Домен CURATOR.RU продается цена договорная Контакты:info@curator.ru


Бизнес-образование в России
Бизнес-образование в России

Контакты:

E-mail: info@curator.ru

Financial Times Российская школа в рейтинге

Старт в России. Международная программа MBA в сфере предметов роскоши и индустрии моды

MBA дистанционно

Международный стандарт МВА. Российский и американский MBA через интернет. 2 года. Поддержка продвижения карьеры и бизнеса слушателей. Зарегистрировавшимся с сайта curator.ru скидка 10% на всю стоимость обучения.


Реклама на сайте

Что меняет МВА

Мы продолжаем публикацию мнений экспертов и выпускников программ МВА. Может ли дополнительное бизнес-образование (в частности МВА), полученное в зрелом возрасте, изменить способ мышления и уклад жизни человека и сделать из него настоящего бизнесмена и предпринимателя? "Не в образовании дело"

· Алексей Ончуков, начальник отдела маркетинга Высшей школы международного бизнеса АНХ при Правительстве РФ
Cитуация, когда менеджер среднего звена, имеющий гуманитарное образование, после получения диплома МВА открывает свой бизнес, не редкость. Но никак нельзя трактовать ее "в лоб", как рецепт: мол, если у тебя гуманитарное образование и до уровня среднего менеджмента ты уже добрался, то иди на МВА и выйдешь хозяином собственного дела. Нет, нет и нет! Если человек гуманитарий не только по образованию, но и по складу ума и характера, то вообще-то не исключено - ведь в России много талантливых людей, умеющих адаптировать разные знания к решению разных задач - что до уровня среднего менеджмента он вполне заслуженно доберется, но с точки зрения бизнеса это будет его потолок. И тогда МВА - напомню, это формирование системного видения бизнеса для оптимизации управления - будет ему, пожалуй, и не нужно. А вот другое (не МВА) дополнительное образование, более узко профессионально ориентированное, будет ему полезнее.
Кстати, почти то же самое можно сказать и о людях с техническим образованием, но опять-таки с оговорками. Да, известно и есть много примеров, когда бывшие технари гораздо успешнее реализуются в бизнесе, чем гуманитарии. Однако думаю, что в этих случаях неважно, какое образование люди получили в молодости: здесь речь идет о врожденных предпринимательских задатках, которые рано или поздно все равно реализуются. Но если, к примеру, человек и по образованию инженер-химик и по призванию инженер-химик, то ему и не обязательно вникать в управление бизнесом. Он найдет себя в своем истинном качестве, спрос на высококвалифицированные инженерные кадры растет... Так что не в первом образовании дело и не стоит трактовать дополнительное экономическое образование как стартовую и стандартизованную площадку для вхождения в бизнес.
Определенная основа для деления на типы "специалистов" и "предпринимателей", видимо, есть, хотя, мне представляется, что здесь уместнее не полярное противопоставление, а шкала. И потому я опять-таки хотел бы избежать однозначных формулировок, но склоняюсь к тому, что настолько изменить менталитет вряд ли возможно. По моим наблюдениям, люди без выраженных предпринимательских способностей не чувствуют себя совсем уж чужими на программах бизнес-образования, но извлекают для себя не совсем ту пользу и не в том объеме, как их коллеги с такими способностями и с таким опытом.
Бывают и кажущиеся исключения - вроде бы жил себе человек и жил без предпринимательских хлопот, а потом занялся своим бизнес-образованием и тут вдруг просто переродился. На самом деле, это, скорее всего, означает, что предпринимательские способности у человека были и до того, но оставались невостребованными в силу совокупности обстоятельств - например, он долго находился в окружении более ярких и удачливых управленцев.
Наиболее тучные всходы возможны лишь на подготовленной почве. МВА не универсальный экономический букварь, а специализированная дополнительная "оснастка" для управленцев по призванию и с управленческим будущим. А талантливый и хорошо подготовленный "специалист" не менее ценен, чем талантливый и хорошо подготовленный "предприниматель". И им друг без друга не обойтись. К тому же и тех и других пока гораздо меньше, чем хотелось бы.

