Домен CURATOR.RU продается цена договорная Контакты:info@curator.ru


Бизнес-образование в России
Бизнес-образование в России

Контакты:

E-mail: info@curator.ru

Financial Times Российская школа в рейтинге

Старт в России. Международная программа MBA в сфере предметов роскоши и индустрии моды

MBA дистанционно

Международный стандарт МВА. Российский и американский MBA через интернет. 2 года. Поддержка продвижения карьеры и бизнеса слушателей. Зарегистрировавшимся с сайта curator.ru скидка 10% на всю стоимость обучения.


Реклама на сайте

"Диплом MBA: "круче " не бывает".

Иван ГРИДНЕВ

До сих пор идут споры: не убивают ли стандартные курсы управленческих наук предпринимательский дух? Но тезиса о том, что знания - сила, еще никто не опроверг. Вершиной бизнес-образования во всем мире считаются программы MBA (Master of Business Administration). В последние десять лет появились они и в России. Чему можно научиться в таких школах без отрыва от бизнеса?

МАСТЕРА И МИНОБРАЗОВАНИЯ

По программам МВА учатся люди, уже имеющие базовое университетское образование по какой-то специальности и, как правило, несколько лет отработавшие в бизнесе. Поэтому главный упор в бизнес-школе делается на получение практических навыков. Ее выпускник отличается от коллеги с обычным экономическим образованием, как врач от биолога. Он не просто знает, как устроен "организм" бизнеса, он умеет "лечить" его болезни.
Конек программ MBA - так называемые case studies, разбор различных ситуаций (кейсов), возникающих в бизнесе. Учащиеся получают папку с рассказом о том, как одна реальная фирма лет 10-20 назад оказалась в таком-то положении. Им предлагается изучить информацию о положении фирмы в условиях того времени и принять решение о том, как компании развиваться дальше.
Двухлетнее обучение по программе MBA пользуется особенно большой популярностью у менеджеров. Диплом мастера делового администрирования (а именно так MBA расшифровывается в переводе на русский язык) заметно увеличивает стоимость специалиста на рынке труда.
В России на знакомство с таинственной аббревиатурой MBA - подготовку теоретических программ и адаптированных к нашей действительности кейсов, а также на огосударствление дипломов частных школ - ушло больше десяти лет. До 1999 года школы сами разрабатывали программы, за основу или за образец брали варианты западных программ и привлекали зарубежных экспертов. Три года назад в этот процесс включилось Министерство образования РФ. Были утверждены "Государственные требования к подготовке менеджеров высшей квалификации по программам "Мастер делового администрирования (MBA)". Тогда же были отобраны по конкурсу первые пятнадцать вузов, получивших право обучать слушателей по программе MBA с выдачей государственного диплома. Сегодня таких вузов уже 31.
Кроме того, на российском рынке бизнес-образования представлены школы, выдающие собственный диплом об окончании программы МВА, который не имеет статуса государственного. Ряд школ бизнеса сотрудничает с западными университетами, как правило, не входящими в число лидеров, и выдает слушателям два диплома - российский и зарубежный. Говорить о полном признании такого диплома на Западе нельзя. Хотя есть и такие бизнес-школы, которые направляют все контрольные и дипломные работы слушателей (на английском языке) для проверки в западный университет и лишь после этого выдают западный диплом. В этом случае диплом, выданный в России, приравнивается к заграничному. Иногда такой детальной проверки знаний слушателей не проводится. В этом случае ценность диплома вызывает сомнения.

