Недостатки дистанционного
обучения:
- Отсутствие прямого очного общения между обучающимися и преподавателем.
А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это
значительный минус для процесса обучения. Сложно создать творческую атмосферу в
группе обучающихся.
- Необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет. Необходимость
постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая
оснащенность, но не все желающие учиться имеют компьютер и выход в Интернет,
нужна техническая готовность к использованию средств дистанционного
обучения.
- Высокие требования к постановке задачи на обучение, администрированию
процесса, сложность мотивации слушателей.
- Одной из ключевых проблем интернет обучения остается проблема аутентификации
пользователя при проверке знаний. Поскольку до сих пор не предложено оптимальных
технологических решений, большинство дистанционных программ по-прежнему
предполагает очную экзаменационную сессию. Невозможно сказать, кто на другом
конце провода. В ряде случаев это является проблемой и требует специальных мер,
приемов и навыков у преподавателей – тьюторов. Отчасти эта проблема решается с
установкой видеокамер на стороне обучающего и соответствующего программного
обучения.
- Необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий. Для
дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат
напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося.
- Как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий.
Отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который для российского
человека является мощным побудительным стимулом.
- Высокая стоимость построения системы дистанционного обучения, на начальном
этапе создания системы, велики расходы на создание системы дистанционного
обучения, самих курсов дистанционного обучения и покупку технического
обеспечения.
- Высокая трудоемкость разработки курсов дистанционного обучения. Создание 1
часа действительно интерактивного мультимедийного взаимодействия занимает более
1000 часов профессионалов. Один из путей решения этой проблемы это поиск и
использования существующих видео и аудио файлов, использование методов
постепенного усложнения дистанционных курсов. Так мировая поисковая машина
Google предлагает сервис поиска видео от Google и закачивания
видеофрагментов.
Временные трудности
- Недостаточная компьютерная грамотность обучающих и обучаемых,
отсутствие опыта дистанционного обучения, многое преподаватели и студенты еще не
готовы к такому методу преподавания, отдавая предпочтение классическому
образованию.
- Недостаточная развитость информационно-коммуникационных инфраструктуры в
России
- Обучающие программы и курсы могут быть недостаточно хорошо разработаны из-за
того, что квалифицированных специалистов, способных создавать подобные учебные
пособия, на сегодняшний день не так много. Мало методических материалов по
подготовке и проведению дистанционного обучения.
- Слабое использование стандартов в дистанционном обучении. Неразвитость и
несовершенство стандартов затрудняет повторное использование, обмен,
многократное использование, совместимость учебных материалов.
- Проблема поиска специалистов, требуется высокая квалификация разработчиков,
для создания качественных мультимедийных курсов нужна команда из специалиста
предметной области, художника, программиста и т.д.
- Недостаточная интерактивность современных курсов дистанционного обучения. В
настоящее время содержательную основу курсов составляют лекции в виде текстовых
материалов и простейших графических объектов (рисунки, фото), блоки контроля
знаний в виде тестовых заданий.
- Недостаточное качество предлагаем на рынке типовых решений как в качестве
курсов, так и систем дистанционного обучения. Системы дистанционного обучения
либо очень дороги, либо неудобны в использовании.
- Низкий процент завершения курсов, что связано с недостаточным опытом
использования систем дистанционного обучения и сложностью мотивации слушателей.
Перспективы развития
дистанционного обучения в России
Развитие дистанционного обучения в системе
российского образования будет продолжаться и совершенствоваться по мере развития
Интернет технологий и совершенствования методов дистанционного обучения.
Дистанционная форма обучения способствует массовому
распространению образования, делая учебные курсы доступными по сравнению с
традиционным очным образованием. Тем не менее, приходится констатировать низкое
качество дистанционного обучения, что закономерно в контексте существующих
приоритетов – минимизация расходов.
Широкое распространение дистанционного обучения в
России получит тогда, когда в России появятся соответствующие технические
возможности и хорошие телекоммуникации каналы.
|
Дальнейшие развитие систем дистанционного обучения
предполагают обеспечение максимальной интерактивности. На самом деле не секрет,
что обучение только тогда становится полноценным, когда достигается имитация
реального общения с преподавателем, - вот к этому и следует стремиться.
Необходимо использовать сочетание различных типов электронных коммуникаций, что позволяет компенсировать недостаток личного контакта за
счет виртуального общения. Дальнейшее совершенствование курсов дистанционного
обучения связано со следующими факторами:
-
Мультимедийность - озвученные видео- и слайдфильмы, анимация, графика;
- Насыщенная
интерактивность, включая математические модели процессов и явлений;
-
Использование потокового аудио и видео.
-
Многообразие контрольных и тестовых заданий;
- Большой
объем учебного материала, который, благодаря мультимедиа легко усваивается;
- Общение
слушателей между собой.
-Использование
комбинированных методов доставки курсов: Интернет, Интранет, программы на
CD-ROM и т.д.
|