Домен CURATOR.RU продается цена договорная Контакты:info@curator.ru


Бизнес-образование в России
Бизнес-образование в России

Контакты:

E-mail: info@curator.ru

Financial Times Российская школа в рейтинге

Старт в России. Международная программа MBA в сфере предметов роскоши и индустрии моды

MBA дистанционно

Международный стандарт МВА. Российский и американский MBA через интернет. 2 года. Поддержка продвижения карьеры и бизнеса слушателей. Зарегистрировавшимся с сайта curator.ru скидка 10% на всю стоимость обучения.


Реклама на сайте

ШКОЛА. ВУЗ. И СНОВА ШКОЛА... БИЗНЕС-ШКОЛА

О специфике, направлениях и перспективах развития бизнес-образования по программам MBA в России и за рубежом рассказывает президент компании MBA Consult Вячеслав ДАВИДЕНКО.

– Вячеслав Юрьевич, расскажите, пожалуйста, нашим читателям о том, что такое МВА, как и когда была создана эта система, какое участие ваша компания принимала в развитии МВА в России и что на сегодняшний день представляет собой МВА.

– Давайте мы сразу разделим понятия "степень МВА", точнее "система бизнес-образования МВА", и "компания МВА Consult". Если говорить об МВА, то основа этой системы - систематизированное обучение искусству бизнеса. В начале XX века Дартмутский колледж (Dartmouth College) первым предпринял попытку такого обучения. Первый набор на программу М.С.S. (Master of Commercial Science) составил семь человек. Таким образом, члены этой "великолепной семерки" стали первыми дипломированными бизнесменами мира, а Дартмутский колледж в небольшом городке Ганновер штата Нью-Гемпшир - колыбелью нового вида образования. МВА в классическом понимании - это послевузовское специализированное профессиональное образование в области бизнеса. Оно необходимо, если человек хочет посвятить себя бизнесу, приобрести специализированные знания, навыки, связи и дополнительные возможности. Когда все эти намерения выстраиваются в осознанную стратегию собственного профессионального роста человека, тогда можно сказать, что степень МВА предназначена именно для него.
На сегодняшний день лидерами МВА-образования по-прежнему остаются американские бизнес-школы, но в последние годы разрыв в этой области между Европой и США постепенно сокращается.
Что касается компании МВА Сonsult, то ее появление достаточно интересно. Тематикой бизнес-школ я занимаюсь уже девятый год. В 1998 году принял решение о поступлении в бизнес-школу на программу full-time и начал готовиться к тестам, повышать свой уровень владения английским языком. Чтобы полностью сосредоточиться на подготовке к поступлению в бизнес-школу, ушел с должности директора по розничным продажам одной из крупнейших на тот момент розничных компьютерных компаний - "Копьюлинк". И тут, к своему удивлению, обнаружил, что в Москве нет такого места, где можно было бы получить независимую оценку существующего рынка подобных услуг и профессиональную помощь по всем вопросам, связанным с поступлением в западные бизнес-школы. Дело в том, что возникла необходимость не только в подготовке к GMAT и TOEFL, а и в получении более широкого комплекса услуг - того, что мы сейчас называем консалтингом. Такой консалтинг должен включать в себя помощь при выборе бизнес-школы, подготовке к интервью, изготовлении транскриптов, поиске источников финансирования образования, написании эссе, заполнении Application Package и т. д.
Таким образом, те навыки и тот опыт, которые я приобрел лично, впоследствии были использованы мною при создании компании МВА Consult. Более чем за три года через нас прошло достаточно много людей, более сотни наших клиентов поступили в лучшие западные бизнес-школы.
К слову, одно из наших лучших последних достижений - человека приняли в Stanford.

– В начале марта этого года в гостинице "Radisson-Славянская" состоялась выставка, посвященная МВА-образованию, на которой были представлены различные западные бизнес-школы, заинтересованные в привлечении российских клиентов. Насколько я понимаю, компания МВА Consult помогает в организации этого процесса.

