Financial Times Российская школа в рейтинге
Старт в России. Международная программа MBA в сфере предметов роскоши и индустрии моды
Международный стандарт МВА. Российский и американский MBA через интернет. 2 года. Поддержка продвижения карьеры и бизнеса слушателей. Зарегистрировавшимся с сайта curator.ru скидка 10% на всю стоимость обучения.
Реклама на сайте
Российского рынок систем дистанционного образования: Корпоративный сектор
Сам факт, что системы ДО оказались востребованы российским корпоративным сектором, можно расценить как свидетельство того, что в отечественной экономике происходят существенные изменения. Структурируются сегменты рынка, возрастает конкуренция, повышается культура корпоративных отношений, и, как следствие, начинается борьба не только за природные ресурсы, но и за эффективность производства. Вслед за структуризацией экономических отношений и секторов рынка по нарастающей происходит внутренняя структуризация компаний, упорядочивание производственных отношений и приведение их в соответствии с мировой практикой.
Так же как 10–15 лет назад революционной стала повсеместная компьютеризация бухгалтерского учета, в области управления персоналом насущным будет использование специальных компьютерных систем управления персоналом, контроля качества персонала и связанного с этим непрерывного образовательного процесса и повышения квалификации сотрудников.
Цели внедрения СДО в корпоративном секторе
В отличие от вузовского образования, где целью внедрения ДО является предоставление образовательных услуг неким иным, не принятым ранее, способом, в корпоративном секторе целью становится повышение эффективности работы компании в целом. Соответственно можно сформулировать и задачи, которые должны решаться с помощью корпоративной СДО:
- Входное тестирование (при приеме на работу)
- Аттестация территориально удаленного персонала
- Регулярная (плановая) аттестация персонала
- Мотивирование сотрудников к росту профессиональных знаний и навыков (за счет публичного рейтинга, перекрестных опросов)
- Прозрачность карьерного роста
- Контроль качественного состава персонала (централизованное планирование обучения персонала)
Как можно заметить, в корпоративном ДО в значительной степени возрастает важность функций контроля знаний и анализа текущего состояния сотрудников и пропорционально снижаются функции обеспечения доступа или доставки учебного материала слушателям.
Входное тестирование (при приеме на работу)
Одна из самых простых задач — решается как с помощью собственной СДО,
так и с помощью общедоступных ресурсов для тестирования. В таких
отраслях знаний как ИТ-управление уже достаточно давно
существуют платные и бесплатные ресурсы (типа www.brainbench.com),
на которых можно провести тестирование по уже готовым тестам
потенциального сотрудника и принять решение о его профпригодности.
Аттестация территориально удаленного персонала
Пожалуй, самая что ни на есть экономически эффективная задача.
Ее решение связано с экономией денежных и временных ресурсов,
затрачиваемых на командировки сотрудников. К примеру, в конце прошлого
года компания L’etoile внедрила систему LMS, сеть магазинов компании
покрывает около 60 городов. Аттестация персонала происходит два раза
в год. Дополнительно к этому требуется начальное обучение продавцов.
В конечном счете организация обучения выливается в колоссальные затраты
на поездки тренинг-менеджеров в регионы и поездки
сотрудников в учебный цент центрального офиса. Естественным в такой
ситуации является желание сэкономить на таких затратах за счет
проведения аттестации дистанционным способом. Экономическая
эффективность, в этом случае, легко посчитать.
Регулярная (плановая) аттестация персонала
В этом случае посчитать сэкономленные деньги несколько труднее. Но если
вы ставите процесс работы с персоналом на регулярную системную основу,
то понятно, что так же системно должны быть предоставлены и средства.
Мотивирование сотрудников к росту профессиональных знаний
и навыков (за счет публичного рейтинга, перекрестных опросов)
Кто сегодня не понимает, что правильная мотивация персонала — один
из слагаемых успешной работы компании? Мотивация как денежная, так
и карьерная. Внутренняя конкуренция за рабочее место и возможность
сделать карьеру предполагает постоянное оценивание знаний и умений
сотрудника, а также его «кредитную» историю, так называемый «тренд
знаний», характеризующий внутренне позиционирование сотрудника, его
карьерные амбиции.
