Financial Times Российская школа в рейтинге
Старт в России. Международная программа MBA в сфере предметов роскоши и индустрии моды
Международный стандарт МВА. Российский и американский MBA через интернет. 2 года. Поддержка продвижения карьеры и бизнеса слушателей. Зарегистрировавшимся с сайта curator.ru скидка 10% на всю стоимость обучения.
Реклама на сайте
Миф о бесплатности российского образования
Некоторые экономические
показатели (из вступительного
доклада Я.И.Кузьминова),
прозвучавшие на конференции ГУ-ВШЭ
по экономическому мониторингу
образования 18.04.2003.
Общие показатели
95% родителей хотят, чтобы их дети
после окончания школы продолжили
образование, 3% - чтобы они сразу
пошли работать. 90% хотелось бы,
чтобы ребенок получил высшее
образование.
Только 8% россиян заявило, что им
не приходилось платить деньги за
что-либо, связанное с обучением
ребенка в школе. Больше 50%
опрошенных платило за учебники,
канцтовары и ремонт. Вместе с тем
не больше 15% платило за какие-то
виды занятий.
64% российских родителей
предпочитают платить деньги
непосредственно преподавателям,
а не учебному заведению.
Расходы на образование детей
составляют:
- больше трети семейного
дохода семей у 8% (дети в школе),
у 14% (дети в ПТУ), у 24% (дети в
колледже или техникуме) и у 30% (дети
в вузе; - свыше 10% семейного
бюджета - у 29% (школа), 29% (ПТУ), 44% (ССУЗ),
56% (вуз).
В целом образование занимает у
семей с детьми соответствующего
возраста одно из ведущих мест в
семейном бюджете, наряду с
приобретением продуктов питания
и оплатой коммунальных услуг,
оставляя далеко позади расходы на
лечение, развлечения и отдых и
приобретение предметов
длительного пользования.
Если с расходами на школу легко
справляется 40% российских семей,
то применительно к высшему
профессиональному образованию
эта доля падает до 18%.
По мнению 82% учителей Пермской
области, те родители, которые не
собираются давать своему ребенку
высшего образования, не делают
это именно из-за отсутствия
денежных средств. Только 10-13%
указали на такие причины, как
слабая подготовка или
нецелесообразность.
Российские школьники больше
всего любят математику (29%), по 15-16%
предпочитают биологию,
литературу, историю и спорт.
По мнению 89% учителей, ученикам их
школы требуются дополнительные
занятия для поступления в вуз.
Экономист, бухгалтер и юрист -
абсолютные лидеры престижности
профессий.
Центральные вузы, которые
считаются престижными в регионах:
МГУ, ГУ-ВШЭ, МГИМО, МФТИ, МГТУ им. Баумана. Но
подавляющее большинство
абитуриентов ориентировано на <свои>
престижные вузы: это (по убыванию)
классический университет, экономический вуз (где
он есть) и технический
университет.
Педагогические, строительные и
аграрные вузы находятся на
периферии интереса.
8% родителей считают приемлемым
для себя платить за высшее
образование свыше $1200 в год, 27% - от $600 до 1200, 24% - от $350
до $600.
Пермь и Ярославль: преподаватели
Доход преподавателя вуза на
основном месте работы - в среднем
3-3,6 тыс. руб. в месяц. Две трети
подрабатывает, в основном в
других учебных заведениях. Меньше 15% занимаются
репетиторством. Средняя сумма
заработков от подработок составляет 2500 руб. в
месяц. У преподавателей сохраняется
очень высокая склонность к
сбережениям: 44% удается что-то откладывать (ср. с
20% у родителей студентов).
Заработок преподавателей
техникумов - в среднем 2,2-2,6 тыс.
руб. Подрабатывает половина, средний
доход от подработок - 2000 руб. ПТУ -
чуть выше, но доход от подработок в 2
раза меньше.
Школьный учитель - 2,6-2,9 тыс. руб. в
месяц на основной работе, подрабатывает только 20-30%. Средний
размер доходов от подработок в
других школах: 1200 руб. в месяц.
Ресурсная обеспеченность вузов 35-40% - нехватка проф.литературы,
учебников, компьютеров.
50% - возможностей копировать
материалы.
57% отмечают отсутствие доступа в
интернет
Три четверти опрошенных
преподавателей не имеют
необходимого программного обеспечения для компьютеров,
дискет и CD. Так же обстоит дело с
проекторами.
Почти 90% преподавателей
приобретают необходимое на
собственные средства (до 1500 руб. в год). При этом оплачивают
доступ в интернет только 10%.
В ПТУ и техникумах доступ в
интернет имеют только 15%. В школах
ситуация лучше: отсутствие бесплатного
интернета отметили 72% опрошенных.
Новая напасть: <товарно-денежные>
отношения в учебном процессе
Только 20% опрошенных студентов
сказали, что они не знают о
практике <покупки> курсовых, дипломных
работ, диссертаций. Более 30%
утверждают, что это весьма распространенная
практика. Чаще всего работы за
деньги пишут преподаватели, аспиранты или
студенты старших курсов.
40% преподавателей и 60% студентов
знают о случаях взяток в своем
вузе.
Наиболее распространенными
поводами для взяток являются:
- Поступление в вуз (52% опрошенных
преподавателей и 60% студентов).
Средний размер взятки $1200.
- Сдача экзамена и зачета (61% и 42%
опрошенных преподавателей).
Средние размеры взятки $100 и $25.
- За то, чтобы не выгнали за
неуспеваемость (35% преподавателей),
$400.
На этом фоне общеобразовательная
школа сохраняет щепетильность: 98%
учителей отрицает наличие взяток и <покупок>.
При этом родители регулярно
собирают деньги на помощь школе (80%), на
подарки учителям (90%). Несмотря на неофициальный характер таких
денежных потоков, они остаются
прозрачными для их участников.
Низкая территориальная и
социальная мобильность студентов
60% студентов учатся в своем городе,
23% - приехали из другого города в своей области. Доля студентов из
другой области в Ярославской
области 10%, в Пермской 4%. Студенты техникумов
более мобильны: в собственном
городе учатся
только 45%, значительная часть - из
сельской местности (21%).
90% студентов живут полностью или в
основном за счет своих родителей.
Среднедушевой доход семьи
студента вуза значительно выше,
чем студента техникума. Если у последних 40%
имеет доход до 2000 руб. в месяц, то у
вузовцев таких только 22% (у
учащихся ПТУ таких 51%).
Интересно, что 51% семей учащихся
школ также имеет среднедушевой
доход ниже 2000 руб. в мес. Можно сопоставить
шансы на попадание на ту или иную программу профессионального
образования.
45% учащихся выпускных классов
занимается на платных курсах (средняя
стоимость 700-1200 руб. в месяц), 20% -
одновременно с репетиторами. 80% россиян, имеющих детей 13-20 лет,
считают, что сегодня нельзя
поступить в вуз без значительных
материальных затрат. 62% готовы
пойти на значительные материальные затраты ради того,
чтобы дети получили высшее
образование.
Суммарные затраты семей на
поступление детей в вузы - 900 млн.
долл. Около половины этих денег можно считать
<серыми>, каким-либо образом
связанными с <оплатой прохода>. Половина
может быть отнесена на
приобретение недостающих знаний.
Очень большая доля <платы за
вход> сосредоточена в Москве (до
половины!) и других крупнейших городах.
60% опрошенных преподавателей
вузов отметили, что между их вузом
и школами существуют договора, которые
помогают (51%) поступить в вуз.
САЙТ "ШКОЛЬНАЯ РЕФОРМА"