– В какой-то мере, да. Но при этом абсолютно четко нужно понимать, что у нас не существует никаких агентских соглашений с западными бизнес-школами, то есть мы принципиально выступаем здесь в роли независимого консультанта. Это наш принципиальный подход. Никогда ни одна западная бизнес-школа ни цента нам не заплатила и не заплатит за то, что туда поступают наши клиенты. Деньги, которые зарабатывает наша компания, это деньги не бизнес-школ, а наших клиентов, которые нам платят за то, что мы помогаем им в зависимости от их индивидуальных потребностей подобрать бизнес-школу и впоследствии в нее поступить.

– Насколько, на ваш взгляд, высок в России уровень конкурентоспособности российских специалистов, получивших бизнес-образование в западных школах? Ведь некоторые руководители считают, что работник, получивший образование за рубежом, не сможет в российских условиях реализовывать накопленный багаж "заморских" знаний.

– Это широко распространенное заблуждение. Такие утверждения принадлежат, как правило, людям, которые не имеют степени МВА. Их можно сравнить разве что с ярыми противниками института брака - закоренелыми холостяками, которые либо в браке никогда не состояли, либо он был у них неудачен. Здесь та же самая ситуация: человек, не имеющий чего-то, утверждает: то, чего я не имею, плохо...

– ...то есть все это не более чем миф?

– Да, это миф, и сейчас я объясню почему. Аргумент номер один заключается в том, что, хотим мы того или не хотим, но мир бизнеса существует по единым законам везде. Конечно, есть некоторая специфика, связанная с государством, с фискальными органами, с партнерами, с деловой порядочностью и т. д. Но, поверьте мне, эта специфика составляет не более 15-20 процентов от бизнеса вообще. То есть такие понятия, как реклама, маркетинг, логистика, управление финансами, подбор и стимулирование работы персонала, организация различных бизнес-процессов, едины во всем мире. Бизнес становится все более глобальным и интернациональным явлением. Резюмирую все вышесказанное: если человек работает где-нибудь в колхозе или на ферме - ему программы МВА не нужны, если он держит палатку на вокзале - он тоже может обойтись без МВА. Но если человек сориентирован на работу в большом бизнесе и рано или поздно будет иметь партнеров, клиентов, связанных не только с региональным рынком, то универсальные знания, которые дают программы МВА, будут ему весьма полезны.

– Но ведь менеджеру, живущему где-нибудь в Сибири или на Урале, а ведь бизнес в России развивается и там, сложно надолго уехать в Москву, и тем более в Европу или в США. Что вы можете посоветовать такому менеджеру? Есть ли у вас система дистанционного обучения, которая включала бы в себя получение клиентом тестов, заданий, а по завершении обучения - и диплома МВА?

– Да, такая система существует, более того, именно такого рода бизнес-школу мы с нашим американским партером откроем осенью. Человек, находясь в любой точке России, сможет получить и знания, и диплом. У него также будет возможность приехать в Москву и послушать звезд мировой величены - профессоров, которые преподают в Чикагском или Колумбийском университетах, в Гарварде и т. д. Такого рода курсы, бизнес-школы существуют и будут существовать. Но при этом нужно четко отдавать себе отчет в том, что есть принципиальная разница между обучением в бизнес-школе там, на Западе, и дистанционным обучением. Да, конечно, знания и диплом можно получить дистанционно, но все, что связано с взаимообогащением друг друга, а это примерно одна треть всего процесса обучения, при получении дистанционного обучения теряется. Что касается материалов, преподавателей, то все это вполне соответствует лучшим западным образцам.

– Вячеслав Юрьевич, расскажите, пожалуйста, о тех людях, которые приходят к вами и хотят получить профессиональное бизнес-образование. Это менеджеры среднего звена или, может быть, топ-менеджеры?

