Домен CURATOR.RU продается цена договорная Контакты:info@curator.ru


Бизнес-образование в России
Бизнес-образование в России

Контакты:

E-mail: info@curator.ru

Financial Times Российская школа в рейтинге

Старт в России. Международная программа MBA в сфере предметов роскоши и индустрии моды

MBA дистанционно

Международный стандарт МВА. Российский и американский MBA через интернет. 2 года. Поддержка продвижения карьеры и бизнеса слушателей. Зарегистрировавшимся с сайта curator.ru скидка 10% на всю стоимость обучения.


Реклама на сайте

Школьные перемены

Отечественные бизнес-школы у нас критикуют повсеместно, забывая при этом отметить положительные моменты, а именно появление новых учебных программ и высококлассных преподавателей. В этом году сразу в нескольких школах бизнеса стартовали свежие программы, и, если они окажутся конкурентоспособными, рейтинг этих учебных заведений наверняка повысится. А вот хороших преподавателей по-прежнему не хватает.

АНАСТАСИЯ ТУРОВА

 

   На разработку одной программы уровня MBA в бизнес - школах уходит не меньше года, поэтому ждать массового появления новых продуктов, тем более достаточно высокого уровня — напрасны и труд.

    Алексей Ончуков, начальник отдела маркетинга Высшей школы международного бизнеса (ВШМБ) при Академии народного хозяйства (АНХ): Новые программы в бизнес - школах появляются один раз в несколько лет, причем не одновременно во всех школах. О продукте, еще не совсем готовом для выхода на рынок, обычно не говорят как о свершившемся факте, и в начале года нельзя точно знать, когда будет анонсирован набор на пока еще сырую программу — в апреле, октябре или в другое время. У нашей школы, например, такая заготовка есть, но мы установили для себя жесткое правило: нельзя рекламировать то. чего нет в абсолютно готовом виде/

    На уровне top

    Последняя тенденция рынка бизнес-образования — создание программ для топ-менеджеров Ехесиtive МВA (ЕМВА). Срок обучения на ЕМВА обычно не превышает полутора-двух лет. В первый год слушатели изучают почти те же предметы, что и на МВA, однако здесь школы уже не ставят задачу представить весь теоретический материал по основным дисциплинам (бухучет, финансы или маркетинг): для гендиректоров компаний эта информация вряд ли будет интересной. Так, в Высшей коммерческой школе при Минэкономразвития РФ (ВКШ) обязательное условие обучения — проецирование теоретического материала на ситуации в реальном бизнесе слушателей.

   Примечательно, что если в случае с MBA каждая школа руководствуется едиными требованиями Министерства образования РФ, то с ЕМВА школы пока имеют возможность экспериментировать. К примеру, известно, что Высшая школа бизнеса (ВШБ) МГУ уже давно работает над созданием ЕМВА. Загвоздка в том, что программа задумана как совместная с западной бизнес - школой. Какой именно — вопрос, и только когда он решится окончательно, программа будет доработана и обнародована. Пока же известно лишь то, что, скорее всего, основная специализация в ВШБ МГУ будет касаться стратегического менеджмента.

   К помощи иностранного вуза (London Metropolitan University) прибегла и Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС, которая изменила свою существующую уже два года программу ЕМВА, введя на ней новую специализацию — “Стратегическое и корпоративное
управление”. Общими усилиями коллектива школы и ее западного партнера программа была улучшена и доработана. Двухлетний опыт реализации старой версии программы показал, что она не удовлетворяла всем требованиям целевой аудитории (имела излишний уклон в маркетинг, к примеру).

   Школа намерена еще немного модернизировать эту учебную программу, усилить акцент на “Стратегическом менеджменте и лидерстве”. По мнению Александра Сазановича, руководителя центра современных образовательных технологий МИРБИС, именно этот аспект будет становиться все более актуальным: Сегодня многие представители бизнеса абсолютно неверно трактуют понятие лидерства. В действительности его суть заключается атом, чтобы научиться вовлекать в решение проблем компании своих же сотрудников. Занятия на ЕМВА в МИРБИС начнутся уже в марте этого года.

