Financial Times Российская школа в рейтинге
Старт в России. Международная программа MBA в сфере предметов роскоши и индустрии моды
Международный стандарт МВА. Российский и американский MBA через интернет. 2 года. Поддержка продвижения карьеры и бизнеса слушателей. Зарегистрировавшимся с сайта curator.ru скидка 10% на всю стоимость обучения.
Реклама на сайте
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ) В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО, СРЕДНЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
18 декабря 2002 г.
N 4452
С целью оказания методической помощи учреждениям высшего,
среднего и дополнительного профессионального образования в
использовании при организации образовательного процесса современных
информационных технологий приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Методику применения дистанционных
образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных
учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального
образования Российской Федерации.
2. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на
заместителя Министра Л.С. Гребнева.
Министр образования
Российской Федерации
В.М. ФИЛИППОВ
18 декабря 2002 г.
N 4452
Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ
24 декабря 2002 г.
N 4071
УТВЕРЖДЕНА
Приказом Минобразования России
от 18 декабря 2002 года
N 4452
МЕТОДИКА
ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ДИСТАНЦИОННОГО
ОБУЧЕНИЯ) В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО,
СРЕДНЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Дистанционное
обучение обеспечивается
применением совокупности образовательных
технологий, при
которых
целенаправленное опосредованное или не
полностью опосредованное
взаимодействие обучающегося и
преподавателя
осуществляется независимо от
места их нахождения и
распределения во времени
на основе
педагогически
организованных
информационных
технологий, прежде
всего с использованием средств
телекоммуникации.
Основными
дистанционными
образовательными
технологиями являются кейсовая технология,
интернет - технология,
телекоммуникационная технология. Допускается
сочетание основных видов
технологий.
2. Целью
дистанционного обучения
является
предоставление обучающимся непосредственно
по месту жительства
или временного их пребывания возможности
освоения основных и (или)
дополнительных профессиональных
образовательных программ
высшего и среднего профессионального
образования (далее -
образовательные программы) соответственно в
образовательных учреждениях
высшего, среднего и дополнительного
профессионального образования (далее
- образовательные учреждения).
3. Образовательный
процесс с
использованием
дистанционного обучения может
осуществляться
образовательным учреждением по
очной, очно - заочной (вечерней),
заочной формам получения
образования, в форме экстерната или при
сочетании указанных форм.
Повышение
квалификации и
профессиональная
переподготовка специалистов в
образовательном учреждении
повышения квалификации проводятся с отрывом от работы,
без отрыва от работы, с
частичным отрывом от работы и по
индивидуальным формам обучения
<*>.
--------------------------------
<*>
Постановление
Правительства
Российской Федерации
от 26.06.1995 N 610 "Об утверждении
Типового положения об
образовательном учреждении дополнительного
профессионального
образования (повышения квалификации) специалистов"
- Собрание
законодательства Российской Федерации от 03.07.1995, N 27, ст. 2580.
Образовательное
учреждение может осуществлять
учебный процесс как самостоятельно, так и
через сеть своих
обособленных структурных подразделений - филиалов и
представительств <*>.
--------------------------------
<*> Здесь и
далее понятие "представительство"
образовательного учреждения относится
исключительно к
представительствам высших
учебных заведений.
4. Филиал
образовательного учреждения
осуществляет свои функции в установленном порядке.
5. В целях
оказания студентам,
обучающимся по заочной
форме обучения, помощи в освоении
образовательных программ
непосредственно по месту их работы и месту
жительства высшее учебное
заведение вправе осуществлять
консультации, текущий
контроль успеваемости
и промежуточную аттестацию
обучающихся путем привлечения
штатных научно
- педагогических работников
высшего учебного
заведения на основе учебно - материальной базы
представительства <*>.
--------------------------------
<*>
Постановление
Правительства
Российской Федерации
от 05.04.2001 N 264 "Об утверждении
Типового положения об
образовательном учреждении высшего
профессионального
образования (высшем образовательном
учреждении) Российской
Федерации" -
Собрание законодательства Российской
Федерации от 16.04.2001, N 16, ст. 1595.
Указанная
деятельность
осуществляется с
согласия органа управления образованием
субъекта Российской
Федерации и органа местного
самоуправления, на
территории которых
находится представительство.
6. Образовательное
учреждение может
реализовать одну или несколько образовательных
программ с использованием в
частичном или полном объеме
дистанционного обучения.
По отдельным направлениям
(специальностям) <*>
и профилям
программ
дополнительного
профессионального
образования может
вводиться ограничение на
их освоение с использованием в
полном объеме дистанционного
обучения.
--------------------------------
<*> Из числа тех,
по которым получение высшего
профессионального образования в форме экстерната
не допускается.
