Домен CURATOR.RU продается цена договорная Контакты:info@curator.ru


Бизнес-образование в России
Бизнес-образование в России

Контакты:

E-mail: info@curator.ru

Financial Times Российская школа в рейтинге

Старт в России. Международная программа MBA в сфере предметов роскоши и индустрии моды

MBA дистанционно

Международный стандарт МВА. Российский и американский MBA через интернет. 2 года. Поддержка продвижения карьеры и бизнеса слушателей. Зарегистрировавшимся с сайта curator.ru скидка 10% на всю стоимость обучения.


Реклама на сайте

МВА глазами поступивших

ЕЛЕНА КУЛИКОВА   

В июле "Карьера" представила читателям четверых россиян, сдавших экзамены в зарубежные бизнес-школы. Наша история - с продолжением: про покупку совка и швабры, новые курсы и новые контакты, первые встречи с потенциальными работодателями, хронический недосып - в общем, про реальную жизнь студента MBA. Все - от первого лица.

    Алексей Денисов, ранее - руководитель отдела компьютерного обеспечения, ныне - студент MIT Sloan of Management (Massachusetts Institute of Technology), USA. Из писем домой, жене.
    "Вхождение в новую жизнь далось мне на редкость легко. Улыбающиеся лица International students (в основном бразильцев), уже в августе прибывших в гостеприимный Бостон, первые встречи и контакты, игры в футбол ("эпохальная" встреча Европа - Южная Америка), поездка к океану. Начавшиеся в августе Pre-MBA Courses не внесли особого напряжения - лекции чередовались с презентациями и деловыми играми, чем-то напоминавшими передачу "Последний герой". А в перерывах между занятиями можно было написать небольшое письмо домой - XXI век, беспроводная связь по всему университету!
    Поэтому частые дружеские похлопывания по плечу со словами: "Не пугайтесь первого семестра - все не так уж страшно!" - воспринимались как шутка. Ее смысл я впервые ощутил на себе в начале сентября, когда на сон оставалось часов шесть, а голливудская улыбка на бодром лице давалась все труднее.
    Домашние задания посыпались как из рога изобилия. Плюс презентации, приемы... В среднем две лекции в день - 3 часа, 2 рекрутинговых мероприятия - 3 часа, подготовка к следующему дню - 6 часов плюс время на дорогу и быт.
    Письма домой - этот своеобразный дневник - становились все короче.

    Понедельник
    Завтра нужно зарегистрироваться на курсах. Собственно, с этого дня занятия и начинаются. Думаю о покупках: надо приобрести Reading materials по финансам - $60, видеокассету - индивидуальные презентации будут записаны на видео для последующего разбора - $5. Плюс должны быть готовы мои визитки - еще $55. Плюс такая банальная вещь, как совок и швабра, - $10. Это я еще одежду не начинал покупать!

    Вторник
    Первый учебный день: с утра зарегистрировался, а в 3 часа было первое занятие - разбирали ситуацию, когда новый босс захотел в сжатые сроки перестроить систему отношений внутри фирмы и что из этого вышло. Вот это мы всей группой (60 человек) и анализировали. Причем не только анализировали, но и предлагали решения. Весело было. Называется это Case Study. Получил первые задания, сейчас возьмусь за составление древа решений в ситуации с массой неопределенностей.

    Среда
    Удалось немного поспать. Самое сложное в учебе - читать по 30-40 страниц английского текста в день. Материал хоть и простой, но незнакомый - акции, фьючерсы, опционы.
    Было две лекции, хотя лекциями их можно назвать лишь отчасти - шла довольно оживленная дискуссия. На занятии по финансам нам объяснили, как считать деньги, которые ты получишь завтра, в сегодняшнем выражении. Проще говоря, доллар, который ты получишь через год, сегодня стоит очевидно меньше. Как в жизни.

    Четверг
    Презентация по MIT50K - очень известное в США состязание бизнес-планов. Участвуют в нем группы студентов, а победитель получает поддержку спонсоров и основывает свое предприятие. К 5 вечера пошел на C-Function - мероприятие с вином и закусками, проводящееся регулярно и по разным поводам. Потом отмечал свое новоселье (моя комната в общежитии больше похожа на апартаменты в неплохом отеле за $755 в месяц). Справлял его с ребятами из Гарварда. По-моему, распространенное мнение, что там учатся только высокомерные снобы, в корне неверно. Я, к примеру, очень благодарен за поддержку второкурснику Гарварда, с которым познакомился через Интернет. Он очень помог мне, практически незнакомому ему человеку, сразу по прибытии в США. Он же, кстати, дал мне весьма ценные советы по редактированию резюме...

