Financial Times Российская школа в рейтинге
Старт в России. Международная программа MBA в сфере предметов роскоши и индустрии моды
Международный стандарт МВА. Российский и американский MBA через интернет. 2 года. Поддержка продвижения карьеры и бизнеса слушателей. Зарегистрировавшимся с сайта curator.ru скидка 10% на всю стоимость обучения.
Реклама на сайте
Сколько Executivов в MBA?
21.01.2003 | Александр
Лядов
Когда вы только
начинаете собирать материалы об
образовании MBA, неизбежно
складывается впечатление, что нужно
бросать работу, семью, друзей и два
года (редко один) интеллектуально
арбайтен на чужбине, мечтая о том дне,
когда диплом выпускника full-time MBA
откроет вам двери в нью-йоркском
отделении McKinsey или General Electric. Вы с
ужасом думаете о дне принятия
кардинального решения, чтобы либо,
отринув прошлое окунуться в новый
мир с его радужными, но неясными
перспективами, либо продолжать
усиленно пахать в родном отечестве с
навязчивым вопросом "А как могло
бы быть иначе?". Как бросить то, что
вы строили в течение стольких лет?
Как променять блестящие перспективы,
которые вы так ясно осознаете в своем
бизнесе? Оправдаются ли ваши
инвестиции вкупе с потерянными здесь
возможностями потом, через два года,
когда вас полностью забудут в
Украине? Непростые такие вопросы.
Причем их непростота прямо
пропорциональна а) Вашему возрасту, б)
Опыту работы, в) Успешности карьеры, г)
Динамике роста вашего бизнеса и д)
Наличию семьи и ее многочисленности.
Перед нами два потенциальных
консумера бизнес образования. Один -
25 летний выпускник факультета
международных отношений,
проработавший 3 года в местном
представительстве международной
консалтинговой конторы, мечтающий о
работе в Нью-Йорке, завсегдатай O'Bryans
и Uncle Sam, вставляющий английские слова
в каждое предложение. Другой - 40
летний совладелец группы компаний,
выпускник физфака Киевского
Университета, любитель семейного
уюта загородного дома и воскресных
походов с детьми в кино. Пока вы
читали это предложение, первый уже
послал документы в Columbia Business School, а
второй купил новую книгу по
менеджменту на Петровке. Предваряя
иронический изгиб бровей, признаюсь,
что лично я непохож на обоих (в кино с
сыном скоро уже пойдем, а слова
всякие тоже вставляю), просто
гипербола позволяет лучше
проиллюстрировать мысль о том, что
столь разным людям вряд ли подойдет
одинаковый вариант бизнес
образования.
К счастью, скоро пытливый собиратель
информации натыкается на
альтернативу "двухлетнему
выпадению отсюда-туда" -
Дистанционную (Distance) программу MBA.
Оказывается, некоторые университеты
предлагают вам в течение нескольких
лет в гибком графике пройти ряд
курсов заочно, получая книги и
задания по почте и отсылая экзамены
взад. Бизнес-школу и товарищей-студентов
обычно предлагается увидеть вначале
(чтобы показывать своим коллегам
фотографии) и в конце обучения на
церемонии вручения дипломов (чтобы
показывать своим коллегам
фотографии. Я считаю, что такой
вариант может быть весьма выгодным и
оправданным и его стоит внимательно
рассмотреть натурам исключительно
занятым, верящим в книги, как главный
источник знаний, закрывающим глаза
на неизбежные недостатки такого
обучения. А они есть: исключение
дискуссий, лекций и групповой работы
как формы обучения, отсутствие
общения с профессорами и обмена
опытом с другими студентами,
недопогружение в процесс,
невозможность получения диплома
школы из ТОП20, а значит и отсутствие
доступа к лучшим в мире
преподавателям, исследованиям, и
методикам, соблазн отложить
очередной курс на пару-тройку
месяцев. Правда есть и несомненные
достоинства: сравнительно низкая
цена, максимальная гибкость в
графике обучения, получение диплома
нормальной бизнес школы, полная "безотрывность
от станка".
Понятно, что некоторые аргументы
можно оспорить, поскольку в погоне за
теньгой студентов школы постоянно
вводят всякие новшества, усиливающие
(или обещающие усилить) эффект от
программы, например рассылают
компакт-диски с лекциями, заставляют
делать задания в виртуальных группах
по е-мейлу или требуют обязательного
посещения школы пару раз в год.
