Financial Times Российская школа в рейтинге
Старт в России. Международная программа MBA в сфере предметов роскоши и индустрии моды
Международный стандарт МВА. Российский и американский MBA через интернет. 2 года. Поддержка продвижения карьеры и бизнеса слушателей. Зарегистрировавшимся с сайта curator.ru скидка 10% на всю стоимость обучения.
Реклама на сайте
Выбери меня
Проект «Ф.» предлагает посмотреть на российские бизнес-школы с разных сторон. Получить информацию непосредственно от учебных заведений, а также узнать, что думают о них выпускники и работодатели.
Как потенциальному слушателю МВА-программ из большого количества отечественных бизнес-школ и предлагаемых ими разнообразных образовательных продуктов выбрать то, что нужно именно ему? В кругу коллег и знакомых может не оказаться множества обладателей отечественных дипломов, готовых дать исчерпывающую рекомендацию alma mater. Сайты учебных заведений вряд ли помогут создать объективную и полную картину. Во-первых, они исключительно «патриотичны», заполнены славословиями «мы первые! мы лучшие!». Во-вторых, как правило, удивительно бестолковы, малосодержательны и загадочны - значимая информация подается в крайне усеченном виде. Остаются рейтинги - участвуя в таких проектах, обычно закрытые учебные заведения «разоблачаются». Правда, далеко не все приветствуют открытые соревнования, предпочитая «отдыхать» под раскидистой тенью престижного материнского вуза и рассчитывать на его авторитет.
Другие же просто не доверяют рейтингам. Что и говорить, это субстанция субъективная и, как правило, чрезвычайно ограниченная. Учесть все параметры, которые кому-то представляются существенными, вряд ли возможно. Причем рейтинг оценивает усредненные показатели, а не выявляет сильные стороны каждой школы. Так что все участвующие, кроме занявших первое место, чувствуют себя несправедливо обделенными.
Учитывая все это, «Ф.» решил сделать свой второй ежегодный рейтинг российских бизнес-школ нетрадиционным в таблице, содержащей ключевые показатели, школы не ранжированы по местам, а выстроены в демократичном алфавитном порядке. Цифры здесь говорят сами за себя. Таблица, дающая представление о MBA-программах, органично дополняет основную. Чтобы упростить восприятие громоздкого массива данных, сделаны маленькие таблички - они выявляют «промежуточных» лидеров, победителей в отдельных номинациях, тем самым давая представление о достоинствах учебных заведений.
СТАРЕЙШИЕ БИЗНЕС-ШКОЛЫ РОССИИ | ||
Место | Бизнес-школа | Лет |
1 | Бизнес-школа технологий менеджмента ИПК УГТУ | 19 |
2 | Московская международная высшая школа бизнеса «Мирбис» | 18 |
3 | Международная школа менеджмента Vlerick Leuven Gent | 16 |
4 | Международный банковский институт | 15 |
5 | Высшая школа бизнеса и менеджмента Международного университета в Москве, Российско-немецкая высшая школа управления | 14 |
ЛИДЕРЫ ПО КОЛИЧЕСТВУ БИЗНЕС-КОНСУЛЬТАНТОВ СРЕДИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ | ||
Место | Бизнес-школа | % |
1 | Международная школа менеджмента Vlerick Leuven Gent, Урало-Сибирский институт бизнеса | 100 |
2 | Высшая школа корпоративного управления АНХ, Классическая бизнес-школа | 90 |
3 | Высшая школа финансового менеджмента АНХ | 88 |
4 | Институт магистерской подготовки МЭСИ | 87 |
5 | Институт делового администрирования и бизнеса Финансовой академии | 81 |
ЛИДЕРЫ ПО КОЛИЧЕСТВУ ТОП-МЕНЕДЖЕРОВ СРЕДИ СЛУШАТЕЛЕЙ | ||
Место | Бизнес-школа | % |
1 | Факультет менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета | 90 |
2 | Институт магистерской подготовки МЭСИ | 81 |
3 | Московская международная высшая школа бизнеса «Мирбис» | 75 |
4 | Российско-немецкая высшая школа управления | 74 |
5 | Урало-Сибирский институт бизнеса | 71 |
Каждый из выделенных параметров существенный - потенциальным студентам стоит обратить на них внимание.
