Financial Times Российская школа в рейтинге
Старт в России. Международная программа MBA в сфере предметов роскоши и индустрии моды
Международный стандарт МВА. Российский и американский MBA через интернет. 2 года. Поддержка продвижения карьеры и бизнеса слушателей. Зарегистрировавшимся с сайта curator.ru скидка 10% на всю стоимость обучения.
Реклама на сайте
В ладах ли мы с кодексом?
«Законодательно на сегодня созданы все условия для формирования нормального рынка труда, но законодательство - это только каркас. На этот каркас должны быть наращены мышцы, а именно - совместные усилия трех сторон социального партнерства: государства, высшей школы работодателей»-, - считает председатель Комитета Государственной думы РФ по труду и социальной политике Андрей Исаев
Екатерина Терешатова
Основные барьеры для взаимодействия между работодателями и системой профессионального образования, на ваш взгляд? На сегодняшний день отсутствует единая система, которая координировала бы и обеспечивала взаимодействие между работодателями и профессиональной системой образования. Остались профессионально-технические училища, которые сориентированы на крупные промышленные предприятия, но таковых очень мало и с каждым годом их становится все меньше.
Отсутствует единая государственная система, которая бы способствовала поиску и предоставлению рабочих мест для молодежи. В условиях социализма существовала система государственного распределения, она обладала своими минусами и плюсами. К плюсам можно отнести то, что государство пыталось планировать, какое количество каких специалистов потребуется экономике, предоставляло молодым специалистам первое место работы. Минусы состояли в том, что зачастую эта система носила принудительный характер, когда молодых людей отправляли работать туда, куда они не хотели ехать, и они использовали первую же возможность это место работы покинуть.
Какие решения этого вопроса существуют?
Для рыночной экономики необходимо создать новую адекватную систему. Частично этот вопрос может решить проект федерального закона «О первом рабочем месте». В рамках этого закона планируется установить квотирование рабочих мест для молодых специалистов на предприятиях и в организациях, так или иначе связанных с государством. Речь идет об учреждениях государственной службы, об организациях, где государству или местному самоуправлению принадлежит не менее 25% капитала или акций, об организациях, у которых 50% розничного оборота занимает исполнение государственного заказа, организациях, получающих финансирование бюджетов всех уровней.
Мы считаем, что такие организации по состоянию на 1 января 2007 года должны предоставить в органы занятости сведения об имеющихся у них вакансиях. Треть из этих вакансий они должны будут по согласованию с Федеральной службой занятости бронировать до 1 августа. Служба занятости должна предоставлять соответствующие данные в высшие учебные заведения и высшие технические учебные заведения, и любой выпускник вправе претендовать на эти профильные места. Что касается частного сектора, то здесь такое обременение было бы неправомерным, потому что оно бы привело к дискриминации по возрастному признаку, что запрещено Международной организацией труда. Однако государство могло бы пойти по пути поощрения добровольного участия бизнеса в создании программы рабочих мест для молодых специалистов. Для тех организаций, которые присоединились бы к этой системе в добровольном порядке, государство могло бы пойти на снижение налогов. Предположим, на сумму единого социального налога, уплачиваемого за одного молодого специалиста, государство могло бы снизить налог на прибыль для этой организации. Можно было бы создать координационные советы под эгидой Федеральной службы занятости, в которые вошли бы и представители высших учебных заведений, и бизнес-структур. Соответствующий законопроект уже принят Государственной думой в первом чтении, и мы надеемся, что он сыграет свою роль. Проект даст возможность мониторинга договоренности между вузами и бизнесом о том, какого именно рода специалисты требуются.
Следующим шагом, на мой взгляд, могло бы стать обеспечение через подобного рода Советы стажировки для студентов последних курсов на предприятиях или фирмах, где они после смогли бы работать, т.е. так называемое карьерное сопровождение. Я считаю, что эти три шага существенно улучшили бы ситуацию на рынке труда Сегодня она, конечно же, все больше выходит из-под контроля. Дело в том, что в 90-е годы произошло перепроизводство специалистов неких модных тогда профессий, например, юристов или экономистов. Их в таком количестве не требуется, в котором их сегодня производят государственные и коммерческие учебные заведения. Зато сейчас, когда возрождается отечественная промышленность, начинается развитие нанотехнологий, нам катастрофически не хватает инженеров, высококвалифицированных специалистов в этих областях, потому как эти специальности считались раньше непрестижными. Следовательно, без участия государства, без его регулирующей роли в этом вопросе нам трудно будет преодолеть возникший кризис на рынке труда.
Мониторинг, прогнозирование и планирование состояния рынка труда, определение потребностей в кадрах определенных профессий и специальностей, стратегическое планирование профессионального обучения и развития человеческих ресурсов: осуществление, проблемы, прогнозы, итоги...
В стране сложилась крайне неблагоприятная ситуация, когда, с одной стороны, мы сталкиваемся с избытком рабочей силы, а с другой - с недостатком. Избыток связан с тем, что у нас огромное количество неэффективных рабочих мест. Там, где производительность труда в развитых странах позволяла бы задействовать трех работников, у нас задействованы десять. В целом по стране мы испытываем серьезный недостаток рабочей силы, усугубляющийся нашей демографической ситуацией. У нас происходит регулярное сокращение экономически активного населения. Сегодня оно составляет 51% от населения страны, и по прогнозам специалистов, к 2016 году на 10% произойдет сокращение экономически активного населения. Сейчас темпы его сокращения - 600 тысяч в год. В период 90-х годов государство совершенно не занималось управлением подготовки трудовых ресурсов. В результате у нас возникли серьезные диспропорции в подготовке специалистов. Если раньше 50% специалистов, которые приходили на рабочие специальности, готовились в специализированных заведениях, технических вузах, то сегодня этот процент упал до 30, конкурса на рабочие специальности не наблюдается, зато произошел чрезвычайно быстрый рост специалистов с высшим образованием. К этому общество тоже оказалось не слишком готовым. Наиболее востребованными специальностями в 90-е годы были юристы и экономисты, такого количества юристов и экономистов экономике Российской Федерации не требуется. Таким образом, у нас запущена ситуация, связанная с подготовкой специалистов в сфере труда. Наконец, у нас крайне дешевая рабочая сила. Доля заработной платы в ВВП, легальной заработной платы, в 1,5 раза ниже, чем в европейских странах. Минимальный размер оплаты труда составляет треть от величины прожиточного минимума, разрыв в зарплате наиболее высококвалифицированных специалистов и низкоквалифицированных работников на одном предприятии достигает нескольких десятков раз, что не характерно для стран с устойчивой социальной системой. Отсутствие легальной зарплаты компенсируется нелегальной, так называемыми «серыми схемами» выплаты, а также нелегальной занятостью.