уделяет изданию обучающих программ?

В.Б.: В деятельности компании «МедиаХауз» обучающие программы занимают одно из основных мест. На российский мультимедиа рынок «МедиаХауз» выпускает программы по иностранным языкам таких всемирно известных фирм, как Berlitz и Syracuse Language (USA), а также программы по русскому, физике и математике — «Русский язык. Репетитор-тренажер», «Курс физики XXI века», «Курс математики  XXI века». Благодаря этим программам подготовились и поступили в вуз несколько поколений абитуриентов. Еще мы выпускаем увлекательные компьютерные игры «Физикус», «Химикус», «Биотопия» (от немецкой компании Heureka Klett), они помогут ребятам войти в мир сложных наук через игру. А теорию можно освоить в научных энциклопедиях с анимированными 3D-моделями, которые тоже есть на этих дисках. 

Н.К.: Есть и обучающие программы для самых маленьких ребят от трех лет.  Увлекательное путешествие в мир математики ребята смогу совершить с диском «Математика на планете счетоводов».  Компьютер научит их азам  счета и даже  решению задач деления с остатком. А компьютерные игры по мотивам классических сказок «Братьев Гримм» из серии «Симсала Гримм» содержат  массу головоломок и загадок и очень помогут для подготовки к школе. Также у нас есть серия игр с тролликом Кузей — это не только  увлекательные компьютерные игры, но и масса новых сведений по биологии, астрономии, географии, истории.


Интервью с Владимиром Натановичем Дубровским, научным руководителем проекта «1С: Репетитор. Математика», доцентом кафедры математики СУНЦ МГУ, кандидатом физико-математических наук, почетным работником общего образования РФ:

Как вы оцениваете ситуацию на российском рынке мультимедийных обучающих дисков?

В.Д.: Правильнее говорить о рынке обучающих программ, так как современные средства доступа к информации включают не только компакт-диски, но и DVD, каналы Интернета, локальные сети и многое другое. Обучающая программа может предоставлять самые разные способы получения и обработки информации.

Как таковой этот рынок еще не сформировался! Робкие попытки отечественных компаний выйти на него в предыдущие годы, на мой взгляд, не согласовывались с запросами пользователей и поэтому были не слишком удачными. А сейчас едва ли не все ресурсы разработчиков сосредоточены на работах по госбюджету.

Насколько качественно изменились мультимедийные обучающие программы за прошлый учебный год?

В.Д: За последний год ситуация существенно изменилась. От так называемых «энциклопедий», которое зачастую представляли (и в большинстве своем продолжают представлять) собой нечто, подобное песне акына: «что вижу, о том пою», разработчики обратились к изданиям, которые могут реально помочь пользователю. Несомненно, возросло качество программной реализации и контента, некоторые решения начинают претендовать на роль своего рода стандартов. Крупные издатели разрабатывают унифицированные оболочки, которые в будущем позволят поднять уровень мультимедийных изданий, а также более эффективно управлять материалом.

Какие достоинства и недостатки мультимедийных самоучителей и пособий вы можете назвать на сегодняшний день?

В.Д.: К сожалению, как и прежде, качество материалов большинства мультимедийных изданий оставляет желать лучшего. Это закономерно: школа издания книг насчитывает сотни лет, а нашей отрасли едва исполнился десяток.

Одним из преимуществ мультимедийного издания перед традиционным бумажным, наряду с возможностью быстрого поиска информации, одновременным применением нескольких «медий» и пр., является интерактивность. А значит, мультимедийный самоучитель, помимо текста, звука, рисунков, слайдов и видео, должен содержать интерактивные модели, всевозможные элементы для конструирования и, конечно, серьезную тестирующую систему. На сегодняшний день интерактивности дискам явно недостает, хотя движение в эту сторону есть.