Поэтому данная характеристика
дистанционного типа MBA скорее
обобщающая и нужно рассматривать
программы конкретных школ, чтобы
решить каков знак баланса.
Лично я сразу решил для себя, что
Дистанционный вариант не для меня в
основном потому, что мне жалко своего
времени. Его очевидные недостатки не
позволят извлечь из программы
максимум пользы, в то время как
инвестиции личного времени будут все
равно значительными. Знания нужны
уже сейчас, а пере- или доучиваться
потом будет сложнее. Поэтому я
посчитал, что если все так, то не
нужно искать облегченных или
компромиссных путей, а нужно либо
бороться за максимум, либо не
начинать.
Конечно, вариант Full-time (Стационарной)
MBA выглядит крайне соблазнительно.
Глубокое погружение в учебу с
максимальной отдачей. Ничто не
отвлекает, один ясный приоритет на
два года. Также это отличная
возможность сделать перерыв в своей
карьере, особенно если последние
годы работы сильно срывали крышу.
Такое кардинальное переключение
может оказаться отличным отдыхом.
Правда отдыхом только в смысле
переключения активности, потому что
вкалывать придется прилично.
Кардинально новая среда стимулирует
переосмысление своих жизненных
планов, что обычно сложно в потоке
ежедневной рутины.
Многие рассматривают этот вариант
как возможность вырваться за рамки
своего опыта, бизнеса, страны.
Действительно очень большой процент
выпускников Стационарной программы
MBA кардинально меняет индустрию, так
что это похоже на шанс начать все
сначала. Если есть цель жить и
работать на западе, то Стационарная
MBA это, наверное, самый лучший для
этого вариант, поскольку за два года
вполне реально зацепиться в
приличном месте. Регулярное общение
с потенциальными работодателями,
новые знакомства, новые друзья,
летняя практика - все это может
открыть совершенно неожиданные
перспективы, которые менее вероятны
в других программах MBA. Ну и вполне
понятное преимущество полноценной
студенческой жизни с ее
приключениями и развлечениями.
Заманчиво снова окунуться в это
веселье, да еще и в пестрой
интернациональной компании.
Однако есть и недостатки. Например,
это утерянные возможности. Во-первых,
все это время вы бы зарабатывали
энную сумму здесь. Во-вторых, если вы
планируете вернуться в Украину, то за
два года выпадения из своего бизнеса,
вас как минимум забывают, и вы
неизбежно теряете связи. А ведь такой
срок для Украины очень большой -
какие-то компании исчезают, а какие-то
увеличиваются в десятки раз. В-третьих,
это нереализованные возможности
уникальной ситуации в Украине,
которая больше никогда уже не
повторится. Что тогда делать
владельцу бизнеса или, например топ
менеджеру исключительно успешной
компании? Цена двухгодового
отсутствия может оказаться слишком
высокой.
Другой недостаток это неизбежная
забываемость непрактикуемых знаний.
Стационарная программа MBA крайне
интенсивна, в студентов закачивается
огромное количество информации,
гораздо больше, чем они в состоянии
усвоить. Это делается намеренно,
поскольку в реальном бизнесе
ситуация такая же и менеджер должен
уметь эффективно отсеивать
информацию. Однако при таком подходе
часть старых знаний неизбежно
вымывается потоком новых, поскольку
возможности оперативной памяти
ограничены, а для закрепления на хард-диске
необходимо ежедневное применение
полученных знаний, что в
Стационарном варианте MBA невозможно.
Основная масса студентов
Стационарной MBA относительно молоды
(23-30 лет), имеют 0-6 лет опыта работы, и
потому возможности научиться чему-то
стоящему от студентов ограничены. Т.е.
конечно обмен культурными
ценностями произойдет неизбежно, а
вот насчет обмена опытом управления
крупной компанией, решения кризисных
ситуаций, построения успешного
бизнеса с нуля, особенностей
индустрий и т.д., это вряд ли. Это
будет скорее напоминать рассказки
дедушки-ветерана (т.е. ваши) на сон
грядущий детям (т.е. им).
