Речь пойдет о
мультимедийных обучающих программах.
Могут ли они помочь ученику
подтянуться по нужному ему предмету
или все эти заверения всего лишь
хитрый рекламный ход?
Нужны ли мультимедийные обучалки в
школе или «нас и без них прекрасно
кормят»? Однозначного ответа мы дать
не сможем, но помочь вам удержаться
на плаву в этом бескрайнем море
обучающей продукции — попытаемся.
Как вы
думаете, давно ли появились на свет
первые компьютерные обучающие
программы? Несколько лет назад? А вот
и нет. Их история насчитывает уже
около трех десятков лет. Еще во
времена «доисторических»
компьютеров существовали такие же
допотопные обучалки. К сожалению,
сведений о них не сохранилось. Я же
вплотную познакомилась с обучающими
мультимедийными программами лишь
три года назад, когда стала описывать
их в журнале «Домашний компьютер» (www.homepc.ru).
В школе у нас ничего подобного и в
помине не было. И быть не могло.
Десяток первых советских персоналок
«БК-0010» за железной дверью
компьютерного класса. Простейшие
программы на «Бейсике». Зачет по
информатике за то, что я написала
мелодию «Ламбады» с помощью команды
Beep. Какие-такие обучалки? Потом были
386 DX у друзей, Norton Commander, Lexicon… Н-да,
трудное детство… А как можно было
научиться работать на компьютере?
Либо у друзей спросить, либо над
книгами посидеть, либо на
компьютерные курсы записаться, но
все-таки легче всего было просто не
бояться компьютера и знакомиться с
ним «методом научного тыка». А теперь
— начинающему пользователю
предлагается на выбор масса
возможностей. В том числе и
мультимедийные самоучители. И
остается только позавидовать
нынешним «чайникам». Да и школьникам
тоже. Эх, если б в моем детстве были
подобные репетиторы. Но — время
летит. И если еще десять лет назад
мультимедийные обучалки было не
достать, то теперь ситуация
полностью противоположная: нынче на
прилавках их столько, что поневоле
задумаешься, что же выбрать? Уж
слишком выбор велик.
Еще недавно наша статья
была бы посвящена вопросу пользы и
необходимости использования
мультимедийных обучалок. Теперь этот
вопрос можно смело снять с повестки
дня. Ответ напрашивается сам собой:
обучающие программы и полезны, и
нужны. Еще пару лет назад ученики и их
родители косились на лотки с компакт-дисками
с подозрением. С подозрением и
надеждой. Стоит или все же не стоит
покупать? Да стоит, стоит, только вот
что? Ведь выбор слишком большой, а
качество самоучителей и репетиторов
неоднозначно. Чаще всего страждущим
приходится покупать кота в мешке.
Продавец ничего посоветовать не в
силах, потому что не может ведь он
протестировать все диски, которые
продает. Он, разумеется, скажет вам,
что «все диски хороши, только
покупайте». И покупайте, только
осторожно.
Совет: Лучше всего
приобретать лицензионную продукцию.
Как правило, на ее разработку уходит
гораздо больше времени и сил, и
получается намного более
качественный продукт, нежели у
пиратов, главная цель которых —
сделать все быстро, не сильно
задумываясь о качестве. По цене
лицензионные и пиратские диски не
отличаются, но в итоге вы, как
говорится, почувствуете разницу. На
собственной шкуре. Кстати, среди
лицензионной продукции тоже не все
продукты одинаковы по качеству.
Делу — время
Очевидно, что для того,
чтобы создать достойную обучающую
программу, нужно время. Много времени.
Не неделя. И даже не месяц. На
создание хорошего продукта может
уйти год, а то и больше. Так, например,
работают над своими дисками
разработчики из компании «Просвещение-МЕДИА»
(www.pmedia.ru).
Пользуются они наработками западных
коллег, но занимаются не только
локализацией, а кропотливо создают
адаптированную русскую версию. Можно
сказать, разрабатывают заново. Можно
сказать им за это спасибо и поставить
в пример.
