Financial Times Российская школа в рейтинге
Старт в России. Международная программа MBA в сфере предметов роскоши и индустрии моды
Международный стандарт МВА. Российский и американский MBA через интернет. 2 года. Поддержка продвижения карьеры и бизнеса слушателей. Зарегистрировавшимся с сайта curator.ru скидка 10% на всю стоимость обучения.
Реклама на сайте
Онлайновое обучение вытесняет вузовские программы
Необходимость настройки на «взрослых студентов»
Повзрослевшие студенты лучше понимают, какие именно программы и курсы им нужны, и зачастую владеют практическим опытом, помогающим лучше и быстрее понять теоретические постулаты. Вместе с тем, они более критически относятся к содержанию программ обучения и хотят заранее знать, зачем в них включены те или иные темы или предметы. Традиционная форма подачи информации в виде лекций для них менее приемлема. Они предпочитают интерактивные, нелинейные формы изложения материала и более ответственно относятся к самостоятельной работе.
Для них не столь важно количество «аудиторных часов», заявленных авторами курса, сколько те конкретные знания, которые помогут им в их дальнейшей работе. Поэтому и получение дипломов для них не является самоцелью. Вместо диплома многие из них предпочитают получить «сертификат», подтверждающий знание ими конкретных дисциплин и методик. В связи с этим, особое значение приобретают достоверность и качество знаний, которые предлагают те или иные дистанционные программы. Как отмечает С. Данн, говоря об этом сегменте американского рынка, профессиональные организации, корпорации и правительственные структуры США должны будут создать независимые органы аккредитации и контроля, которые смогут подтвердить соответствие программ профессиональным стандартам и валидность выданного ими диплома или сертификата.
В свете подобных тенденций, если в России руки у правительства еще долго до этого не дойдут, то корпорации и организации HR-менеджеров, по-видимому, сами начнут формирование подобной системы аккредитации.
Еще одной тенденцией дистанционного образования является стирание формальных границ между средней школой, колледжем и пост-университетским образованием. Раньше определенная дисциплина, входящая, например, в курс программы делового администрирования, могла преподаваться только на пост-университетском уровне. Теперь независимая тренинг-компания может с успехом преподавать ее всем студентам, в том числе не имеющим диплома.
Важным фактором, влияющим на характер образования, остается развитие технологий. К 2005 году, по оценке М. Дж. Ситрона и О. Дэвью, почти 100% жителей городов США будут компьютерно грамотными. Это неизбежно влияет на образовательные процессы. Учащиеся дистанционных программ могут легко пользоваться электронной почтой, форумами, чатами, онлайновыми тестами и прочим сетевым инструментарием. Все эти механизмы должны обязательно учитывать программы дистанционного образования. Более того, растущая пропускная способность сетей делает не только актуальным, но и необходимым использование игровых и имитационных методик, а также видеоматериалов и видеоконференций.
Дистанционное образование в мире и в России
Не секрет, что американская экономика переживает не лучшие времена. Вашингтонский «Центр бюджетных и политических приоритетов» подсчитал, что совокупный бюджетный дефицит всех 50 американских штатов в 2004 году составит $85 млрд. Поэтому у государственных вузов, впрочем, как и у большинства частных, не будет достаточно средств для развития своих кампусов и увеличения численности студентов.
Многие американские колледжи, в свете сказанного выше, все чаще задумываются о переносе части своих программ в интернет. Аналитики предсказывают, что «половина всех вузовских программ скоро будет доступна в онлайне». Вместе с тем, мобильность американской рабочей силы чрезвычайно велика. По данным министерства труда США, около 40% работающих американцев меняют работу ежегодно! Естественно, потребность в обучении, переобучении, повышении квалификации является краеугольным камнем всего рынка труда. Это хорошо понимают ведущие американские корпорации: 85% из числа компаний, входящих в список журнала Fortune, выделяют средства на оплату переподготовки своих сотрудников.
Необходимость проведения аналогичной политики понимают и ведущие российские бизнесмены. Не случайно глава «Северсталь-групп» Алексей Мордашов считает «самыми эффективными инвестициями - капиталовложения в «человеческий капитал». Его компания реализует одну из крупнейших среди российских программ обучения руководителей высшего звена по курсу МВА. Вероятно, и другие лидеры российской экономики скоро последуют этому примеру.
Одновременно, как российским вузам, так и тренинговым фирмам, надо серьезно проанализировать свои перспективные планы, в частности, активизировать работу по развитию всех видов дистанционного образования. Так, по прогнозам аналитиков, к 2018 году компьютеры, смогут «осуществлять перевод с других языков в режиме реального времени с качеством, достаточным для правильного понимания и организации эффективного взаимодействия». Это окончательно сделает рынок образования глобальным. Тогда у работников наших предприятий, в том числе и провинциальных, появится возможность получить экономическое образование в любом университете мира.
Сейчас уже многие российские компании начинают разработку собственных систем дистанционного обучения, внедрение которых – по опыту большинства - позволяет сократить расходы на образование и оптимизировать процесс повышения квалификации персонала. Однако, несмотря на активное развитие информационных технологий и появление все более мощных платформ поддержки систем дистанционного образования, темпы развития российского онлайнового обучения несопоставимы с западными. Российские разработчики систем дистанционного образования не всегда могут в полной мере учесть все закономерности процесса обучения, в связи с чем используют не совсем корректные модели. Характерно и то, что наиболее удачные решения в области онлайнового обучения редко бывают масштабируемыми.
Безусловно, развитие дистанционного обучения в системе российского образования будет продолжаться и, вполне вероятно, в ближайшие годы существенно активизируется. Несмотря на существующие проблемы, реальная экономия средств вузов и корпораций здесь очевидна. Правда, по утверждениям самих игроков рынка, широкое распространение дистанционное образование получит только тогда, когда в России появятся соответствующие технические возможности, хорошие телекоммуникационные каналы — в первую очередь, в провинции, на которую изначально был рассчитан этот вариант обучения.
Пока же российские компании, в полной мере осознающие необходимость поддерживать уровень квалификации сотрудников адекватно уровню развития современных технологий, вынуждены пользоваться услугами учебных центров, проводящих регулярные аудиторные занятия. Приоритетные направления развития бизнес-образования в России – это курсы по менеджменту, тренинги по специализированному ПО (например, MS Project), технологиям процессного управления предприятием, использованию ERP-систем. В настоящее время по исходным учебным программам планируется разрабатывать и запускать онлайновые курсы, однако специалисты пока не прогнозируют для них большой доли рынка образовательных услуг.
Александр Абашкин / CNews.ru