Образовательные
программы
признаются
реализуемыми с использованием в полном объеме
дистанционного обучения в
том случае, если не менее 70% объема
часов учебного плана
обучающиеся осваивают посредством дистанционных
образовательных технологий.
При этом для
образовательных программ
высшего и среднего
профессионального образования посредством
дистанционных
образовательных
технологий реализуется не менее 80% объема
часов общих гуманитарных и
социально - экономических, математических и
общих естественно - научных
дисциплин.
Организация
учебного процесса
по очной форме
получения образования с использованием в
полном объеме дистанционного
обучения допускается с учетом
установленных требований к
организации учебного процесса по данной форме
получения образования.
7. Лицам,
поступающим в образовательное
учреждение на обучение по образовательным программам,
реализация которых
осуществляется с использованием в полном
объеме дистанционного обучения,
предлагается ознакомиться с этим условием под
роспись.
8. Права и
обязанности обучающихся,
осваивающих образовательные программы с
использованием
дистанционного обучения,
определяются законодательством
Российской Федерации в
соответствии с той формой получения образования, на
которую они зачислены.
9. Наряду с традиционными информационными ресурсами для обеспечения процесса дистанционного обучения используются следующие средства дистанционного обучения: специализированные учебники с мультимедийными сопровождениями, электронные учебно - методические комплексы, включающие электронные учебники, учебные пособия, тренинговые компьютерные программы, компьютерные лабораторные практикумы, контрольно - тестирующие комплекты, учебные видеофильмы, аудиозаписи, иные материалы, предназначенные для передачи по телекоммуникационным каналам связи.
10. В качестве
основного информационного
ресурса в учебном процессе используются
методически (дидактически)
проработанные информационные базы данных
дистанционного обучения,
обеспечивающие современный уровень
требований на момент их
использования, по своему объему и содержанию
соответствующие
требованиям
государственных образовательных
стандартов основных
образовательных программ определенного уровня или
требованиям к содержанию
дополнительных профессиональных
образовательных программ.
База данных
дистанционного обучения
включает в виде изданий
на различных типах
носителей фонд
основной учебной и
учебно - методической литературы;
фонд периодических изданий,
укомплектованный отраслевыми изданиями,
соответствующими профилям
подготовки кадров, справочно-
библиографическими, а
также массовыми
центральными и местными общественно
- политическими
изданиями; фонд научной литературы, представленный
монографиями и
периодическими научными изданиями по профилю каждой
образовательной программы.
11. При
дистанционном обучении
образовательное
учреждение обеспечивает каждому
обучающемуся возможность
доступа к средствам дистанционного обучения и
основному информационному
ресурсу в объеме часов учебного
плана, необходимых для
освоения соответствующей образовательной программы или
ее части.
С целью
обеспечения доступа
обучающихся к базам
данных дистанционного обучения,
иным средствам
дистанционного обучения в
базовом образовательном
учреждении, филиалах,
представительствах и индивидуально
образовательное
учреждение использует
средства телекоммуникации.
При отсутствии
необходимых аппаратно -
программных средств у обучающегося
индивидуально
образовательное
учреждение может предоставлять ему эти
средства на
условиях и в
порядке, предусмотренных действующим
законодательством.
12. При
дистанционном обучении
образовательное
учреждение осуществляет научную и
учебно- методическую помощь
обучающимся через консультации квалифицированных
преподавателей с использованием
средств телекоммуникации.
13. Текущий
контроль и промежуточная
аттестация обучающихся осуществляются образовательным
учреждением или традиционными
методами, или с использованием
электронных средств (электронное
тестирование и пр.), обеспечивающих
идентификацию личности.
Обязательная итоговая аттестация выпускников
осуществляется традиционными
методами.
14. Профессорско -
преподавательский и
преподавательский состав, осуществляющий
дистанционное
обучение, может
состоять из педагогических работников
образовательного учреждения,
его филиалов, проживающих в различных городах
и населенных пунктах,
объединенных организационно и
методически средствами
телекоммуникаций, ведущих образовательный процесс в
филиалах и осуществляющих
консультации, текущий контроль
успеваемости и промежуточную
аттестацию обучающихся по заочной форме обучения в
представительствах в
сетевом режиме с использованием
телекоммуникационных и
иных средств, независимо
от места нахождения педагогических
работников.
15. Образовательное
учреждение может по
одной или нескольким реализуемым им образовательным
программам организовать
образовательный процесс с использованием
в полном объеме
дистанционного обучения в сети своих филиалов и
осуществлять консультации,
текущий контроль успеваемости и
промежуточную аттестацию
обучающихся по заочной форме обучения в
представительствах,
обеспечив единство
образовательного процесса.
