Домен CURATOR.RU продается цена договорная Контакты:info@curator.ru


Бизнес-образование в России
Бизнес-образование в России

Контакты:

E-mail: info@curator.ru

Financial Times Российская школа в рейтинге

Старт в России. Международная программа MBA в сфере предметов роскоши и индустрии моды

MBA дистанционно

Международный стандарт МВА. Российский и американский MBA через интернет. 2 года. Поддержка продвижения карьеры и бизнеса слушателей. Зарегистрировавшимся с сайта curator.ru скидка 10% на всю стоимость обучения.


Реклама на сайте

Миф о бесплатности российского образования

Некоторые экономические показатели (из вступительного доклада Я.И.Кузьминова), прозвучавшие на конференции ГУ-ВШЭ по экономическому мониторингу образования 18.04.2003.

Общие показатели
95% родителей хотят, чтобы их дети после окончания школы продолжили образование, 3% - чтобы они сразу пошли работать. 90% хотелось бы, чтобы ребенок получил высшее образование.

Только 8% россиян заявило, что им не приходилось платить деньги за что-либо, связанное с обучением ребенка в школе. Больше 50% опрошенных платило за учебники, канцтовары и ремонт. Вместе с тем не больше 15% платило за какие-то виды занятий.
64% российских родителей предпочитают платить деньги непосредственно преподавателям, а не учебному заведению.

Расходы на образование детей составляют:
-  больше трети семейного дохода семей у 8% (дети в школе),  у 14% (дети в ПТУ), у 24% (дети в колледже или техникуме) и у 30% (дети в вузе; - свыше 10% семейного бюджета - у 29% (школа), 29% (ПТУ), 44% (ССУЗ), 56% (вуз).

В целом образование занимает у семей с детьми соответствующего возраста одно из ведущих мест в семейном бюджете, наряду с приобретением продуктов питания и оплатой коммунальных услуг, оставляя далеко позади расходы на лечение, развлечения и отдых и приобретение предметов длительного пользования.
Если с расходами на школу легко справляется 40% российских семей, то применительно к высшему профессиональному образованию эта доля падает до 18%.
По мнению 82% учителей Пермской области, те родители, которые не собираются давать своему ребенку высшего образования, не делают это именно из-за отсутствия денежных средств. Только 10-13% указали на такие причины, как слабая подготовка или нецелесообразность.

Российские школьники больше всего любят математику (29%), по 15-16% предпочитают биологию, литературу, историю и спорт.
По мнению 89% учителей, ученикам их школы требуются дополнительные занятия для поступления в вуз.
Экономист, бухгалтер и юрист - абсолютные лидеры престижности профессий.
Центральные вузы, которые считаются престижными в регионах: МГУ, ГУ-ВШЭ, МГИМО, МФТИ, МГТУ им. Баумана. Но подавляющее большинство абитуриентов ориентировано на <свои> престижные вузы: это (по убыванию) классический университет, экономический вуз (где он есть) и технический университет.
Педагогические, строительные и аграрные вузы находятся на периферии интереса.

8% родителей считают приемлемым для себя платить за высшее образование свыше $1200 в год, 27% - от $600 до 1200, 24% - от $350 до $600.

Пермь и Ярославль: преподаватели
Доход преподавателя вуза на основном месте работы - в среднем 3-3,6 тыс. руб. в месяц. Две трети подрабатывает, в основном в других учебных заведениях. Меньше 15% занимаются репетиторством. Средняя сумма заработков от подработок составляет 2500 руб. в месяц. У преподавателей сохраняется очень высокая склонность к сбережениям: 44% удается что-то откладывать (ср. с 20% у родителей студентов).
Заработок преподавателей техникумов - в среднем 2,2-2,6 тыс. руб. Подрабатывает половина, средний доход от подработок - 2000 руб. ПТУ - чуть выше, но доход от подработок в 2 раза меньше.
Школьный учитель - 2,6-2,9 тыс. руб. в месяц на основной работе, подрабатывает только 20-30%. Средний размер доходов от подработок в других школах: 1200 руб. в месяц.
Ресурсная обеспеченность вузов 35-40% - нехватка проф.литературы, учебников, компьютеров.
50% - возможностей копировать материалы.
57% отмечают отсутствие доступа в интернет
Три четверти опрошенных преподавателей не имеют необходимого программного обеспечения для компьютеров, дискет и CD. Так же обстоит дело с проекторами.
Почти 90% преподавателей приобретают необходимое на собственные средства (до 1500 руб. в год). При этом оплачивают доступ в интернет только 10%.
В ПТУ и техникумах доступ в интернет имеют только 15%. В школах ситуация лучше: отсутствие бесплатного интернета отметили 72% опрошенных.

Новая напасть: <товарно-денежные> отношения в учебном процессе 
Только 20% опрошенных студентов сказали, что они не знают о практике <покупки> курсовых, дипломных работ, диссертаций. Более 30% утверждают, что это весьма распространенная практика. Чаще всего работы за деньги пишут преподаватели, аспиранты или студенты старших курсов.
40% преподавателей и 60% студентов знают о случаях взяток в своем вузе.
Наиболее распространенными поводами для взяток являются:
- Поступление в вуз (52% опрошенных преподавателей и 60% студентов). Средний размер взятки $1200.
- Сдача экзамена и зачета (61% и 42% опрошенных преподавателей). Средние размеры взятки $100 и $25.
- За то, чтобы не выгнали за неуспеваемость (35% преподавателей), $400.
На этом фоне общеобразовательная школа сохраняет щепетильность: 98% учителей отрицает наличие взяток и <покупок>. При этом родители регулярно собирают деньги на помощь школе (80%), на подарки учителям (90%). Несмотря на неофициальный характер таких денежных потоков, они остаются прозрачными для их участников.

Низкая территориальная и социальная мобильность студентов
60% студентов учатся в своем городе, 23% - приехали из другого города в своей области. Доля студентов из другой области в Ярославской области 10%, в Пермской 4%. Студенты техникумов более мобильны: в собственном городе учатся
только 45%, значительная часть - из сельской местности (21%).
90% студентов живут полностью или в основном за счет своих родителей.

Среднедушевой доход семьи студента вуза значительно выше, чем студента техникума. Если у последних 40% имеет доход до 2000 руб. в месяц, то у вузовцев таких только 22% (у учащихся ПТУ таких 51%).
Интересно, что 51% семей учащихся школ также имеет среднедушевой доход ниже 2000 руб. в мес. Можно сопоставить шансы на попадание на ту или иную программу профессионального образования.
45% учащихся выпускных классов занимается на платных курсах (средняя стоимость 700-1200 руб. в месяц), 20% - одновременно с репетиторами. 80% россиян, имеющих детей 13-20 лет, считают, что сегодня нельзя поступить в вуз без значительных материальных затрат. 62% готовы пойти на значительные материальные затраты ради того, чтобы дети получили высшее образование.

Суммарные затраты семей на поступление детей в вузы - 900 млн. долл. Около половины этих денег можно считать <серыми>, каким-либо образом связанными с <оплатой прохода>. Половина может быть отнесена на приобретение недостающих знаний.
Очень большая доля <платы за вход> сосредоточена в Москве (до половины!) и других крупнейших городах.
60% опрошенных преподавателей вузов отметили, что между их вузом и школами существуют договора, которые помогают (51%) поступить в вуз.

САЙТ "ШКОЛЬНАЯ РЕФОРМА"