А вот вам пример
негативный: диски штопаются за
неделю, быстренько набиваются
отсканенной информацией из бумажных
книг, содержат кучу опечаток и глюков,
программная оболочка — одна для всех
продуктов. Да нет, ничего плохого в
единой программной оболочке нет, но
когда и она сделана за неделю не
очень-то профессиональными
программистами… Ко всему прочему, в
таких дисках как класс отсутствует
дизайн. В общем, когда компания «по
амбару помела, по сусекам поскребла,
набрала горсти две муки», то
получается эдакий слишком быстро
испеченный колобок. Есть его можно,
но как-то невкусно. Называть подобные
компании мы не будем, давайте лучше
поговорим о хорошем. Вернее, о
хороших.
Так, например, к хорошим мы
можем смело отнести такую крупную
фирму, как «1С». Разработке обучающих
программ здесь уделяется огромное
внимание, и для создания обучалок
существует отдельное подразделение
«1С: Репетитор» (http://repetitor.1c.ru).
Причем, над каждым «репетитором»
работает отдельная команда
разработчиков, в состав которой
входят и профессиональные учителя,
следящие за тем, чтобы эти репетиторы
отвечали методическим стандартам.
Над математикой работают математики,
над русским языком — филологи и т.д.
Не отстает от «1С» и
компания «Кирилл и Мефодий» (www.km.ru).
Она активно продвигает свои
обучающие программы и
многочисленные энциклопедии, как
говорится, в массы, то есть в
российские школы. А кроме того,
усиленно работает над дистанционным
образованием (http://vschool.km.ru).
Качество обучающей продукции «КиМ»
тоже можно назвать вполне
удовлетворительным — относятся к
своему делу они серьезно.
В общем, и достойных компаний-разработчиков
много, и дисков обучающих хоть
отбавляй. А в этом году прибавилось
еще. Подробнее о тех дисках, которые
появились на свет за последний
учебный год, вы сможете прочитать в
нашем каталоге.
Где купить?
Кроме вопроса «что купить?»
очень многих мучает и еще один вопрос,
а именно: «где купить?». Особенно это
касается тех, кто, так уж случилось,
живет вдалеке от очагов
цивилизации. В Москве и Питере с этим
без проблем. Есть специализированные
компьютерные рынки, где можно
приобрести что угодно, хоть диски
прошлого года выпуска. А вот «удаленным»
пользователям приходится туговато.
Не ехать же за той или иной обучалкой
за тридевять земель? Ничего
страшного, ехать никуда не надо:
просто закажите приглянувшийся диск
в онлайновом магазине, оформите
заявку и ждите, когда вам его пришлют
по почте. Так что была бы охота
учиться, а возможности всегда
найдутся.
На наши вопросы
отвечают представители компании «МедиаХауз»
— Виталий Бардалим, менеджер
проектов, и Наталья Касовская,
маркетолог.
Как вы оцениваете ситуацию
на российском рынке мультимедийных
обучающих дисков?
В.Б.: Больше некачественной
продукции, что дискредитирует рынок.
Н.К.: Узкий ассортимент.
Не хватает детских обучалок по ряду
важных предметов. Таких, например,
как география, астрономия,
литература, информатика.
Насколько качественно
изменились мультимедийные обучающие
программы за прошедший учебный год?
Н.К.: Есть хорошая
тенденция к улучшению. Обобщать
сложно — каждый идет в своем
направлении. Думаю, потребитель от
этого только выиграет — появляется
широкий выбор. Хотя сколько-нибудь
важных изменений замечено не было.
Какие достоинства и
недостатки мультимедийных
самоучителей и пособий вы можете
назвать?
В.Б.: Основной недостаток (разумеется,
мы не имеем в виду программы «МедиаХауз»)
— недостаточная методологическая
проработка.
Какое место должны
занимать мультимедийные обучалки в
учебном процессе? Насколько в
ближайшее время они приживутся в
официальной системе образования?
В.Б: Компьютерные
обучающие программы ни в коем случае
не заменят учителя. Качественные
мультимедиа программы послужат
хорошим дополнением к школьной
программе, их с успехом можно
использовать на курсах,
факультативах, дополнительных
занятиях. Они удобны для
самостоятельной работы. Современную
школу трудно представить без
компьютеров, а значит, и без
обучающих компьютерных программ. Это
очень перспективное средство
обучения, задействующее зрительную
память, опирающееся на ассоциативное
мышление. За ними будущее
Какую долю внимания ваша
компания уделяет изданию обучающих
программ?