– Я бы сказал, что эти люди делятся в целом на две категории. Первая категория - это, как вы правильно сказали, менеджеры среднего уровня, которые хотят расти в профессиональном плане и становиться руководителями. Вторая категория, которая практически сопоставима с первой, - это владельцы, совладельцы и топ-менеджеры различных компаний, в том числе и крупнейших банков, холдингов и т. д. Если первые приходят к нам для того, что учиться и продвигаться дальше в сфере бизнеса, то вторые - для того, чтобы учиться и тем самым получить некую гарантию того, что они не потеряют свои позиции в будущем.

– Предоставляет ли ваша компания своим клиентам услуги по трудоустройству в России?

– Изначально такого рода деятельность не планировалась нами, но она, тем не менее, все-таки осуществляется. Произошло это следующим образом. К нам начали обращаться наши бывшие клиенты, получившие образование в западных бизнес-школах. Они хотели попробовать себя в российском бизнесе, несмотря на то, что у них была реальная возможность остаться и работать, например, в Европе. И тогда мы вдруг обнаружили, что та часть наших клиентов, которых мы относим ко второй категории (владельцы, совладельцы и топ-менеджеры российских компаний), действительно заинтересованы в том, чтобы брать на работу молодых перспективных специалистов, получивших степень МВА. Надо сказать, что представители первой категории претендуют на самые ответственные и высокооплачиваемые должности в лучших российских компаниях.

– А когда, на ваш взгляд, в России появится действительно конкурентоспособное по сравнению с Западом бизнес-образование? Когда люди будут стремиться приезжать в Россию и получать образование в Москве, в Санкт-Петербурге, учиться у российских преподавателей, профессоров, топ-менеджеров?

– Вы знаете, на этот вопрос ответить очень нелегко. Пожалуй, с одинаковой вероятностью можно сказать следующее: это не произойдет никогда; это произойдет очень не скоро; это может произойти в ближайшие пять-семь лет. Но в любом случае, как бы это пессимистично не звучало, мы никогда не сможем иметь бизнес-школу уровня Гарварда или Стэнфорда в силу некоторых объективных факторов. Для того чтобы достичь такого уровня, эта бизнес-школа должна развиваться в условиях такой богатой экономики, как экономика США, которая в настоящий момент превосходит российскую примерно в двадцать раз. То есть только тогда, когда российская экономика сравняется с американской, можно говорить о возможности появления в России бизнес-школ, которые по своему престижу будут сравнимы с ведущими американскими бизнес-школами.

– То есть все зависит от экономики?

– Да, а до тех пор все наши бизнес-школы будут, скорее всего, региональными и будут нужны тем людям, которые планируют жить и работать в России.

– Но все же такие бизнес-школы есть?

– Да, они есть, но они все-таки исключительно для внутреннего пользования, для пользования на российском рынке.

– Наш последний вопрос, наверное, весьма актуален для тех, кто решил связать свою дальнейшую карьеру с работой за рубежом. Каково отношение западных работодателей к российским специалистам? Хотя они и получили бизнес-образование, степень МВА, но все-таки они русские. Есть ли какое-то специфическое к ним отношение?

– Как правило, специфического отношения нет. Многим нашим бывшим клиентам, тем, кто получил степень МВА и работает в Англии или в Соединенных Штатах, я не раз задавал вопрос: есть ли какая-то дискриминация, предвзятое отношение, какая-то разница в отношении к ним и к представителям других государств, в том числе к тем же американцам? Каждый раз я получал один и тот же ответ: все в твоих руках, все зависит от твоего интеллекта и профессионализма. По национальному признаку если и есть различие, то только в мелочах, что дискриминацией не назовешь. Негативного отношения, которое наносило бы какой-либо ущерб российским специалистам, действительно нет.

– Вячеслав Юрьевич, спасибо за интервью, надеюсь мы еще будем встречаться и беседовать с вами на страницах нашего журнала на актуальные темы, связанные с бизнес-образованием в России и за рубежом..

– Спасибо, до новых встреч. Хочу пожелать всем россиянам, поставившим себе цель поступить в элитную западную бизнес-школу, быть настойчивыми и упорными. И тогда, поверьте нашему опыту, эта цель обязательно будет достигнута.

Беседовал Леонид СОМОВ

Зарплата.ru