Если вам 26 лет, то нахождение в такой
среде доставит массу удовольствия (пионерлагерь
помните?), однако если вам 35-45 лет, то,
сами понимаете, ваши интересы могут
слегка отличаться и потому есть
вероятность или выпадения из
микросоциума или ощущения
дискомфорта.
Некоторые студенты сталкиваются с
серьезным недостатком денег.
Оставляя большинство сбережений
родным и быстро проедая запасы в
первые полгода, они вынуждены
входить в режим жесткой экономии,
переезжая в дешевые районы и питаясь
как схимики. Недавно один знакомый
студент стационарной программы
рассказывал про свои оригинальные
решения как прожить неделю на $10 (рис
плюс молоко или, например, молоко
плюс рис). Однако если вы готовы
мериться с достаточно радикальной
сменой уровня привычного комфорта,
тогда временные сложности потом
станут предметом гордости и ярких
воспоминаний.
Наверное, один из самых непростых
моментов это вопрос с семьей,
особенно если есть маленькие
карапузы. Вариант двух лет порознь
редко кого устроит даже с
регулярными поездками. Некоторые
студенты забирают семьи с собой, хотя
это то еще испытание - минимум
общения между голубками, ограничение
в средствах, сложности интеграции в
местное сообщество, неясность
будущего, и т.д. В общем можно сказать,
просто идеальные условия для еще
большего сплочения ячейки общества.
Правда, нужно отметить, что
большинство школ стараются помочь в
решении проблем, предоставляя
информацию об облегчении быта и
организовывая круг общения.
Существует миф о том, что MBA это
своеобразный пропуск в мир
стремительных карьер,
сногсшибательных зарплат и вообще
гарантия безоблачного будущего.
Короче инкубатор миллиардеров. Корни
этого мифа частично в успешном
маркетинге самих бизнес школ и
частично в буме 80-90-х, когда был
действительно высокий спрос на
диплом MBA. Лучшие работодатели просто
соревновались за студентов,
предлагая начальные зарплаты с пятью
нулями и внушительные разовые бонусы
за согласие (такая вот есть порочная
практика). Причем это студенты
выбирали работодателя (Помните "Кто
похвалит меня лучше всех, тот получит
сладкую конфету"?). Рекрутеры
жаловались, что интервью с
выпускниками из десятки лучших школ
было кошмаром из-за высокомерного
поведения последних. Эх, славное
время подъема экономики и
стремительного роста е-бизнеса.
Рынок как ему и положено ответил на
повышенный спрос повышением
предложения и ростом цен на диплом MBA.
Толпы мечтателей бросили работу и
погрузились в учебу, ожидая
неумолимого приближения богатства.
Однако мир изменился - рост экономики
замедлился, пузырь e-бизнеса лопнул,
ситуация в мире дистабилизировалась
и т.д. И вдруг оказалось, что есть шанс
не просто остаться без работы вашей
мечты, но и вообще не получить
предложения. Даже школы из ТОП20
признали, что у них возникли
сложности с трудоустройством
выпускников, причем некоторые не
смогли найти работу в первый год или
согласились на предложения компаний,
которых ранее не стали бы даже
рассматривать. Сегодня диплом MBA не
гарантирует райского будущего, а
всего лишь расширяет возможности
выбора и обеспечивает некое
конкурентное преимущество. Поэтому
тому, кто многого добился на своей
сегодняшней работе стоит серьезно
взвесить возможные выгоды и потери
стационарной программы MBA программы.
Последние четыре года я собирал
информацию об MBA. Получил пакеты от
всех школ, изучил их особенности,
перечитал все, что можно было в
интернете. Вопрос нужно ли мне MBA
образование я решил давно и
положительно, однако вопрос по форме
обучения был открыт. К счастью, один
знакомый бизнесмен обратил мое
внимание на Executive MBA (модульный формат).
Постепенно я все больше понимал "Да,
вот оно, именно то, что мне и нужно".
Программа Executive MBA нацелена на более
взрослых (30-45) топ менеджеров (седовласых
старцев J), со значительным опытом
работы (10-20 лет), целью которых
является повышение
профессионального уровня в области
general management, но которые при этом не
хотят прерывать работу в своих
компаниях. Поэтому данный тип
программы требует посещения
студентом занятий в ограниченные
промежутки времени (от 6 до 20 раз в год)
и ежедневное самообучение (2-4 часа в
день). Дальше идут основные аргументы,
которые я нашел достаточно
убедительными, чтобы решится именно
на Executive MBA.