НАШИ СТАНДАРТЫ

По оценкам специалистов, на сегодняшний день в элиту российского бизнес-образования входят Институт бизнеса и делового администрирования (ИБДА), Институт бизнеса и экономики (ИБЭ) и Высшая школа международного бизнеса (ВШМБ), действующие в структуре Академии народного хозяйства (АНХ) при Правительстве РФ; Высшая школа экономики (ВШЭ); Московская международная высшая школа "МИРБИС" при Академии им. Плеханова; Высшая коммерческая школа (ВКШ) Министерства торговли РФ и др.
Язык преподавания во всех этих школах - русский, но требуется хорошее знание делового английского. Практические занятия - case-study - построены на примерах-кейсах из российского бизнеса.
Особняком стоят школы, предлагающие адаптированные программы различных американских университетов. Среди них выделяются AIBEc, Touro. В этих школах преподавание ведется на английском языке, кейсы используются американские, например, гарвардские.
В каждой из школ несколько специализаций МВА. В "МИРБИСе", которая первой ввела MBA-специализацию, их три: маркетинг, финансы, hi-tech. Конек школы ИБДА - компьютерные технологии в бизнесе и технологии управления человеческими ресурсами. В Высшей школе международного бизнеса АНХ упор делается на стратегическое управление, финансовый менеджмент, международный бизнес. В Высшей коммерческой школе семь направлений, причем в рамках программы общего менеджмента возможна специализация в шести разных областях. Несколько направлений специализации в рамках программы МВА предлагает Институт бизнеса и экономики.
Конкурс в российские школы, как правило, небольшой, максимум два человека на место. Обязательное требование - наличие высшего образования и стаж работы в компании не менее двух лет.
Все школы стараются обеспечить своим слушателям зарубежные стажировки. ВКШ - в Германии, Франции, "МИРБИС" - в британском университете (предусмотрены визиты в компании лондонского Сити), возможна даже стажировка в Японии. У слушателей ВШМБ из восьми модулей учебного процесса один проходит за рубежом в виде стажировки; есть вариант, при котором половина модуля проходит в Москве, а другая - в одной из немецких фирм. Поскольку учиться по программам MBA в России в основном идут работающие профессионалы, которые не могут даже временно бросить свой бизнес на произвол судьбы, самая популярная форма обучения - вечерняя: обычно с 18.30 до 21.30.
Выпускники получают государственный диплом MBA, если вуз входит в число 31 участника эксперимента Минобразования, или обычный вузовский диплом специалиста (магистра) - а к нему иногда диплом MBA западной школы бизнеса, с которой у вуза есть соглашение. В ВКШ слушатели могут получить диплом Европейского института международного менеджмента (Франция) и Экспортной Академии Баден-Вюртемберг (Германия); в школе бизнеса "МИРБИС" - Лондонского университета Guildhall.
Существуют также программы MBA, состоящие из российской и зарубежной части: отучившись полгода - год на родине и успешно сдав экзамены (в том числе по английскому языку), слушатели переводятся в западные учебные заведения и получают дипломы MBA там. Такая возможность есть в ИБЭ и ВКШ.

ЦЕНА-КАЧЕСТВО

Главным преимуществом российских бизнес-школ по сравнению с западными является неплохое соотношение стоимости обучения и качества полученных знаний, а также направленность процесса обучения на специфику российского рынка. Конечно, престижно стать обладателем диплома Гарвардского университета или Лондонской бизнес-школы, но год занятий там обойдется в $30 тыс., а в Москве для получения высшего бизнес-образования достаточно суммы в $5-10 тыс. К тому же, обучаясь дома, не нужно тратиться на аренду квартиры и нести другие расходы, которые в чужой стране неминуемы.
- У программы, которую предлагает российская школа AIBEc, несравнимо более низкая цена по сравнению с западными школами. В Москве я могу учиться и работать одновременно, - говорит слушатель этой школы, региональный менеджер по продажам Gillette Group LCC Петр Коротеев. Он выбрал школу, где преподавание ведется на английском языке. Однако многие бизнесмены предпочитают преподавание на русском. По мнению Игоря Знаменского, проректора по маркетингу Высшей коммерческой школы, плюсом российского диплома МВА является то, что местные программы лучше учитывают специфику отечественной экономики. 
Среди минусов российских программ МВА - болезни роста, связанные с тем, что стандарты этого образования в нашей стране еще не устоялись. По мнению заместителя начальника отдела интернет-проектов по маркетингу и продажам "Группы Ренессанс Страхование" Елены Скуратовой - слушателя Классической бизнес-школы, это шероховатости с государственной аккредитацией, серьезные отличия программ в различных школах, отсутствие известности, свойственной западным школам -Wharton, Harvard, INSEAD.
- Не хватает свежих взглядов, общения с представителями разных этнических и культурных слоев, - замечает Скуратова.
В свою очередь, может стать проблемой уровень подготовки слушателей. Аудитория российских бизнес-школ довольно пестрая. Людям с экономическим образованием и большим опытом управленческой работы бывает скучно, а гуманитариям без достаточного опыта в бизнесе, наоборот, учиться слишком сложно.
Другая болевая точка - серьезные проблемы с формированием преподавательского корпуса. Сегодня от преподавателя бизнес-школы требуется, чтобы он активно участвовал в консультировании компаний, знал реалии российского бизнеса, прошел стажировку за рубежом. Таких преподавателей крайне мало, и все они преподают по очереди в разных школах. Правда, их руководители не теряют времени даром и стараются повысить общий уровень кадров. Например, преподаватели среднего уровня берут мастер-класс у преподавателей-звезд.
Еще одна проблема - дефицит кейсов. Написание кейса оценивается примерно в $1000. Но дело даже не в деньгах. Большой кейс предполагает два необходимых условия: в его центре компания с достаточно долгой историей и ситуация в ней описывается на основе достоверной финансовой отчетности. Между тем, вряд ли хоть одно российское предприятие допустит постороннего человека к своей документации. Для этого преподаватель должен, как минимум, быть руководителем данной компании... Сами же руководители редко становятся преподавателями.