    Пятница - среда
    Значение общения переоценить невозможно - многое строится на основе личных контактов. Задаю вопросы, отвечаю, жму руки до нескольких часов в день. Познакомился с массой интересных людей. Часть из них довольно перспективны в смысле поиска работы в дальнейшем. В общей сложности поговорил с 20 людьми, не меньше.
    Побывал на презентациях компаний - IBM, Microsoft, JP Morgan, Boston Consulting Group. Выступал Майкл Делл - основатель Dell. А торжественное мероприятие, посвященное пятидесятилетию MIT, открывал Коффи Аннан (знаете такого?). Выпускник Sloan, кстати. Здесь понимаешь, что мир маленький и большой одновременно".


Александр Лупачев, студент Гарварда, бывший сотрудник консалтинговой компании Accenture. Из записей, отправленных друзьям по электронной почте:

    "Занятия в Гарвардской школе бизнеса начинаются задолго до нашего 1 сентября. Уже в апреле я получил из Гарварда толстый пакет с книгами и тестами по финансам и (не смейтесь) бухгалтерскому учету. В прилагаемом письме скромно сообщалось, что экзамены по указанным дисциплинам надо сдать заранее, дабы не тратить драгоценное время в классе на изучение базовых понятий. Сами понимаете, на что ушла большая часть лета у свежеиспеченного студента.
    Наконец в начале августа я отправился в Бостон. Не мудрствуя лукаво, решил разместиться в общежитии на территории бизнес-школы, или, как здесь говорят, на кампусе. Первые дни прошли со смутным ощущением нереальности происходящего: роскошные здания в неоанглийском стиле, окруженные столетними платанами и увитые плющом, идеально подстриженные газоны и вежливые security - все резко контрастировало с привычными московскими реалиями. Среди студентов бытует поверье, что в Гарварде расходы на озеленение превышают общий бюджет иных бизнес-школ.

 Бизнес-популяция
    Однако атмосфера умиротворенности в середине августа сменилась вавилонским столпотворением: неся с собой заряд молодой энергии, начали прибывать студенты из более чем 70 стран (россиян оказалось 7 человек, вместе со странами СНГ - 20). Эти дни мне запомнились как бесконечная череда встреч и походов по клубам и барам с будущими одноклассниками. Попытка запомнить сотни новых лиц и экзотических имен оказалась серьезным испытанием: даже моя тренированная память консультанта через несколько дней начала подводить. Общая картина: около половины моих собеседников оказались типичными 25-27-летними представителями американской элиты, учившимися в престижных университетах "Лиги плюща" - Гарварде, Йеле, Принстоне, а также Стэнфорде - и работавшими затем в международных консалтинговых компаниях, инвестиционных банках и модных нынче фондах прямых инвестиций (private equity).
    Вторая половина популяции оказалась более многомерной - основатель первого Интернет-провайдера в Зимбабве, инженер-ядерщик с подводной лодки ВМС США, редактор развлекательных программ MTV. Но всех студентов объединяют общие черты: энергия, пытливость ума, стремление удивить мир. Мои опасения, что Гарвард окажется переполнен надменными отпрысками сильных мира сего, не нашли подтверждения. Хотя не простых, а золотых студентов здесь достаточно много, ведут они себя вполне демократично: например, сын и наследник владельца крупного немецкого концерна с оборотом в сотни миллионов долларов ездит в школу на велосипеде. Эксцессы, столь характерные для отечественных элитарных вузов, в одном из которых мне довелось учиться (МГИМО), в Гарварде не приветствуются.
    С 26 августа начались суровые будни: нам всем предстояло пройти через Foundations, или три недели занятий в разных группах по вводным темам, таким как этика, микроэкономика и история капитализма (не путать с историей коммунистической партии). Основной задачей было адаптироваться к кейс-методу - студенты заранее самостоятельно читают и анализируют кейс - 10-20-страничное описание деловой проблемы, а затем обсуждают его в классе из 90 человек. Поскольку оценка по предметам на 50% зависит от активности студента в дискуссиях, кейс-метод требует интеллектуального напряжения: домашние заготовки улетают за пять минут и в оставшийся час с лишним приходится постоянно и очень быстро генерировать новые идеи. Иностранным студентам кейс-метод дается непросто: стоит на полсекунды зазеваться, задуматься над смыслом вопроса, изобилующего американским профессиональным жаргоном, и все, поезд ушел. Но тяжело в ученье - легко в бою: умение быстро находить прикладное решение управленческих проблем и четко формулировать мысль перед широкой аудиторией очень важны в бизнесе. Именно поэтому, наверное, другие бизнес-школы все чаще заимствуют практику Гарварда: более 90% всех изучаемых в мире кейсов написаны нашими профессорами.

