Домен CURATOR.RU продается цена договорная Контакты:info@curator.ru


Бизнес-образование в России
Бизнес-образование в России

Контакты:

E-mail: info@curator.ru

Financial Times Российская школа в рейтинге

Старт в России. Международная программа MBA в сфере предметов роскоши и индустрии моды

MBA дистанционно

Международный стандарт МВА. Российский и американский MBA через интернет. 2 года. Поддержка продвижения карьеры и бизнеса слушателей. Зарегистрировавшимся с сайта curator.ru скидка 10% на всю стоимость обучения.


Реклама на сайте

MBA: управлять по - русски

Бизнес-образованию в России уготован нелегкий путь становления. Это наглядно показала недавно прошедшая в «Гранд Мариотт Отеле» конференция “Программа МВА: настоящее и будущее” (организатор - компания “Abercade Сonsulting”). Как и полагается при обсуждении серьезных вопросов, мнения разделились, а позиции выступающих отличались непримиримостью и жесткостью.

Главный вопрос - каково будущее МВА в России - так и не был решен. Впрочем, это неудивительно, такие вопросы в одночасье не решаются. Отрадно, что такая конференция наконец-то прошла.
Обучение по программам МВА - форма, возникшая в США в начале прошлого столетия и пришедшая к нам совсем недавно, в 90-е годы. Авторитет МВА-образования в мире весьма высок, именно оно дает значительный процент управляющих на всех шести континентах. В отличие от американского и европейского, бизнес-образование в России развивалось форсированными темпами, минуя положенные для нормального развития десятилетия. И наш менталитет оказался не готов принимать то, что пришло к нам извне.

Готовность к переменам
Впрочем, обучение по программам МВА всегда сталкивалось с определенными сложностями даже в самой Америке. Эта форма обучения подразумевает не только умение принимать новые знания, творчески их перерабатывать и использовать в бизнес процессах. Наивысшую сложность вызывает требование отказаться от привычных и удобных способов мышления, от значительной части деловых привычек и поведенческих стереотипов. Не каждый топ-менеджер или руководитель предприятия готов признать, что некоторые его методы управления малоэффективны и требуют замены. Тем более, стать на полтора-два года студентом, лишившись ряда привилегий. И только пройдя долгий и тернистый путь обучения и получив диплом МВА, он понимает значение и степень происшедших с ним перемен для его карьеры.
Получить степень МВА - это не значит повысить квалификацию или стать обладателем второго высшего образования (хотя наше государство считает такой диплом именно свидетельством прохождения дополнительного образования на уровне второго высшего). Обучение по программе МВА позволяет человеку приобрести специфические навыки, которые могут быть применены в совершенно различных сферах бизнеса и производства. Степень МВА - это своеобразный управленческий стержень, который делает менеджера способным управлять любым типом предприятия. Связи и знакомства, которыми обрастает за время обучения студент, позволяют ему использовать новые идеи и пользоваться советами однокурсников, невзирая на расстояние между континентами.

МВА отечественного образца
Вопрос - готова ли наша страна к обучению по западным бизнес-программам – вызывает множество разногласий. Главная проблема - отсутствие грамотных преподавателей. Преподаватель в группе студентов, претендующих на звание МВА, коренным образом отличается от обычного преподавателя ВУЗа. Он должен уметь работать со взрослой аудиторией, обладать достаточной степенью компетентности для того, чтобы ответить на любой вопрос из мира бизнеса. Для этого он должен иметь опыт работы в консалтинге. Педагог, всю свою жизнь проведший в академической среде и черпающий знания из книжек, – за редким исключением – не может дать достаточный объем навыков в области практического бизнеса. А таких у нас -- пока большинство.
МВА-образование эффективно только на определенном этапе развития экономики страны. В нашем обществе многие вопросы решались только благодаря личным связям и знакомствам с власть-имущими. Поэтому квалифицированные специалисты, воспитанные на классических примерах решения проблем бизнеса, долгое время вызывали исключительно удивление или улыбку. С другой стороны, в управлении предприятиями осталось значительное число так называемых “красных директоров”, не готовых, по идеологическим соображениям, принимать на работу менеджеров, пропагандирующих западные идеи. Переходный тип экономики нашей страны предполагает существование особых механизмов, которые не позволяют реализовывать в полной мере навыки, приобретенные у зарубежных преподавателей.
И, наконец, сохранившаяся система базового высшего образования: несмотря на значительные потери в человеческих ресурсах в вузах, она, все-таки, остается одной из самых эффективных в мире. Выросшие из образовательных программ первого высшего образования бизнес курсы составляют вполне достойную конкуренцию программам МВА. Все эти факторы и ограничивают скорость распространения школ МВА в России.

Болезнь роста заканчивается
Появление стабильных отечественных компаний, рассчитывающих на долгосрочное существование, позволяет говорить о том, что наша экономика приближается к мировым стандартам. Новый этап развития страны требует новых же форм и методов управления производством. Сформировать когорту менеджеров, отвечающих этим требованиям, можно только за счет создания более эффективной системы бизнес образования.
Мировая практика пока не знает форм обучения топ-менеджеров более качественных, чем МВА. И это означает, что школы МВА в России будут развиваться. Проблемы, которые сегодня кажутся кому-то неразрешимыми, на самом деле - всего лишь болезнь роста. При этом, все большее число руководителей крупных предприятий, осознавая, что к будущему необходимо тщательно готовиться, посылают своих сотрудников в российские бизнес школы.
Это легко объяснить - такое обучение значительно дешевле западного, кейсы наполнены примерами из российской действительности, а работники не покидают пределов России. Вечерняя форма обучения (part-time) не предполагает отрыва менеджера от рабочего места, а дистанционная (она же заочная) идеально подойдет занятым или иногородним. Таким образом, число студентов российских школ МВА из года в год уверенно растет. Более того, уже появляются программы, созданные российскими специалистами.
Особый интерес вызывают программы разработанные в структурных подразделениях Академии народного хозяйства при правительстве РФ, Институте мировой экономики и бизнеса (РУДН), Высшей коммерческой школе при министерстве экономического развития и торговли РФ, Московском университете экономики, статистики и информатики (МЭСИ), Международном институте менеджмента (МИМ), Высшей школе бизнеса (МГУ им. М.В.Ломоносова) и др. Качество программ гарантируется уровнем вузов. А это верный признак того, что будущее у МВА в России есть, и будущее это будет славным.


Автор: Александр Ершов
"Элитный персонал" №48 (232) 11 декабря 2001

E-mail: mba@curator.ru