СЕРЕДИНА МЕЖДУ ЗАПАДОМ И ВОСТОКОМ

Два крайних полюса российского бизнес-образования - слегка модернизированное образование старого, советского типа и стопроцентно американские методы и программы - вряд ли подойдут для тех, кто собирается и дальше делать бизнес на родине. Лучшей тактикой при выборе бизнес-школы станет поиск некой середины между Востоком и Западом. Школы с западными программами, адаптированными под наши реалии, дают больше полезных знаний и навыков для отечественного бизнеса, чем чисто западные и российские.
На вопрос: "Почему вы выбрали российскую программу МВА?" - каждый отвечает по-разному. По словам Петра Коротеева, "российская" программа в случае с АIBЕс значит то, что занятия ведутся в Москве и преподаватели стараются чаще использовать примеры, актуальные для российской действительности. Остальное, по сути своей, не что иное, как американизированный вариант МВА, представляющий набор курсов по всем ключевым аспектам ведения бизнеса: финансы, маркетинг и т. д. У большинства преподавателей реальный опыт работы "там" и "здесь".
- Я планирую жить и работать в России, следовательно, мне будут очень полезны деловые знакомства, которые завязываются во время обучения в бизнес-школе. Для получения общего представления о том, как это работает за рубежом, я всегда могу заказать материалы на Amazon.com. А изучение основных дисциплин, без опоры на российское законодательство, я бы сочла пустой тратой времени. Скуратова с удовольствием совмещает работу и учебу.
- Мне нравится жить здесь и сейчас, оттачивать свои знания на практике, принимая решения в настоящих бизнес-ситуациях, а не просто решая учебные задачи, - замечает она.
- Иллюзий нет, с точки зрения престижности брэнда AIBEс не сравнится с ведущими западными школами, - говорит Коротеев. - Но если воспринимать знания и навыки, полученные в процессе обучения, как свое конкурентное преимущество и использовать их в реальном бизнесе, то тогда однозначно - получать бизнес-образование надо на родине.
Очевидный плюс видят в российских бизнес-школах и слушатели из числа предпринимателей. Они частенько находят среди сокурсников будущих деловых партнеров, а некоторые набирают из них менеджеров среднего звена для своих компаний.
Маргарита Трудова, владелец компании Konica-Digital, выбрала программу МВА в Высшей школе бизнеса МГУ им. М.В. Ломоносова, для того чтобы пополнить свои знания, узнать о новых методиках управления.
- Бизнес стал развиваться, и я почувствовал, что мне не хватает свежих знаний, - говорит Александр Секоцкий, генеральный директор АО "Авиафарм", занимающегося продажей авиазапчастей, также выбравший школу МГУ. Пока ожидания оправдываются.

Журнал "Свой бизнес", апрель 2003 г.

 

E-mail: mba@curator.ru