    Переходящая акула
    С середины сентября учебный процесс встал на рельсы: нас всех распределили в 10 постоянных потоков - секций по 90 человек (особой популярностью пользовалась секция С, в которой в свое время учился Джордж Буш) - и выдали 10 кг кейсов по финансам, анализу производственных процессов и т.д. С этого момента словесные баталии в классе стали на порядок интенсивнее - усложнились вопросы, появились постоянные одногруппники-оппоненты. И самое главное - изменилась система оценки: если на Foundations можно было положиться на зачет/незачет, то теперь предстоит потрудиться за оценку по трехбалльной шкале, определяемой по принципу forced curve, при котором 10% относительно слабых студентов получат низший балл независимо от общего качества класса.
    Угроза получить "тройку", как это ни смешно, достаточно эффективно мотивирует бывших вице-президентов банков, членов советов директоров и прочих солидных людей, сидящих со мной в одной аудитории: на любой вопрос всегда готов лес рук, а дискуссия все чаще перерастает в sharking - агрессивные, "акульи" выпады, резко критикующие тезисы предыдущего оратора. Агрессия является одним из самых известных стереотипов, окружающих Гарвардскую школу бизнеса. В агрессивных спорах есть глубокий смысл. Во-первых, они в большей мере соответствуют суровым реалиям жизни (как здесь говорят, Life is Jungle), а во-вторых, они направлены против некой идеи, нежели против того, кто эту идею озвучил. К слову сказать, мои одноклассники четко сознают тонкую грань, когда дискуссия переходит на личности: те, кто эту грань ненароком переступает, получают шутливую награду - маленькую плюшевую белую акулу. Как переходящее Красное знамя, белая акула кочует от студента к студенту; одно время ее владельцем посчастливилось быть и мне.
    В агрессивных условиях бизнес-школы большинство моих одноклассников достаточно быстро осознали, что один в поле не воин. Дабы распределить нагрузку, связанную с подготовкой к кейсам, студенты по собственной инициативе объединяются в группы по 5-6 человек из разных секций. В моей "могучей кучке" оказались бывший консультант-стратег из Сингапура, маркетолог из Индианаполиса, банкир из Лондона и специалист по прямым инвестициям из Венгрии. Мы достаточно эффективно сработались и за месяц сократили время, уходящее на зубрежку, в 2-3 раза, высвободив драгоценные часы для развлечений.

    Смотрины с баснями и без
    Общественная жизнь бьет ключом. Практически каждую неделю к нам приезжают в гости известные бизнесмены и политики. Несколько дней назад перед студентами выступил президент одной из крупнейших американских компаний Джеффри Иммельт (руководитель компании General Electric, кстати, выпускник Harvard Business School); чуть ранее в соседней Гарвардской школе госуправления имени Кеннеди читал лекцию президент Пакистана Первез Мушарраф. Раз в месяц проходят приемы в стиле "Великого Гэтсби". Но многие предпочитают менее пафосные мероприятия - соревнования по академической гребле, походы на пэйнт-бол. А в прошлом году Гарвардская школа бизнеса обзавелась рок-группой с непереводимым названием Corporate Whores!
    Во всем этом великолепии есть одно маленькое "но" - поиск работы. Суровая правда жизни: хороших вакансий в США сейчас на порядок меньше, чем в конце 1990-х, и это резко обостряет конкуренцию за рабочие места. И хотя студенты Гарвардской школы бизнеса пострадали меньше других - число заинтересованных работодателей по-прежнему превышает тысячу, - многим выпускникам 2002 года пришлось пойти на 10% сокращение стартовой зарплаты.
    Для нас, выпускников 2004 года, карьерный вопрос стоит ребром уже сейчас: во многих компаниях приглашение на постоянную работу получают лишь те, кто прошел в них летнюю практику; собеседования для практикантов назначены на будущий февраль, но неформальные "смотрины" уже в полном разгаре. Представители крупнейших международных корпораций, банков и консалтинговых компаний приезжают на кампус с презентациями и фуршетами. Корпоративные кадровики кормят студентов баснями и деликатесами, поят вином и высматривают наиболее компетентных и энергичных. Время от времени студенты сами выбираются в гости к будущим работодателям: на днях финансовый клуб организовал коллективную экскурсию на Уолл-стрит. Подобные мероприятия весьма познавательны, но отнимают массу времени. В итоге на здоровый сон остается 4-5 часов в сутки. Поэтому, с вашего позволения, автор кланяется и отправляется спать".

журнал Карьера, 12, 2002 г.

E-mail: mba@curator.ru