Financial Times Российская школа в рейтинге
Старт в России. Международная программа MBA в сфере предметов роскоши и индустрии моды
Международный стандарт МВА. Российский и американский MBA через интернет. 2 года. Поддержка продвижения карьеры и бизнеса слушателей. Зарегистрировавшимся с сайта curator.ru скидка 10% на всю стоимость обучения.
Реклама на сайте
Впервые вузы США выкладывают все лекции в интернет
Что правильнее и перспективнее – сделать образование, в первую очередь, дистанционное, платным и закрытым, или же открыть доступ к нему всем желающим? И какую пользу сулят некоммерческие онлайновые проекты? Руководство, преподаватели и студенты вузов по всему миру уже могут совершенно бесплатно пользоваться первоклассными лекциями одного из ведущих технических вузов мира - Массачусетского технологического института (MIT). По-видимому, это только начало, и всем нам еще предстоит ощутить масштабные последствия инициативы MIT. |
Онлайновое высшее образование - в свободном доступе или за семью замками? Эти вопросы давно будоражат не только компьютерную отрасль, где сторонники бесплатных программ и отрытого кода ведут бесконечную борьбу с компьютерными компаниями, берущими плату не только за новые программы, но и за любое сколь либо существенное их обновление. Не оставляют равнодушными эти вопросы и многочисленных любителей музыки во всем мире. Они жаждут, вопреки намерениям звукозаписывающих фирм, первыми стать обладателями файла с песней любимого исполнителя еще до того, как диск с его последним хитом поступит на прилавки магазинов в Нью-Йорке, Лондоне или Москве. По мере развития интернета, эта дилемма постепенно овладевает умами и чувствами студентов и руководителей вузов всего мира. Россиянам, где число активных пользователей еще не столь велико, еще предстоит ощутить последствия инициативы, выдвинутой Массачусетским технологическим институтом (MIT).
Для российских вузов, бесконечно испытывающих нехватку средств на самое необходимое, ответы на эти вопросы кажутся очевидными. Они с радостью используют любую возможность улучшить свое финансовое положение, как за счет студентов платных отделений, так и за счет дистанционных компьютерных курсов. Скорее всего, они еще долго не изменят своим «традициям» и предпочтут не взваливать на свои плечи проекты, не сулящие никаких материальных выгод. Даже флагманы отечественного образования, известные столичные университеты и ведущие технические вузы России, очень далеки от подобных шагов навстречу экономике знаний.
Инициатива MIT, проблемы и перспективы, которые стоят перед ведущими американскими университетами, заслуживают тщательного анализа и, возможно, потребуют действий со стороны руководителей других всемирно известных вузов, в том числе и отечественных.
В Массачусетсе начинают и выигрывают?
Все началось с того, что в 2000 г. руководство MIT решило выяснить, как можно заработать деньги на рынке дистанционного образования. Приглашенные эксперты провели маркетинговое исследование и пришли к выводу, что инициатива запоздала.
Выяснилось, что на рынке дистанционного образования уже активно работают десятки крупных и мелких американских вузов и частных компаний. Попытка играть на их поле была бы низкорентабельной. И тогда президент университета Чарльз Вест (Charles Vest) выступил с неслыханной инициативой - он предложил бесплатно выложить на интернет-сайте института курсы, которые читают знаменитые профессора престижного учебного заведения США, широко известного по всему миру. Такое решение вызвало в самом институте серьезную полемику. С одной стороны, могли пострадать интересы преподавателей. Они должны были пожертвовать своей интеллектуальной собственностью и потерять часть возможных прибылей от своих учебников. С другой стороны, и сам вуз рисковал недосчитаться новых студентов, часть из которых, возможно, могла потерять интерес к поступлению в MIT, благодаря бесплатным онлайновым курсами в интернете.