Вы помните свой Университет с его
громадным запасом абстрактных
знаний? Я вот помню хорошо. Зато
бизнес потом хорошо мозги прочищает
и учит другому отношению к процессу
обучения - исключительно
прагматичному (даже циничному),
ориентированному на результат. В
смысле связи с реальностью Executive MBA
это просто находка, поскольку
сегодня можно узнать что-то новое,
обсудить в группе, поспорить с
профессором, на следующей неделе
попробовать применить новые знания в
реальной работе, и сразу же
поделиться результатами. Я нахожу
такой способ обучения наиболее
адекватным и в плане понимания и
закрепления материала. Это просто
невозможно при стационарном
обучении, поскольку одно дело
фантазировать или вспоминать бизнес
ситуации, а совсем другое дело читать
книжку по Financial Accounting и анализировать
отчетность собственной компании. Или
решать задачи по Managerial Accounting и
параллельно думать об улучшении
системы распределения центральных
расходов в родном холдинге. Или
обсуждая в классе кейс по Competitive strategy
понять, что срочно нужно предпринять
твоему клиенту, чтобы тр@#5ть всех
конкурентов. Эдакий постоянно
включенный внутренний детектор
профпригодности новых знаний: "Не
верю, но щас проверю". В таком
режиме степень усвоения и
запоминания знаний является очень
высокой. При этом в отличие от Full-time MBA,
где ваш опыт как бы замораживается на
два года, с Executive MBA вы продолжаете
расти, сталкиваясь с новыми
ситуациями, влезая во всякие
авантюры, беря на себя немыслимые
обязательства, короче, продолжаете
активно развиваться как менеджер.
Я думаю, что мы живем в уникальное
время в уникальной стране. Я имею в
виду поразительные возможности, о
которых западные парни могут только
мечтать, особенно в период
экономического упадка в большинстве
западных индустрий. Поэтому другу
Джеку или Геру Шварцу может и имеет
смысл смотаться на пару лет
поучиться, все равно ведь ничего не
изменится (во всяком случае, к
лучшему). А вот у нас за те же два года
раз пять поменяется структура рынка
и размер рынка раза в три увеличится.
Именно в такое веселое время бизнес
растет как белый гриб после дождя.
Уехать сейчас, по-моему, это просто
безумие. С другой стороны, хотя перед
глазами картинка поляны усыпанной
земляникой, просто не хватает знаний,
чтобы реализовать все возможности в
полной мере (помните старый милый
мультик про землянику, дудочку,
девочку-нахалку и дедушку-садиста?).
Поэтому я намеренно искал вариант
учебы без отрыва от работы в Украине.
Знание приходит с опытом. Но как-то
очень медленно. Чужой же опыт может
сэкономить кучу времени уже
найденным и осмысленным решением.
Вместе с тем, такое знание отличается
от книжного как достоверностью, так и
возможностью интерактивного общения
с его "носителем" вместо
пассивного чтения. Именно
интенсивное общение с людьми, чей
опыт может радикально отличаться от
собственного, мне представляется
отличительной чертой Executive MBA. Причем
у этих людей этого добра лет эдак, лет
по 10-20 на руководящих позициях в
компаниях о которых мы читаем в
европейской прессе. Также очень
важно, какие люди тебя окружают,
поскольку твой успех зачастую
зависит от совпадения ваших
намерений. На Executive программах учатся,
как правило, люди не только старше, а
значит более зрелые и серьезные, но
люди, знающие чего они хотят в жизни,
и потому имеющие очень сильное
желание выжать максимальный КПД из
программы. Я говорю не об оценках, а
именно о получении конкретной пользы
для работы. Те ограничения, которым
они себя подвергают, когда решаются
на учебу, делают их исключительно
эффективными учениками. Их весьма
богатый и разнообразный опыт
позволяет им делать такие
комментарии и примеры по ходу лекций,
которые в книжках сложно отыскать.
Вообще говоря, только
непосредственно на занятиях я
осознал прочитанную ранее в статьях
идею о том, что значительная часть
пользы от MBA идет именно от студентов.
Т.е. их уровнем определяется качество
твоей учебы. В этом смысле Executive MBA
привлекает самых "полезных"
студентов.