На российском рынке разработкой мультимедийных изданий занимаются десятки фирм — как сравнительно крупных, так и небольших. Часто даже один издатель выпускает на рынок издания с различным интерфейсом и разными форматами хранения информации на диске. Бедный пользователь, купив очередную программу, должен осваивать новые приемы работы с ней! Представьте себе, что было бы, если бы каждый производитель автомобилей придумывал для каждой новой модели свои способы управления. Например, педаль газа сверху: по мнению новатора-разработчика, ее очень удобно нажимать головой. Давайте делать сначала привычно и удобно, а уж потом — оригинально и красиво! То же относится и к формату хранения информации: он должен быть единым, универсальным и удобным прежде всего пользователю. Давайте договариваться, а то придут западные разработчики, и договариваться будет некому и не с кем!

Какое место должны занимать мультимедийные обучалки в учебном процессе? Насколько, как вам кажется, в ближайшее время они приживутся в официальной системе образования?

В.Д.: Убежден: мультимедийная обучающая программа никогда не заменит учителя. Ребенку, который, по каким-либо причинам, не может учиться в классе, она способна реально помочь, но это, скорее, исключение. Перечислю некоторые способы использования мультимедийных изданий в школе:

— Источник иллюстраций в ходе занятий в классе: анимированная карта на уроке истории, изображение трехмерного построения на уроке математики, сложный эксперимент на уроке физики или химии… Как это показать иначе? Сложно.

— Среда для тестирования с возможностью выявления «белых пятен» в знаниях ученика, а также его склонностей и скрытых способностей. Попробуйте решить такую задачку без компьютера!

— Проектное обучение. Научно-исследовательская работа, в процессе которой ученик может развивать свои творческие способности.
Это только некоторые, самые важные, на мой взгляд, возможности применения электронных пособий. У каждого учителя будет свой набор таких программ, и он станет расширяться при обмене опытом с коллегами и с помощью публикаций в специализированных изданиях.

Существует мнение, что учитель имеет слабую компьютерную подготовку, и потому, какую бы технику ни ставили в класс, какие бы замечательные программы ни разрабатывались, все это в школе не приживется. Я с этим не согласен, и вот почему. На сегодняшний день можно сказать прямо: в российской школе нет программных продуктов, которые необходимы учителю. Как только такие продукты появятся, как только учитель увидит реальный прок в применении новых технологий в обучении, он сам, безо всяких курсов повышения квалификации и дополнительных стимулов, разберется в этих технологиях и станет их использовать! А уж потом ему потребуются означенные курсы, обмен опытом с коллегами и прочее.

Так что вот мой прогноз: в ближайшие пять лет нас ждут серьезные изменения в методах преподавания, в том числе в школе. Эти изменения будут связаны, прежде всего, с активным использованием компьютерных мультимедийных изданий в процессе обучения. И такое издание будет представлять собой не CD-ROM и даже не DVD! Появится некий гибрид, работающий в среде Интернет и интранет, используя при этом контент различных изданий унифицированного формата.


На наши вопросы отвечает Александр Илинов, менеджер отдела маркетинга компании «ИДДК»:

Как вы оцениваете ситуацию на российском рынке мультимедийных обучающих дисков?

А.И.: Я считаю, что ситуация на рынке обучающих программ неудовлетворительная: мало развивающих программ для дошкольников и младших школьников, практически отсутствуют логические игры для детей. Чуть лучше обстоит дело с учебниками, хотя их уровень оставляет желать лучшего. Они, как правило, не динамичны и не увлекают школьника.
Насколько качественно изменились мультимедийные обучающие программы за прошлый учебный год?

А.И.: Качественного улучшения мультимедийных обучающих программ за прошедший год не произошло.
Какие достоинства и недостатки мультимедийных самоучителей и пособий вы можете выделить на сегодняшний день?

А.И.: Думаю, к достоинствам мультимедийных самоучителей можно отнести их большое наполнение информацией, а недостатком является их малая динамичность, плохой дизайн, недостатки методологического характера.
Какое место должны занимать мультимедийные обучалки в учебном процессе? Приживутся ли они в ближайшее время в официальной системе образования?

А.И.: На сегодняшний день мультимедийные пособия и обучающие программы должны занимать место вслед за живыми уроками и традиционными учебниками. Постепенно, по мере компьютеризации, они должны заменить традиционные школьные учебники и учебные пособия.