Financial Times Российская школа в рейтинге
Старт в России. Международная программа MBA в сфере предметов роскоши и индустрии моды
Международный стандарт МВА. Российский и американский MBA через интернет. 2 года. Поддержка продвижения карьеры и бизнеса слушателей. Зарегистрировавшимся с сайта curator.ru скидка 10% на всю стоимость обучения.
Реклама на сайте
Интернет как источник учебно-методической и аналитической информации для предпринимателей
Источник: журнал “e-Learning World” №1’2007
Тихон Дейнекин
“Кто владеет информацией – тот владеет миром”, ? гласит
известный афоризм. Умение находить нужную информацию – один из наиболее
важных атрибутов успешной предпринимательской деятельности. Это относится
как к информации о рынке, так и учебно-методической информации о методах и
формах ведения бизнеса.
Если специалист осознает, что ему не хватает знаний в той или иной области, у него два пути ? получить дополнительное образование (учебные курсы) или заняться самообразованием. Дополнительное образование в бизнес-школе – наиболее качественный способ получения знаний, однако далеко не всегда есть возможность отлучаться с работы, да и записываться на курс, чтобы восполнить небольшой пробел в образовании, часто не имеет смысла. Иногда также требуется просто актуализировать или дополнить уже имеющиеся знания. В этом случае предстоит решить, где искать нужную информацию, чтобы она была актуальной, достоверной и научно-обоснованной.
Источником такой информации может стать Интернет, но далеко не все информационные сайты отвечают вышеуказанным требованиям к опубликованной информации. В настоящее время, по данным научного проекта “Nigma”, в русскоязычной части Интернета существует около одного миллиарда документов. Однако в силу постоянного роста числа бессодержательных и сомнительных страниц (“поискового спама”) только малая часть из них является полезными и уникальными материалами. По экспертным данным поисковой системы деловой информации “Илигент”, в Рунете размещено только около миллиона качественных документов, полезных для предпринимателей: статей, новостей, правовой и справочной информации. В это число не входит огромное количество товарных и коммерческих предложений, а также многочисленные дубли одних и тех же материалов на разных сайтах.
В статье мы рассмотрим основные категории авторитетных веб-сайтов, размещающих новостные и учебно-методические материалы для предпринимателей в свободном доступе.
По принадлежности такие сайты можно разделить на шесть типов:
-
- сайты газет и журналов;
- тематические онлайн-библиотеки и порталы;
- учебные заведения;
- сайты государственных учреждений;
- агентства, специализирующиеся на B2B-секторе.
Рассмотрим подробнее каждую из этих групп
Сайты традиционных газет и журналов
Традиционные газеты и журналы при размещении своих материалов в Интернете обычно используют одну из следующих моделей:
1. Размещение полных версий статей из старых номеров.
Классическим примером этой модели является портал Издательской группы “Дело и сервис” (www.dis.ru), на котором можно найти полные архивы статей журналов “Маркетинг в России и за рубежом”, “Финансовый менеджмент”, “Кадры предприятия”, “Менеджмент в России и за рубежом”. Размещаются в основном только статьи, опубликованные более полутора лет назад. Так как журналы научно-практические, то и архивные статьи представляют интерес для читателей. Издательство же в свою очередь стремится привлечь внимание интернет-пользователей к самим журналам и подписке на более актуальную информацию.
2. Размещение аннотаций, иногда и полное размещение
отдельных статей из новых номеров.
В этом случае издательство размещает в свободном доступе только небольшую часть материалов из последних номеров, чтобы привлечь внимание к изданию. Например, так поступает журнал “Финансовый директор” (www.fd.ru).
К этой же группе можно отнести электронную библиотеку grebennikon.ru, принадлежащую “Издательскому дому Гребенникова”. В последнем случае для доступа как к новым, так и к архивным материалам, необходимо заплатить.
3. Полное размещение всех (или значительной части)
материалов из бумажного издания в Интернете.
Сайты изданий, которые ориентируются на окупаемость в Интернете за счет размещаемой рекламы, а не за счет подписки. Они предоставляют полную (или почти полную) версию последних номеров в открытом доступе, образуя Интернет-СМИ на основе существующего бумажного издания. К этой категории можно отнести сайты: kommersant.ru, expert.ru, gazeta-unp.ru, vedomosti.ru .
4. Интернет?СМИ.
Интернет-СМИ – это газеты и журналы, изначально публикуемые в Интернете. Иногда они начинают выходить и в бумажной версии. Например, “РБК daily” (rbcdaily.ru). Другой пример из этой категории – онлайн-журнал “Рокфеллер” (www.rokfeller.ru). Такие издания, как правило, ориентируются на полную окупаемость за счет размещаемой рекламы.