Было и еще одно преимущество
взрослых студентов, понятое уже по
ходу программы. Благодаря их
вменяемости, зрелости и жизненному
опыту гораздо мягче проходят любые
притирки в группах. Вообще это тема
отдельного разговора, поскольку
ситуаций для выяснения "Кто в доме
хозяин" возникает предостаточно, и
все они потенциально взрывоопасны
потому, как народ собрался яркий, с
характером, куда ни глянь - то
директор европейского отделения
индустриального гиганта, то владелец
вокзалов-газет-пароходов. Ну, понятно,
что есть некоторая разница, как люди
выясняют отношения в 25 лет и в 35.
Поскольку групповых заданий очень
много, то этот фактор прямо влияет и
на качество учебы и на удовольствие
от процесса.
Еще одно интересное преимущество
Executive MBA связано с более тесным
общением с профессорами, которое
становится возможным из-за "синдрома
командировки". Будучи вдали от
своего дома и семьи, профессора с
большим удовольствием идут на
контакт, ходят со студентами на пиво
и в ресторан, что позволяет получить
больше интересной информации. Когда
мы, таким образом, общались с
профессором по Competitive Strategy в одном
уютном испанском ресторане, то после
второй бутылки вина, он рассказал еще
об одном отличии между студентами
стационарной и нашей программы.
Выразился буквально так: "Вы
ребята, не боитесь со мной спорить. Из-за
этого наши занятия дают больше
пользы и проходят веселей. Правда и
тяжелей для меня. Проблема студентов
Full-time программы в том, что слишком
озабочены получением максимальной
оценки от которой, как они думают,
будет зависеть шанс будущего
трудоустройства. Поэтому они очень
не хотят меня обидеть, боясь, что я
занижу им оценки". То, что
профессорам у нас приходится не
легко, это сущая правда. Народ сидит
опытный, самоуверенный, циничный и
притом вложивший в обучение кучу
денег и сил. А получать максимальную
выгоду из инвестиций эти парни любят
и умеют. Самый популярный вопрос "Нет,
профессор это все понятно. Но как я
могу применить это в реальной работе?".
Вариант слепо проглоченной ошибки в
аргументах по кейсу не прокатит,
поскольку велика вероятность, что
хоть один человек из аудитории
работал или сталкивался с данной
компанией. Хотя эти студенты очень
жестоко наказывают за промахи (были
примеры с помощниками профессоров), с
другой стороны это крайне
благодарная аудитория, если видит,
что профессор говорит дело. Кстати
поэтому тоже для Executive MBA программ
обычно присылают опытных
профессоров, которые умеют
заинтересовать такую буйную
аудиторию.
Поскольку именно программы Executive MBA
дают основные деньги бизнес-школам, и
поскольку аудитория программы в
основном серьезные дяди и тети, то
качество сервиса весьма высокое.
Администрация старается
предвосхитить и решить большинство
студенческих проблем, лишь бы только
"дети" хорошо учились и не
отвлекались на всякие мелочи. И
классы отменно оборудованы, и
завтраки с полдниками накрывают, и
развлечения всякие организовывают.
Формат Executive MBA также решает семейный
вопрос, поскольку позволяет быть
вместе, а не за тридевять земель друг
от друга. Все-таки выдержать одну
неделю в полтора месяца (как,
например, в случае с программой Chicago
GSB), можно - некоторые люди в рабочие
командировки и чаще ездят. Перед тем
как подавать документы, я разыскал
студента похожей программы, который
работает в Киеве и ездит во Франкфурт,
и допросил его с пристрастием. Когда
он узнал, что у меня тоже маленький
ребенок, то сказал интересную вещь:
"Рано или поздно ты все равно
поступишь на MBA. Тебе будет одинаково
тяжело сочетать работу, учебу и
семейную жизнь. Однако одно дело реже
общаться с сыном, когда он учится
ходить и говорить, и совершенно
другое дело, когда тебе придется ему
отказать в походе в зоопарк или в
кино. Поэтому лучше сделай это сейчас,
чем потом".