  Есть школы, которые похожие задачи решали собственными силами, не прибегая к партнерской помощи из-за рубежа.

   Набор на новую программу ЕМВА объявила ВКШ. Игорь Знаменский, проректор по коммерческой работе ВКШ: В отличие от многих западных и российских бизнес - школ, где обучение на ЕМВА проходит в аудиториях, наша программа рассчитана на сугубо индивидуальную подготовку с учетом специфики бизнеса слушателя и напоминает скорее консультации. Зачастую такие занятия проводятся в офисе слушателя в удобное для него время.

   Заместитель декана ВШБ МГУ Станислав Смирнов согласен с тем. что ЕМВА не предполагает традиционных занятий, тем не менее на их программе занятия будут проходить в аудиториях: На ЕМВА слушатели большую часть времени должны обучаться уже не у преподавателя, а друг у друга. У них уже достаточно для этого знаний и профессионального опыта.

  На программе ЕМВА в МИРБИС появился ряд новых дисциплин: "Управление исследованиями”. "Корпоративный менеджмент”. “Управление знаниями и инновациями”. “Управление цепочками поставок” и т. п. Суть предмета “Управление исследованиями” заключается в том. чтобы научить топ-менеджера принимать решения исходя из точных фактов, а не из собственной интуиции.

  Александр Сазанович, ведущий преподаватель программы ЕМВА в МИРБИС: Прежде всего слушатель должен освоить процесс поиска информации, необходимой для исследования проблемы. Ведь в начале мы редко знаем, где скрывается ключевая информация, с помощью которой можно придумать эффективное решение. Важно понять, как может выглядеть эта информация и как ее найти.

  Пока открывающиеся программы ЕМВА, как правило, ненамного дороже МВА. Так, обучение на ЕМВА в МИРБИС обойдется максимум в $9,8 тыс., в ВКШ базовая цена составляет $13,9 тыс. Однако стоимость программы может быть и выше и зависит от индивидуальных условий ее реализации, причем выше существенно: самый дорогой вариант может обойтись вам в $25 тыс.

Игорь Знаменский объясняет увеличение стоимости в том числе и тем, что труд привлекаемых преподавателей дорог: За академический час аудиторных занятий преподаватель получает около $8: то же время, проведенное в офисе слушателя, оплачивается выше — от $50 до $150. Игорь Знаменский отмечает, что слушатели, которые занимаются на их программе,— очень занятые и достаточно обеспеченные люди, готовые платить за высокое качество обучения и экономию собственного времени большие деньги.

 

На разработку программы уровня MBA

в бизнес-школах уходит не меньше года,

так что ждать массового появления таких

продуктов — напрасный труд

Высшая школа менеджмента при Государственном университете— Высшей школе экономики (ВШМ ГУ-ВШЭ) в этом году объявила о намерении ввести еще одну интересную программу для людей, имеющих солидный опыт в бизнесе: ОБА (Doctor of Business Administration). В отличие от ЕМВА эту степень получают те, кто нуждается не столько в практических, сколько в академических знаниях. Пока на Западе эта программа более популярна, чем у нас. В России она довольно успешно реализуется до сих пор только в Высшей школе корпоративного управления (ВШКУ). Возможно, в следующем году эта программа появится и в ВШМ ГУ-ВШЭ.

Новые песни о старом

Перемены затронули в этом году и программы МВА, рассчитанные в основном на менеджеров среднего звена. Например, в соответствии с обновленными в августе гостребованиями ВШМБ провела корректировку своей программы “МВА: профессиональная специализация”.

Поправки в гостребования, в частности, затронули объем перезачета. Если раньше слушатели с высшим экономическим образованием освобождались от сдачи зачетов по предметам, которые изучались в вузе, то теперь их нужно сдавать вновь. Кроме того, эта программа пополнилась новыми дисциплинами, вследствие чего учиться придется на два-три месяца дольше (раньше — год).