В.Б.: В деятельности
компании «МедиаХауз» обучающие
программы занимают одно из основных
мест. На российский мультимедиа
рынок «МедиаХауз» выпускает
программы по иностранным языкам
таких всемирно известных фирм, как
Berlitz и Syracuse Language (USA), а также программы
по русскому, физике и математике — «Русский
язык. Репетитор-тренажер», «Курс
физики XXI века», «Курс математики
XXI века». Благодаря этим программам
подготовились и поступили в вуз
несколько поколений абитуриентов.
Еще мы выпускаем увлекательные
компьютерные игры «Физикус», «Химикус»,
«Биотопия» (от немецкой компании Heureka
Klett), они помогут ребятам войти в мир
сложных наук через игру. А теорию
можно освоить в научных
энциклопедиях с анимированными 3D-моделями,
которые тоже есть на этих дисках.
Н.К.: Есть и обучающие
программы для самых маленьких ребят
от трех лет. Увлекательное
путешествие в мир математики ребята
смогу совершить с диском «Математика
на планете счетоводов». Компьютер
научит их азам счета и даже
решению задач деления с остатком. А
компьютерные игры по мотивам
классических сказок «Братьев Гримм»
из серии «Симсала Гримм» содержат
массу головоломок и загадок и очень
помогут для подготовки к школе. Также
у нас есть серия игр с тролликом
Кузей — это не только
увлекательные компьютерные игры, но
и масса новых сведений по биологии,
астрономии, географии, истории.
Интервью с Владимиром
Натановичем Дубровским, научным
руководителем проекта «1С: Репетитор.
Математика», доцентом кафедры
математики СУНЦ МГУ, кандидатом
физико-математических наук, почетным
работником общего образования РФ:
Как вы оцениваете ситуацию
на российском рынке мультимедийных
обучающих дисков?
В.Д.: Правильнее говорить о
рынке обучающих программ, так как
современные средства доступа к
информации включают не только
компакт-диски, но и DVD, каналы
Интернета, локальные сети и многое
другое. Обучающая программа может
предоставлять самые разные способы
получения и обработки информации.
Как таковой этот рынок еще
не сформировался! Робкие попытки
отечественных компаний выйти на него
в предыдущие годы, на мой взгляд, не
согласовывались с запросами
пользователей и поэтому были не
слишком удачными. А сейчас едва ли не
все ресурсы разработчиков
сосредоточены на работах по
госбюджету.
Насколько качественно
изменились мультимедийные обучающие
программы за прошлый учебный год?
В.Д: За последний год
ситуация существенно изменилась. От
так называемых «энциклопедий»,
которое зачастую представляли (и в
большинстве своем продолжают
представлять) собой нечто, подобное
песне акына: «что вижу, о том пою»,
разработчики обратились к изданиям,
которые могут реально помочь
пользователю. Несомненно, возросло
качество программной реализации и
контента, некоторые решения начинают
претендовать на роль своего рода
стандартов. Крупные издатели
разрабатывают унифицированные
оболочки, которые в будущем позволят
поднять уровень мультимедийных
изданий, а также более эффективно
управлять материалом.
Какие достоинства и
недостатки мультимедийных
самоучителей и пособий вы можете
назвать на сегодняшний день?
В.Д.: К сожалению, как и
прежде, качество материалов
большинства мультимедийных изданий
оставляет желать лучшего. Это
закономерно: школа издания книг
насчитывает сотни лет, а нашей
отрасли едва исполнился десяток.
Одним из преимуществ
мультимедийного издания перед
традиционным бумажным, наряду с
возможностью быстрого поиска
информации, одновременным
применением нескольких «медий» и пр.,
является интерактивность. А значит,
мультимедийный самоучитель, помимо
текста, звука, рисунков, слайдов и
видео, должен содержать
интерактивные модели, всевозможные
элементы для конструирования и,
конечно, серьезную тестирующую
систему. На сегодняшний день
интерактивности дискам явно
недостает, хотя движение в эту
сторону есть.
На российском рынке
разработкой мультимедийных изданий
занимаются десятки фирм — как
сравнительно крупных, так и
небольших. Часто даже один издатель
выпускает на рынок издания с
различным интерфейсом и разными
форматами хранения информации на
диске. Бедный пользователь, купив
очередную программу, должен
осваивать новые приемы работы с ней!