Если у людей возраст не всегда очевидное достоинство, для бизнес-школ это повод для гордости. Правда, если западные «старики» кичатся трехзначными числами, российские «подростки» радуются двузначным. Длительное присутствие на рынке, переживавшем и становление, и бурный рост, и кризисы, и жесткую конкурентную борьбу, говорит о многом. Очевидный бич отечественных школ - слабый профессорско-преподавательский состав. Здесь много теоретиков и явно не хватает практиков, способных делиться с продвинутыми слушателями не книжными премудростями, а собственным ценным практическим опытом. Поэтому немаловажен такой показатель, как процент действующих бизнес-консультантов среди штатных педагогов. Так же как и процент топ-менеджеров и владельцев бизнеса среди слушателей. Учиться с опытными бизнесменами интереснее и полезнее, чем со вчерашними студентами. Хотя не все так явно - лучше быть своим среди равных, и если в 23 года захотелось заполучить бизнес-степень, вероятно, стоит обратить внимание на школы, «специализирующиеся» на молодых слушателях. Ведь никто не знает, кем через пять лет способен стать амбициозный юнец. Важно и количество представителей бизнеса, принимавших участие в занятиях, читавших лекции и проводивших персональные мастер-классы. Это показывает, что, во-первых, школы неравнодушны к реалиям рынка и, во-вторых, их авторитет достаточный, чтобы «заманить» к себе известных и занятых персон. Склонность к излишнему теоретизированию, академизм -еще одна бесспорная слабость отечественных учебных заведений. Полезность использования активных форм обучения - деловых и ролевых игр, открытых обсуждений, совместных разгадываний кейсов несомненна. Бизнес-образование не должно походить на монотонное вычитывание и выслушивание вузовских лекций. Кейсы из современной российской практики по-прежнему редки, школам гораздо проще и дешевле использовать переводные «задачки». Высокий процент разбираемых ситуаций «отечественного производства» говорит о фундаментальности подхода и ориентации на местную специфику. Наконец, курсы по выбору - это дополнительная возможность сделать обучение максимально полезным, любопытным и индивидуальным.
ПОКАЗАТЕЛИ РОССИЙСКИХ БИЗНЕС-ШКОЛ Таблица 1
ПОКАЗАТЕЛИ РОССИЙСКИХ БИЗНЕС-ШКОЛ Таблица 2
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ: МВА-ПРОГРАММЫ
ЛИДЕРЫ ПО КОЛИЧЕСТВУ БИЗНЕСМЕНОВ - ГОСТЕВЫХ СПИКЕРОВ* | ||
Место | Бизнес-школа | Чел. |
1 Московская международная высшая школа бизнеса «Мирбис» | 258 | |
2 Урало-Сибирский институт бизнеса | 126 | |
3 Государственный университет управления | 11 | |
4 Высшая школа финансового менеджмента АНХ | 42 | |
5 Банковский институт ВШЭ | 40 | |
* Приглашенные бизнесмены, которые делятся со студентами профессиональным опытом на лекциях и мастер-классах. | ||
ЛИДЕРЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ АКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ | ||
Место | Бизнес-школа | % * * |
1 Банковский институт ВШЭ | 80 | |
2 Институт магистерской подготовки МЭСИ | 74 | |
3 Российско-немецкая высшая школа управления | 71 | |
4 Факультет менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета | 69 | |
5 Институт делового администрирования и бизнеса Финансовой академии | 67 | |
* * От общего числа программных часов. | ||
ЛИДЕРЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РОССИЙСКИХ КЕЙСОВ | ||
Место | Бизнес-школа | % * * * |
1 Высшая школа финансового менеджмента АНХ | 92 | |
2 Институт делового администрирования и бизнеса Финансовой академии | 87 | |
3 Урало-Сибирский институт бизнеса | 86 | |
4 Государственный университет управления | 82 | |
5
Российско-немецкая высшая школа управления, Факультет «Институт менеджмента и маркетинга» АНХ, Школа бизнеса Всероссийской академии внешней торговли |
80 | |
* * * От всех используемых кейсов. | ||
ЛИДЕРЫ ПО КОЛИЧЕСТВО КУРСОВ ПО ВЫБОРУ | ||
Место | Бизнес-школа | Штук |
1 Факультет «Бизнес и менеджмент» МИПК МГТУ им. Баумана | 66 | |
2 Московская международная высшая школа бизнеса «Мирбис» | 44 | |
3 Высшая школа корпоративного управления АНХ | 40 | |
4
Высшая школа финансового менеджмента АНХ, Российско-немецкая высшая школа управления |
30 | |
5 Урало-Сибирский институт бизнеса | 26 |
Маргарита Удовиченко
Журнал Финанс