Прозрачность карьерного роста
Является обратной стороной мотивации к карьерному росту — когда компания
не только хочет выяснить кто чего стоит и на что претендует в будущем,
но и публично сформулировать относительно четкие критерии того, как
следует работать и что уметь, чтобы достичь желаемых результатов
в карьере.
Контроль качественного состава персонала
Позволяет заранее побеспокоится о текущем и, что самое главное, будущем
штатном составе, подобрать сотрудников в соответствии с планами развития
компании, существующими навыками и знаниями (skills), в случае
необходимости подучить персонал. Речь идет фактически о централизованном
планировании обучения персонала с учетом стратегии развития фирмы.
Общие требования к СДО
Как для любого относительно типового решения, для LMS («системы управления учебным процессом») следует выделить основные группы требований (критериев оценки). Здесь их получается две. К первой следует отнести общие требования, предъявляемые к любым LMS вне зависимости от того, в какой области они применяются и используются. Что касается второй группы, то, фактически, принимая решение о развертывании систем дистанционного обучения, компания вкладывает деньги в реализацию ДВУХ основных (но специфических для деятельности предприятия) задач:
- повышение текущего уровня корпоративных знаний и умений (покупка набора учебных курсов);
- постоянного контроля качества знаний и умений персонала (фактически покупка услуги по мониторингу знаний) в целях оперативной упреждающей реакции на будущие возможные требования растущего бизнеса.
Исходя из этого можно сформулировать ОСНОВНЫЕ содержательные требования к поставляемой LMS (вернее, к коммерческому предложению, публикуемому компаниями — поставщиками подобных решений).
По пункту 1:
- Поставка в составе LMS готовых курсов
- Возможность простой самостоятельной постановки курсов
- Возможность использовать готовые типовые курсы сторонних организаций
- Низкая стоимость подготовки специальных курсов у сторонних производителей
А также по пункту 2.
- Развитая аналитическая система контроля качества подготовки персонала
- Развитые средства тестирования и сбора статистики (т.к. результаты обучения могут потребоваться спустя продолжительный срок) с функциями, помогающим принимать решения при планировании деятельности по работе с персоналом
- Возможность поиска и подбора персонала внутри предприятия на основе данных и результатов обучения в LMS
В каждой организации, безусловно, есть специфика и принципы решения задач корпоративного обучения, приоритеты работы отдела персонала. Самостоятельно, учтя важность тех или иных позиций, свойств и требований, можно хотя бы в некоторой степени оценить существующие системы и платформы в части применимости их в деятельности вашей организации.