Представьте себе, что было бы, если бы
каждый производитель автомобилей
придумывал для каждой новой модели
свои способы управления. Например,
педаль газа сверху: по мнению
новатора-разработчика, ее очень
удобно нажимать головой. Давайте
делать сначала привычно и удобно, а
уж потом — оригинально и красиво! То
же относится и к формату хранения
информации: он должен быть единым,
универсальным и удобным прежде всего
пользователю. Давайте
договариваться, а то придут западные
разработчики, и договариваться будет
некому и не с кем!
Какое место должны
занимать мультимедийные обучалки в
учебном процессе? Насколько, как вам
кажется, в ближайшее время они
приживутся в официальной системе
образования?
В.Д.: Убежден:
мультимедийная обучающая программа
никогда не заменит учителя. Ребенку,
который, по каким-либо причинам, не
может учиться в классе, она способна
реально помочь, но это, скорее,
исключение. Перечислю некоторые
способы использования
мультимедийных изданий в школе:
— Источник иллюстраций
в ходе занятий в классе:
анимированная карта на уроке истории,
изображение трехмерного построения
на уроке математики, сложный
эксперимент на уроке физики или
химии… Как это показать иначе?
Сложно.
— Среда для
тестирования с возможностью
выявления «белых пятен» в знаниях
ученика, а также его склонностей и
скрытых способностей. Попробуйте
решить такую задачку без компьютера!
— Проектное обучение.
Научно-исследовательская работа, в
процессе которой ученик может
развивать свои творческие
способности.
Это только некоторые, самые важные,
на мой взгляд, возможности
применения электронных пособий. У
каждого учителя будет свой набор
таких программ, и он станет
расширяться при обмене опытом с
коллегами и с помощью публикаций в
специализированных изданиях.
Существует мнение, что
учитель имеет слабую компьютерную
подготовку, и потому, какую бы
технику ни ставили в класс, какие бы
замечательные программы ни
разрабатывались, все это в школе не
приживется. Я с этим не согласен, и
вот почему. На сегодняшний день можно
сказать прямо: в российской школе нет
программных продуктов, которые
необходимы учителю. Как только такие
продукты появятся, как только
учитель увидит реальный прок в
применении новых технологий в
обучении, он сам, безо всяких курсов
повышения квалификации и
дополнительных стимулов, разберется
в этих технологиях и станет их
использовать! А уж потом ему
потребуются означенные курсы, обмен
опытом с коллегами и прочее.
Так что вот мой прогноз: в
ближайшие пять лет нас ждут
серьезные изменения в методах
преподавания, в том числе в школе. Эти
изменения будут связаны, прежде
всего, с активным использованием
компьютерных мультимедийных изданий
в процессе обучения. И такое издание
будет представлять собой не CD-ROM и
даже не DVD! Появится некий гибрид,
работающий в среде Интернет и
интранет, используя при этом контент
различных изданий унифицированного
формата.
На наши вопросы отвечает
Александр Илинов, менеджер отдела
маркетинга компании «ИДДК»:
Как вы оцениваете ситуацию
на российском рынке мультимедийных
обучающих дисков?
А.И.: Я считаю, что ситуация
на рынке обучающих программ
неудовлетворительная: мало
развивающих программ для
дошкольников и младших школьников,
практически отсутствуют логические
игры для детей. Чуть лучше обстоит
дело с учебниками, хотя их уровень
оставляет желать лучшего. Они, как
правило, не динамичны и не увлекают
школьника.
Насколько качественно изменились
мультимедийные обучающие программы
за прошлый учебный год?
А.И.: Качественного
улучшения мультимедийных обучающих
программ за прошедший год не
произошло.
Какие достоинства и недостатки
мультимедийных самоучителей и
пособий вы можете выделить на
сегодняшний день?
А.И.: Думаю, к достоинствам
мультимедийных самоучителей можно
отнести их большое наполнение
информацией, а недостатком является
их малая динамичность, плохой дизайн,
недостатки методологического
характера.
Какое место должны занимать
мультимедийные обучалки в учебном
процессе? Приживутся ли они в
ближайшее время в официальной
системе образования?
А.И.: На сегодняшний день
мультимедийные пособия и обучающие
программы должны занимать место
вслед за живыми уроками и
традиционными учебниками.
Постепенно, по мере компьютеризации,
они должны заменить традиционные
школьные учебники и учебные пособия.
|