16. Для
подтверждения возможности
реализации одной или нескольких образовательных
программ с
использованием в
полном объеме дистанционного обучения
образовательное
учреждение <*>
может обратиться в Минобразование
России с заявлением о проведении
проверки такой готовности в соответствии
со следующими и иными
требованиями настоящей методики:
--------------------------------
<*> Из
образовательных
учреждений
дополнительного профессионального образования
Минобразование России может
подтверждать готовность реализовать
образовательные программы с
использованием в полном объеме дистанционного
обучения тех образовательных
учреждений, которые находятся в ведении
федеральных органов
исполнительной власти, а также иных
образовательных
учреждений
дополнительного профессионального
образования по
аккредитованным
образовательным программам.
наличие
электронных учебно-
методических комплексов
по каждой учебной дисциплине либо
специальных кейсов (индивидуальных
комплектов учебно - методических
материалов с
использованием
мультимедийных средств);
наличие
специальной
корпоративной
информационной
системы документооборота (в т.ч.
электронного), полностью
обеспечивающей администрирование
образовательного процесса;
наличие
преподавателей, специально
подготовленных для работы в новой информационно -
образовательной среде;
наличие
специальных (в т.ч.
электронных) форм проверки
знаний обучающихся.
В этом случае
объем требований,
предъявляемых к образовательным
учреждениям, при
проведении проверки и
порядок ее
проведения устанавливаются
Минобразованием России с учетом
типа образовательного учреждения и особенностей
используемой дистанционной
образовательной технологии.
При организации
проверки целесообразно
участие государственных органов управления образованием
субъектов Российской Федерации,
а для образовательных
учреждений
дополнительного
профессионального образования - также
федеральных ведомственных
органов управления образованием, в ведении которых
находятся образовательные
учреждения.
Отсутствие
подтверждения
такой готовности
не лишает образовательное
учреждение права
реализовывать
образовательные программы с использованием в
полном объеме дистанционного
обучения.
17. Образовательное
учреждение осуществляет
в установленном порядке прием на обучение
по образовательным программам,
переводы и отчисление обучающихся.
18. При
организации дистанционного
обучения целесообразно учет результатов учебного процесса и
внутреннее делопроизводство
вести в электронном виде с
применением положений
Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной
цифровой подписи".
19. Количество и
пропускная способность каналов
телекоммуникации, оснащенность учебного
процесса специализированным
и лабораторным оборудованием (как
собственным, так и
арендованным), средствами доставки знаний обучающимся в
образовательном учреждении,
филиалах и индивидуально должны
в реальном режиме
времени или в записи обеспечивать возможность
реализации дистанционного
обучения.
20. Образовательное
учреждение может
обеспечивать полный объем аудиторной нагрузки
обучающегося по
каждому направлению (специальности)
подготовки с
применением занятий,
имеющих дидактическое обеспечение
для их проведения
в телевизионных, компьютерных, сетевых и других
средах.
При этом все
обучающиеся
обеспечиваются учебными
рабочими местами, оснащенными для
дистанционного обучения с
учетом сменности.
Оснащенные учебные
рабочие места
обеспечивают обучающимся возможность доступа к
средствам дистанционного
обучения и основным информационным ресурсам.
21. Для
проведения предусмотренных
учебным планом лабораторных и практических занятий
образовательное
учреждение
предоставляет обучающимся возможность
участия в этих
занятиях реально либо
с применением дистанционного
обучения (виртуальная
лабораторная работа или работа в лаборатории
удаленного доступа).
22. В зависимости
от принятой дистанционной
образовательной технологии образовательному
учреждению необходимо
располагать набором специально оборудованных
помещений, обеспечивающих
проведение образовательного
процесса по всем
дисциплинам в соответствии с
государственными
образовательными стандартами.
Все помещения и рабочие места должны соответствовать
установленным требованиям.
23. Образовательное учреждение
обеспечивает обучающимся возможность прохождения учебных
и производственных
практик, предусмотренных
государственными
образовательными стандартами.
Учебные практики обучающиеся
проходят с применением
традиционной технологии и (или) дистанционного
обучения. Производственные
практики (включая
технологические и
преддипломные) обучающиеся
проходят, как правило, традиционно.
24.
Образовательному
учреждению рекомендуется
организовывать профессиональную
переподготовку или
повышение
квалификации:
профессорско - преподавательского состава - для
преподавания в новой информационно -
образовательной среде,
преподавателей и учебно - вспомогательного
персонала -
для работы с
дистанционной образовательной технологией в
филиалах и представительствах, с
объемом обучения не менее 72 часов и
контроль за качеством обучения.
25. Для
образовательного учреждения
(филиала), реализующего образовательные программы с
использованием в
полном объеме дистанционного обучения,
предельная
численность
контингента обучающихся рассчитывается
и фиксируется в лицензии
образовательного учреждения с учетом
применяемой
дистанционной
образовательной технологии.