Сравнительная таблица параметров российских корпоративных СДО
Параметры систем | Для каких задач | Training Ware (на платформе eLearinig server)* | Прометей | Red Class | СТ Курс | xDLS | Спутник-Доцент | Web Tutor* | Bauman Training | |
1. В области администрирования LMS | ||||||||||
Контроль персональных данных обучаемых и тьюторов | 2.2,2.3 | Да (учетная карточка, доступная преподавателмя и учебной администрации) | Да | Нет | Да | Да | ||||
2. В области аналитических возможностей | Training Ware | Прометей | Red Class | СТ Курс | xDLS | Спутник-Доцент | Web Tutor | Bauman Training | ||
Наличие статистики по группам слушателей | 2.1 | Да | Да | Нет | Да | Да (в версии WebTutor-ВУЗ) | ||||
Контроль действий обучаемого | Все действия обучаемого (заходы в учебный центр, время самообучения/самотестирования, и т.д.) запоминается на сервере. | 2.1 | Да | Да | Нет | Да | Да | |||
Генерация статистического/ графического отчета | Система способна генерировать отчет с текстовым и графическим представлением на основе запоминания действий обучаемого. | 2 | Да | Текст. Да/нет Граф. Нет/нет |
Нет | Да | Да (встроенный редактор отчетов) | |||
Формирование рейтинга | Расчет рейтинга на базе отчета о ходе обучения. | 2.3 | Да | Нет | Нет | Нет | Да | |||
3. В области режима обучения | Training Ware | Прометей | Red Class | СТ Курс | xDLS | Спутник-Доцент | Web Tutor | Bauman Training | ||
Возможность проведения опроса обучаемых | 2.2 | Да (развитая система опросов и анкетирования) |
Да/нет (в разработке) |
Нет | Да | Да | ||||
4. В области создания и использования учебных материалов (контента) | Training Ware | Прометей | Red Class | СТ Курс | xDLS | Спутник-Доцент | Web Tutor | Bauman Training | ||
Для создания контента нет необходимости в специальных знаниях | 1.2 | Да | Да | Да | Да | Да | ||||
Импорт/экспорт различных форматов | Импорт/экспорт различных форматов html, doc, txt и файлов класса мультимедиа. | 1.3 | Да | Да/нет | Html | Да | Да (word, excel, html, rtf, все графические форматы) | |||
5. Система тестирования | Training Ware | Прометей | Red Class | СТ Курс | xDLS | Спутник-Доцент | Web Tutor | Bauman Training | ||
Для создания тестов не нужны специальные знания | 1.2 | Да | Да | Да | Да | Да | ||||
По результатам теста система обеспечивает доступ к дальнейшему обучению | 2.1,2.2 | Да | Да | Нет | Да | Да | ||||
По результатам теста система определяет группу обучаемого, соответственно успеваемости | Построение групп рейтинга по результатам обучения. | 2.1,2.2 | Да | Нет | Да | Нет | Да в версии WebTutor-ВУЗ | |||
Автоматическое оценивание теста | 2.2 | Да | Да | Да | Да | Да | ||||
Автоматическое выставление оценки за тест на основе набранных баллов за тест, учета номера попытки прохождения и пр. | 2.2 | Да | Да | Да | Нет | Да | ||||
6. Средства создания вопросов для самопроверки (блоков контроля) | Training Ware | Прометей | Red Class | СТ Курс | xDLS | Спутник-Доцент | Web Tutor | Bauman Training | ||
К вопросу может быть прикреплено объяснение правильного ответа | 2.2 | Да | Да/нет (в разработке) |
Нет | Да | Да (возможность указать как комментарий так и ссылку на раздел курса) | ||||
Выбор зоны на изображении | Возможность прикрепить к вопросу картинку, на которой необходимо выбрать правильную область. | 2.2 | Да | Да/нет (в разработке) |
Нет | Да | Да | |||
Вопрос на соответствие | Для ответа необходимо установить соответствие между двумя списками вопросов. | 2.2 | Да | Да/нет (в разработке) |
Да | Да | Да | |||
Вопрос на упорядочение | 2.2 | Да | Да | Нет | Да | Да | ||||
Вопрос - множественный выбор | Возможность выбрать несколько вариантов из предложенных. | 2.2 | Да | Да | Да | Да | Да | |||
Свободно конструируемый ответ | 2.2 | Да | Да | Нет | Да | Да | ||||
Вставка пропущенных значений (слов) | 2.2 | Да | Да | Да | Да | Нет | ||||
7. Среда обучаемого | Training Ware | Прометей | Red Class | СТ Курс | xDLS | Спутник-Доцент | Web Tutor | Bauman Training | ||
Персональные файлы и анкета обучаемого | 2.3 | Да | Да/нет (в разработке) |
Нет | Да | Да | ||||
Возможность посмотреть собственный уровень усвоения материала | 2.3 | Да | Да | Нет | Да | Да | ||||
Сравнительная статистика индивидуального обучения | Представление индивидуальных результатов обучения в сравнении с группой. | 2.1 | Да | Нет | Нет | Да | Да (рейтинг обучения по каждому курсу) |