Важным достоинством EMBA является
сохранение отношений с текущим
работодателем. Хотя в случае с
украинскими компаниями появляется
определенная специфика, суть все-таки
остается та же. В нашем нестабильном
и бурно растущем бизнесе крайне
важно иметь команду опытных
проверенных людей, выросших в
компании. Понятно разочарование
руководителя, когда его лучшие
менеджеры улетают в далекие края
минимум на два года. По сути такая
ситуация означает практически
гарантированное разочарование. Хотя
крупные западные компании активно
практикуют направление своих бойцов
на Стационарные программы, в Украине
о таких случаях долговременного
планирования я не слышал. Та же
аргументация и для работника,
который планирует покинуть компанию
во время своего профессионального
подъема и наличия блестящих
перспектив в бизнесе. Модульный
формат EMBA является приемлемым
компромиссом и для компании и для
сотрудника. Ценный менеджер сохранен,
по вечерам грызет ценные
многотомники, опять же меньше
шляется где попало J, применяет
теорию на практике и через два года
компания становится обладателем
супергероя Бэтмена, а сотрудник
начинает получать дивиденды на свои
инвестиции. Если конечно у всех
сторон хватит выдержки, терпимости и
понимания на весь период учебы.
Сам по себе формат EMBA дает
возможность регулярных погружений в
совершенно другую активность, что
конкретно переключает некоторые
тумблеры в голове. Это позволяет
отвлечься от рутины, задуматься над
ключевыми и долговременными вещами в
вашем бизнесе, пересмотреть.
Эскулапы говорят, что смена
активности есть лучший отдых. По
своему опыту могу заверить, что тогда
неделя учебы в Барселоне своим
контрастом похожа на ледяной душ
Шарко после поднятия тяжестей в
сауне. Сознание точно прочищается.
Я был бы не прав, если бы умолчал о
недостатках Executive MBA, которые,
понятное дело, имеются. Во-первых,
традиционно программы EMBA более
дорогие, чем Full-time. По крайней мере, в
первом приближении. Причина,
наверное, в том, что потенциальный
студент менее чувствителен к цене.
Кто-то успел сам за 15 лет заработать,
за других платят их компании как за
опытных и ценных сотрудников. Правда,
когда я детально прикинул все
расходы с книжками, страховками,
проживанием и тому подобным,
получилось так на так одинаково. Во-вторых,
EMBA изначально подразумевается для
людей не планирующих менять компанию,
поэтому меньше возможностей для
радикальной смены карьеры и поиска
работы. В-третьих, существует очень
много соблазнов и препятствий,
отвлекающих или мешающих учебе.
Материал же по объему такой же, как и
для Full-time программы, заданий
практически столько же и экзамены
одинаковые. Поэтому требуется воля
Павки Корчагина и дисциплина Феликса
Дзержинского, чтобы каждый день
вырываться на чердак хотя бы на 2 часа.
Ну и, конечно же, Executive MBA это
практически только учеба, в то время
как Full-time программа это полноценная
студенческая жизнь, в которую так
приятно погрузиться по уши. Как вы
догадались, лично для меня все же
достоинства Executive MBA оказались более
значимыми.
Информация о школе и программе.
Программа MBA (Master of Business Administration)
нацелена на вооружение менеджеров
знаниями и навыками, необходимыми
для успешного ведения бизнеса.
Модульная программа Executive MBA
предназначена для опытных топ
менеджеров, целью которых является
существенное повышение
профессионального уровня в области
general management, но которые при этом хотят
продолжать работу в своих компаниях.
Модульная программа требует
регулярного посещения занятий в
кампусе школы (например, одну неделю
каждые полтора месяца) и постоянного
самообучения (3-4 часа в день).
Основанная в 1898 году бизнес школа
Чикагского Университета (University of Chicago
Graduate School of Business) является одной из 5
лидирующих мировых школ в компании с
такими школами как Kellogg, Wharton, Harvard и
Stanford. Согласно рейтингам Business Week 2001
года и US News 2002 года Executive MBA program of Chicago
GSB занимает 2-е и 4-е место в мире. В
недавно опубликованных рейтингах 2002
года изданий Business Week и The Economist, Full-time
MBA program of Chicago GSB заняла 2-е и 4-е место
соответственно. Школа знаменита
особенно сильной подготовкой в
области Finance и Economics, а также самым
большим количеством нобелевских
лауреатов среди преподавательского
состава. Chicago GSB предлагает
уникальную возможность обучения на
трех континентах, поскольку
американское отделение школы
расположено в Чикаго, европейское в
Барселоне и азиатское в Сингапуре.
www.marketingmix.com.ua