"Бешеная популярность МВА обусловлена размером будущей зарплаты"

· Сергей Рыбкин, коммерческий директор внешнеторговой компании "Техноинтерн"
Отношение к МВА в настоящее время формируется двумя факторами: недостатком информации о том, что же такое МВА, и рассказами о том светлом будущем, которое ждет выпускника МВА. Бешеная популярность МВА обусловлена, по большей части, размером зарплаты, которую получают выпускники престижных бизнес-школ. Многие поступление на МВА рассматривают чуть ли не как пропуск в рай. Отсюда и может возникнуть ощущение, что уж там-то, в бизнес-школе, человек перекуется во что-то совершенно потрясающее: обретет мало кому доступные знания, воспитает в себе дотоле невиданные качества и получит еще многое другое, о чем он понятия не имеет, но подозревает, что без этого жизнь будет прожита зря.
Чего же можно ожидать от бизнес-образования, что оно может изменить, а чего оно дать не в силах? Дабы ответить на эти вопросы, взглянем на истоки: для кого, собственно, создавалась МВА. Изначально МВА ориентировалась на инициативных людей, имеющих успешный практический опыт работы и желающих, подкрепив его теоретической базой, перейти в новое качество - управленца высокого уровня. Отсюда совершенно ясно вытекает вывод: МВА не вырабатывает в своих слушателях личностные качества (например, качество лидера), МВА помогает их развивать. Не случайно в эссе, которое представляется на рассмотрение бизнес-школе, необходимо показать, что целеустремленность, настойчивость, успешность и прочее вам уже присущи. Поэтому ожидать, что МВА сделает "из ежа ужа", не следует. Кроме того, не стоит забывать, что менталитет человека изменить в принципе практически невозможно. Однако если человек понимает, что на данный момент он не столь уж и успешен и у него пока нет, к примеру, качеств лидера, но он пытается это положение вещей изменить, то именно тяга к самосовершенствованию и саморазвитию позволит прийти ему, в конечном итоге, в "золотое завтра". Но этот путь человек должен пройти сам, а МВА лишь один из инструментов достижения четко поставленных целей.
Другое дело, какие возможности дает МВА. Во-первых, обучение в бизнес-школе в другой стране и в других социальных и экономических условиях значительно расширяет кругозор. Появляется возможность оторваться от рутины, приподняться и взглянуть на вещи немного сверху. Приходит осознание, что многое можно делать по-иному, причем это иное не всегда лучше того, к чему мы привыкли. Во-вторых, возникают новые деловые контакты. Контакты - это не что-то падающее с неба, это то, что человек смог развить сам; бизнес-школа лишь помогает и способствует этому. В-третьих, человек получает знания о том, как управлять теми или иными процессами, изучает практический опыт. И последнее: для работодателя диплом МВА - это свидетельство целеустремленности человека, официальное признание его хорошим специалистом в своей области, могущим квалифицированно принимать управленческие решения. Но не стоит забывать, что кроме диплома МВА рассматриваются и другие составляющие: личностные качества, опыт работы, образование, происхождение и прочее.
Для МВА нужно созреть. Сразу со студенческой скамьи рваться в бой смысла, наверное, нет. Человек должен вкусить деловой практики, выносить, понять то, чем он хочет заниматься, обрести уверенность в том, что его путь правильный. И если на этом пути ему может помочь МВА, то, значит, нужно поступать на МВА.

"Эффекта волшебной палочки ожидать несерьезно"

· Татьяна Иванищева, Московская международная высшая школа бизнеса "МИРБИС"
Работа на глобальном рынке требует от менеджеров особых навыков и более широкой компетенции - иного стиля и уровня мышления, быстроты адаптации к новой среде, приобретения новых управленческих и коммуникативных навыков в сжатые сроки, эффективного использования информационных ресурсов и компьютерных технологий. Сегодня степень МВА является необходимым условием назначения на многие управленческие должности как в национальных, так и международных компаниях. Хорошая программа МВА основана на новейших достижениях бизнес-образования и обеспечивает успешность личностного и профессионального роста.
Но, пожалуй, правильно будет сказать, что существует особая категория людей, которым МВА будет действительно полезна, другими словами, эта программа не универсальна и нужна далеко не всем. По нашей статистике, 75% слушателей МВА в нашей школе - менеджеры высшего звена (остальные 25% - специалисты). Причем у 82% слушателей первое образование техническое и экономическое. Насколько мне известно, эти цифры отражают общую картину на рынке МВА.
Программа МВА помогает тем, кто четко знает, для чего она нужна и как он применит полученные знания и навыки по окончании учебы. Эффекта волшебной палочки, конечно, ожидать от нее несерьезно.