А еще школы продолжают вводить на MBA новые специализации, поскольку спрос на программы по общему менеджменту (General MBA) каждый год заметно снижается, тогда как потребность в более специализированных, узкопрофильных знаниях растет. На сегодняшний день наибольшее количество специализаций предлагает МИРБИС —13. Только за последние два года их здесь появилось шесть — управление в области медицинского бизнеса, недвижимости и т. п.

ВКШ в этом году набрала группы на два новых направления — “Политический менеджмент” и Total Quality Management(TQM). Последнее — известная концепция в области менеджмента, посвященная проблемам управления качеством. Здесь можно узнать обо всех особенностях международных стандартов качества продукции вроде ISO 9000.

Программа “Политический менеджмент” адресована тем. чья профессиональная деятельность тесно связана как с политикой, так и с бизнесом. Ее слушатели в обязательном порядке проходят стажировку в Европарламенте, а на выходе помимо российского диплома получат и европейский Master in European Management and Public Affairs.

В Институте бизнеса и делового администрирования (ИБДА) при АНЧ скоро начнется первый набор специализацию MBA “Управление стоимостью компании” (для топ-менеджеров и менеджеров среднего звена). МИРБИС аналогичным образом предлагает направление “Электронная коммерция и электронный бизнес” (для управленцев среднего звена).

Планов по открытию новых специализаций у бизнес - школ предостаточно. Например, в начале этого года ВШКУ начала готовить к запуску специализацию “Корпоративное управление”. По словам Елены Касимовской, главного специалиста по программам MBA ВШКУ, это направление очень перспективно. В стадии подготовки находятся и специализации “Оценка собственности” и “Оценка интеллектуальной собственности” в Высшей школе Институт менеджмента и маркетинга при АНХ.

Однако введением новых направлений доработка MBA не ограничивается. К примеру, ВШМ ГУ-ВШЭ с октября 2003 года открыла новую по форме обучения модульную очно - заочную программу MBA для менеджеров из регионов. Программа включает в себя более 800 часов аудиторных занятий в Москве на протяжении двух лет. Всего слушателям предстоит пройти восемь модулей учебных занятий — по модулю в квартал. Каждый включает в себя две недели занятий в Москве по шесть дней в неделю. Затем в течение двух с половиной месяцев слушателям предстоит обучаться самостоятельно.

Для менеджеров среднего звена в Международном институте менеджмента “Линк” создана программа Корпоративный менеджмент. Она является непосредственным продолжением программы “Менеджер-профессионал” и предназначена для сотрудников крупных организаций.

Школы периодически корректируют методику, вводят новые формы обучения и т. д. Так. в этом году сразу несколько учебных заведений стали широко использовать интерактив. МИРБИС ввели в практику реализацию междисциплинарных групповых проектов. Их суть заключается в решении кейсов, где воедино собраны важные вопросы из области финансов, маркетинга, стратегического менеджмента. Эти проекты одновременно курируются преподавателями соответствующих дисциплин — таким образом школа добивается комплексного подхода к обучению.

ВШКУ в этом году все-таки определилась, кого учить на программе профпереподготовки “Евроменеджмент: директор по развитию бизнеса”. Отныне четко обозначена основная целевая аудитория программы — директора по организационному развитию компаний. Сама программа была модернизирована. Ее учебный план расширился за счет введения новых дисциплин: “Стратегические менеджмент и маркетинг”, “Организационное развитие”, “Реструктуризация”.

Примечательно, что в дальнейшем появление новых специализаций и учебных курсов, равно как и любых других существенных изменений в программах бизнес - школ, планируется более тесно соотносить с потребностями бизнеса. Их школы пытаются изучать по мере возможности — например, при помощи систематических опросов своих слушателей.

Не менее примечательно, что представители школ все чаще обсуждают давно известную проблему разнобоя в уровне подготовки и опыта у слушателей отдельно взятой программы. Всем очевидно, что знания, с которыми приходят менеджеры среднего звена и топ-менеджеры, серьезно отличаются, однако сформировать однородные группы пока не получается. Некоторые учебные заведения стараются ужесточить вступительные требования, но решить эту проблему окончательно пока, по-видимому, невозможно

Коммерсант
Деньги №8 [463] 1 - 7 марта 2004