И все же Чарльзу Весту удалось преодолеть сопротивление скептиков. Аргументы президента университета звучали так: «Мы открываем доступ не к диплому нашего вуза, который обеспечивается всей инфраструктурой нашего образовательного процесса, а выкладываем в Сеть лишь базовые материалы. Для получения настоящего образования необходимо взаимодействие с преподавателями. Кроме того, я уверен, что, прорубив окно в виртуальный мир, мы покажем, как хорошо умеют учить в MIT, и тем самым привлечем новых студентов». Он смог заручиться поддержкой фонда Эндрю Меллона (Andrew W.Mellon Foundation) и фонда Уильяма и Флоры Хьюлетт (William and Flora Hewlett Foundation). Оба фонда на осуществление инициативы Чарльза Веста выделили первые $11 млн.
Весь проект может обойтись в $100 млн.
На первом этапе на сайте появилось около ста курсов. В сентябре этого года их число приблизится к 500. А к 2007 году в открытом доступе должны появиться практически все курсы, которые предлагает институт своим студентам. Ознакомиться с нынешним состоянием проекта можно здесь. Конечно, осуществление такой масштабной инициативы не могло не породить ряд трудностей.
Во-первых, многие курсы необходимо было кардинально пересмотреть и адаптировать к более широкой аудитории, сильно отличающейся от той весьма подготовленной группы студентов, с которой работают преподаватели MIT.
Во-вторых, перенос любого «бумажного» курса в электронный формат - процесс достаточно трудоемкий и продолжительный. Необходимо не просто отсканировать тексты лекций, но и снабдить их интерактивными ссылками, инструментарием, заданиями, а во многих случаях - видеоматериалами.
В-третьих, возникает проблема авторских прав на тот материал, который включен в тексты лекций. И если для преподавателей технических и точных дисциплин это представляет меньшую проблему, то курсы по общественным и гуманитарным дисциплинам содержат ссылки на многих авторов, согласием которых на публикацию необходимо заручиться.
В-четвертых, интернет-сервера MIT не в состоянии обслужить постоянно растущее число запросов пользователей, и поэтому информация дублируется более чем на 200 вспомогательных серверах в системе Akamai. Все это автоматически ведет к росту затрат. По некоторым оценкам, весь проект может обойтись институту в $100 млн. Такие затраты вряд ли по силам многим вузам, в том числе и американским.
Могут возникнуть и морально-этические проблемы. Например, если курс того или иного автора покажется аудитории интернета недостаточно грамотным и интересным, это может нанести удар престижу как самого вуза, так и автора данного курса. В общем, проблем оказалось больше чем достаточно.
Сеть голосует «за»!
Столь существенные и бескорыстные усилия более чем позитивно оценило мировое сообщество. В первую очередь - это интернет-пользователи и те, кто испытывает острую потребность в повышении своей квалификации и уровня знаний по предложенным курсам. Уже в первый месяц на сайт проекта пришло около 315 тыс. посетителей. С тех пор трафик постоянно растет. При этом около 40% посетителей приходится на зарубежные страны.
Страны-лидеры по числу
посещений сайта проекта
(за период с 30 апреля по 30 июня
2003 г.)
Страна | Количество посещений | |
1 | Канада | 3886197 |
2 | Германия | 3576071 |
3 | Бразилия | 3170362 |
4 | Южная Корея | 3254259 |
5 | Франция | 3012102 |
6 | Япония | 3095913 |
7 | Велиборитания | 3099713 |
8 | Китай | 2563446 |
9 | Индия | 2512267 |
10 | Австралия | 1372052 |
Несомненно, существует проблема понимания англоязычного контента иностранцами. Поэтому, например, мадридский университетский консорциум Universia обратился к руководству MIT с предложением о переводе материалов курса на испанский и португальский языки. По взаимной договоренности уже в сентябре этого года первые 25 курсов появятся в соответствующем переводе. С аналогичными просьбами к вузу уже обратились представители арабских стран, Украины, Монголии и т.д.