Тематические онлайн?библиотеки и порталы
Порталом принято называть интернет-проект, который предоставляет своим пользователям набор различных сервисов. В качестве примера приведем популярный среди бухгалтеров и финансистов информационный портал Klerk.ru, предоставляющий своим пользователям возможность знакомиться не только с актуальными новостями и статьями, но и общаться на форуме, заводить дневники, размещать резюме, проходить тесты, получать справки.
Крупнейшим бизнес-порталом являет “РосБизнесКонсалтинг” (rbc.ru), который размещает тематические новости, публикует аналитические материалы, информацию о фондовых и валютных рынках и другие полезные для деловых кругов материалы.
Учебно-методические материалы по маркетингу, менеджменту, финансам, управлению персоналом, бухгалтерскому учету, экономике можно найти в тематических онлайн-библиотеках cfin.ru и aup.ru.
Многие сайты специализируются на более узких темах. Например, о маркетинге и рекламе пишут adme.ru, sostav.ru, advertology.ru; о банковской деятельности – bankir.ru; управлении персоналом ? hr-portal.ru.
Учебные заведения
Пока немногие учебные заведения публикуют учебно-методические материалы в свободном доступе. Чаще это происходит в виде авторизованного доступа при дистанционном или очном обучении. Например, в Московском государственном университете экономики, статистики и информатики (mesi.ru) почти все читаемые дисциплины имеют онлайн-версии, доступ к которым предоставляется соответствующим категориям слушателей и студентов.
Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов (finec.ru) для доступа к некоторым материалам не требует авторизации: на сайте можно ознакомиться с электронным вариантом учебника по микроэкономики ? finec.ru/rus/parts/microeconomics/.
В свободном доступе можно найти материалы на сайте центра дистанционного образования Elitarium (elitarium.ru).
Сайты государственных учреждений
Уже достаточно много государственных учреждений открыли свои представительства в Интернете и начали публиковать актуальную информацию.
На сайте Федеральной налоговой службы (nalog.ru) можно найти не только справочную информацию о различных подразделениях, новых приказах, но и формы налоговой отчетности, а также программы для автоматизации налогового учета.
Активность проявляют и различные комитеты по поддержке предпринимательства. В рамках комплексной программы развития и поддержки малого предпринимательства Москвы созданы новостные, справочные, учебно-методические сайты allmedia.ru, mbm.ru, innovbusiness.ru, businessproekt.ru, businesspravo.ru, businessvoc.ru и другие проекты.
Консалтинговые, исследовательские и рекрутинговые
агентства
Некоторые агентства, предоставляющие услуги в B2B-сфере, создают сервисы, способные привлекать и удерживать целевую аудиторию: библиотеки, форумы, новостные рассылки и т.п.
Наиболее известный проект, который изначально развивался как вспомогательный сервис для рекрутингового агентства Ward Howell International, ? портал E-xecutive.ru, объединяющий более ста тысяч менеджеров.
Консалтинговая компания ITeam размещает на своем сайте (www.iteam.ru) весьма обширную библиотеку учебно-методических материалов для бизнеса. Консультационно?внедренческая компания “Инталев” (www.intalev.ru) имеет на сайте раздел, в котором публикуются статьи по управлению.
Отличие таких проектов от группы “онлайн-библиотеки и порталы” только в том, что изначальной целью создания проектов, как правило, является привлечение внимания целевой аудитории к услугам агентства и повышение эффективности существующих бизнес-процессов.
В будущем стоит ожидать появления новых качественных веб-порталов для предпринимателей, создаваемых, в первую очередь, крупными издательствами и информационными агентствами. Возможно, повысят свою активность и учебные заведения, а также появятся новые проекты, финансируемые правительственными структурами в рамках программ поддержки предпринимательства. Однако, как показывает западная практика, наиболее авторитетные материалы будут публиковаться в основном в режиме платного доступа.
Можно прогнозировать, что ввиду продолжающегося роста числа коммерческих сайтов и “поискового спама” в будущем будет значительно труднее находить через глобальные поисковые системы качественные материалы в свободном доступе.
Именно поэтому был создан проект “Илигент” (iligent.ru) – поисковая система, которая ищет только в авторитетных бизнес-библиотеках, тематических порталах и других сайтах, размещающих полезные информационные и учебно-методические материалы для предпринимателей.
Вероятно, в скором времени появятся и другие поисковые проекты, специализирующиеся на качественном поиске.