"МВА - это алгоритм успеха в бизнесе"

· Александр Максимов, директор ООО "Фермер Александр Максимов". Выпускник Высшей школы международного бизнеса при АНХ при Правительстве РФ (прошел обучение по президентской программе подготовки управленческих кадров), Тверская обл., д. Мешино.
Существует статистика, согласно которой из 10 человек только 2 изначально имеют предпринимательскую жилку. Остальные ждут команды: скажите мне, что делать, и я буду это делать. Если говорить обо мне, то мой способ мышления сформировался во время учебы в физтехе. Там прививают научный подход: сначала корректно поставить задачу, а потом уже ее решать. Когда задача поставлена, надо четко оценить конкретные условия и ограничения, в которых предстоит искать решение. Таким образом я действую и в бизнесе. Что касается бизнес-образования, то оно учит тому, как в имеющихся условиях решать экономические задачи с наибольшей эффективностью. Можно сказать, что это некий алгоритм успеха в бизнесе. Если выполнишь определенный набор шагов, то добьешься положительного результата, нет - неизвестно, чем закончится твоя деятельность.
До поступления в ВШМБ у меня уже был солидный опыт ведения бизнеса, программа МВА его систематизировала, серьезно обогатив знанием экономических и управленческих дисциплин, а стажировка в Финляндии, которая последовала за получением диплома, дала массу знаний прикладного характера. И если говорить о предпринимательстве, то в Финляндии распределение прибыли происходит совершенно иначе, чем в России: у нас основную часть заработанного получает владелец, там - менеджеры. Таким образом бизнес там работает не на хозяев, а на управленцев.

"Из бизнес-школ не вышло ни одного настоящего менеджера"

· Игорь Чураков, помощник директора по развитию НИИ "ВЕГА", г. Воронеж. Прошел бизнес-обучение по президентской программе подготовки управленческих кадров в Воронежском государственном университете (специальность - общий менеджмент)
Бизнес-образование может из 90% людей сделать менеджеров, но чтобы оно принесло наибольшую пользу, надо давать его тем, кто рожден предпринимателем. Как сказал американский миллионер, с которым я познакомился в Чикаго во время стажировки по президентской программе, из бизнес-школ не вышло ни одного настоящего менеджера. Бизнес-образование может только подкрепить то, что есть.
Я занимаюсь бизнесом с 1995 года, и первые пять лет два-три вечера в неделю шел в областную библиотеку, чтобы почитать экономические журналы и книги. Естественно, таким образом двигался я достаточно хаотично. Обучение по президентской программе все мои теоретические знания систематизировало, разложило по полочкам. Это первое, а второе - мне дали весь спектр менеджмента, так что теперь ясно, где копать, когда потребуется.
Возвращаясь к способу мышления, могу сказать, что у меня он был сформирован в институте. По образованию я архитектор, что предполагает полное отсутствие шаблонов в работе. Каждый проект нужно делать так, словно ты ничего не знаешь об архитектуре. Ставишь проблему и решаешь ее. Если раньше я строил из кирпича, то теперь занимаюсь социальной архитектурой.
Образно говоря, беру площадку и делаю проект с нуля. С нуля построил управление жильем в Воронеже (с этого я начал свой бизнес). Последние два года занимаюсь реструктуризацией крупного федерального НИИ радиосвязи, хотя мало что понимаю в электронике. Но я вижу проблему и вижу, как разбить ее на отдельные задачи, которые можно решить.

Автор: Елена Шарова, Татьяна Кирюнина, Елена Коптелова
Источник: Журнал "Обучение в России", № 2 (11), февраль 2003

E-mail: mba@curator.ru