Главная проблема и перспективы онлайнового обучения
Однако, проблема перевода, по мнению авторов проекта, - отнюдь не самое главное. Как подчеркивал президент университета, для обеспечения настоящего образовательного процесса необходимо не просто иметь доступ к материалам сайта, но и обеспечить взаимодействие учащихся с преподавателями или специалистами, которые помогут им лучше понять и освоить материал. Сам университет не в состоянии обеспечить такой уровень поддержки. Поэтому эта задача фактически отдана на откуп мировой научной и интернет-общественности.
Существует несколько вариантов того, как специалисты на местах могут заменить собой преподавателей MIT. Во-первых, местные специалисты могут использовать материалы курсов в качестве основы своих собственных курсов, имея, однако, лучшую возможность более детально и углубленно освещать на свои занятиях самые сложные темы. Кроме того, они могут проводить как реальные, так и виртуальные консультации для местных студентов, желающих лучше разобраться в материале. Существует возможность и создания вспомогательных компьютерных курсов, имеющих аналогичную цель. Например, к курсу лекций американского университета по математике или физике можно разработать лабораторные работы для закрепления основного материала.
Во-вторых, местные специалисты могут реконструировать и адаптировать определенные курсы, сокращая, например, их уровень сложности и делая доступными для школьников. Например, курс Факультета сравнительных исследований в области коммуникаций (Comparative Media Studies Media) на тему «Массовые коммуникации, образование и рынок» (Media, Education and the Marketplace) вполне можно приспособить для обучения старшеклассников общеобразовательных школ.
В-третьих, существует возможность институционального сотрудничества между вузами разных стран. В то же время, руководство MIT сразу же заявило, что они никогда не будут выдавать свои дипломы студентам, обучающимся в онлайне. Однако, другие университеты вполне могут взять на себя эту функцию, заключив с MIT соответствующие соглашения.
Несомненно, найдутся и другие варианты использования контента, который предложил MIT, а в ближайшее время, скорее всего, будет предложен и другими ведущими американскими вузами, которые по тем или иным соображениям последуют его примеру.
Какой урок из этого следует извлечь российской высшей школе? Во-первых, ведущие российские вузы, такие, как МГУ или МВТУ им. Баумана, возможно, могли бы использовать такую модель в работе с провинциальными институтами, а также с иногородними пользователями в целом. Во-вторых, и это самое простое, – необходимо использовать контент, предложенный ведущими американскими профессорами, для улучшения качества образования в наших университетах. Знакомство со стандартами американского образования и материалом курсов западных университетов повысит уровень подготовки наших студентов и сделает их более конкурентоспособными на мировом рынке специалистов глобализированного мирового сообщества. По материалам Learningcircuits.org, Wired.com, Chronicle.com
Александр Абашкин / CNews.ru
10 наиболее популярных курсов MIT, из числа доступных on-line
1. Philosophy 24.00 Problems of Philosophy.
2. Electrical Engineering and Computer Science 6.170: Laboratory in Software Engineering.
3. Electrical Engineering and Computer Science 6.071: Introduction to electronics.
4. Earth, Atmospheric and Planetary Sciences 12.409: Hands on Astronomy: Observing stars and planets.
5. Mathematics 18.06: Linear Algebra.
6. Mathematics 18.013A: Calculus and Applications.
7. Nuclear Engineering 22.00J: Introduction to modeling and simulation.
8. Physics 8.02: Electricity and Magnetism.
9. Electrical Engineering and Computer Science 6.281J: Logistical and transportation Planning Methods.
10. Management 15.810: Introduction to Marketing.
Мировое бизнес-сообщество уже пришло к пониманию, что успешное ведение бизнеса невозможно без привлечения квалифицированного персонала. Учебные программы в области менеджмента и управления проектами становятся приоритетным направлением специализированного бизнес-образования как во всем мире, так и на российском рынке.