Financial Times Российская школа в рейтинге
Старт в России. Международная программа MBA в сфере предметов роскоши и индустрии моды
Международный стандарт МВА. Российский и американский MBA через интернет. 2 года. Поддержка продвижения карьеры и бизнеса слушателей. Зарегистрировавшимся с сайта curator.ru скидка 10% на всю стоимость обучения.
Реклама на сайте
Новые технологии. Электронные ресурсы для средней школы
В российском образовании
компьютеры сегодня стали вполне
привычным явлением, и их
используют не только и не столько
для обучения информатике. Учителя
практически всех дисциплин могут
применять компьютерные
технологии на уроках, а ученики –
для самостоятельного изучения
предметов школьной программы. В
помощь педагогам и детям
создаются электронные
образовательные ресурсы,
размещенные в Интернете, на CD
дисках и на магнитных носителях. О
специфике электронных
образовательных ресурсов и об их
использовании в российских
школах размышляет директор
образовательных программ
Федерации Интернет Образования (ФИО),
директор Московского центра
Интернет-образования, кандидат
технических наук Светлана
Авдеева.
- Светлана Михайловна, для чего
школьникам нужен компьютер?
- Когда в середине 80-х годов
начались поставки компьютеров в
школы, считалось, что они нужны
только для обучения
программированию на уроках
информатики. Но очень скоро стало
ясно, что бессмысленно обучать
этому всех подряд. Ведь далеко не
все школьники собираются стать
программистами; даже во многих
технических вузах
программирование не изучают. В
современной школе компьютер
необходим для того, чтобы
приобщать детей к информационной
культуре. Они должны уметь
пользоваться программными
продуктами и с их помощью
облегчать себе жизнь. Сегодня
компьютер в школе немыслим без
электронных образовательных
ресурсов. Учитель, использующий
их на уроках, работает намного
эффективнее, а ученик - гораздо
более успешно учится.
- Что представляет собой
электронный образовательный
ресурс?
- Это CD или сайты в Интернете, с
помощью которых можно улучшить
качество учебного процесса.
Разумеется, ресурсы в Интернете
должны быть более «легкими»,
чтобы пользователь мог без труда
их «скачать», а на CD размещаются
большие мультимедийные ресурсы.
На сегодня значительная часть
электронных продуктов, созданных
в России, имеют четко выраженную
образовательную специфику.
Добавьте к ним несколько сотен
тысяч ресурсов общекультурного
характера, которыми также
помогают в учебном процессе по
различным предметам, - например,
сайты или диски музеев для
занятий по мировой
художественной культуре.
- Как можно классифицировать
образовательные ресурсы с точки
зрения их содержания?
- Ресурсы бывают двух
разновидностей. Первая – это
курсы-репетиторы. Они
представляют собой программы,
позволяющие ребенку
самостоятельно получить знания,
которые он по тем или иным
причинам не получил от учителя в
школе. Допустим, педагог долго
болел, или на предмет выделено
мало часов, или для закрепления
материала необходимы
дополнительные занятия. Грамотно
составленный курс-репетитор
отвечает на все вопросы,
возникающие у ребенка. Но для
работы с такой программой
необходима очень большая
самоорганизация ребенка,
нацеленность на получение
образования, на успех в жизни и т.д.
Таких детей, к сожалению, не более
десяти процентов. А у большинства
нет потребности получать
системные знания самостоятельно,
так что им обязательно нужен
учитель.
Поэтому вторая разновидность
электронных образовательных
продуктов предназначена для
использования непосредственно в
учебном процессе. Их можно
встраивать в урок или в любой
проект, который выполняется
детьми под руководством
взрослого. Такие ресурсы помогают
учителю создать у детей мотивацию
к обучению, сделать учебный
процесс ярче, интереснее,
доступнее.
- Может ли учитель встраивать
курсы-репетиторы в учебный
процесс?
- Это довольно сложно, потому что
каждый курс представляет собой
единое целое. Если учителю нужно
продемонстрировать ученикам один
фрагмент в ходе урока, он потеряет
слишком много времени на то, чтобы
пролистать часть курса и найти
этот фрагмент.
- Какие фирмы выпускают CD для
использования в системе
образования?
- Фирм довольно много, из них около
десяти ведущих – это, к примеру, «1С»,
«Кирилл и Мефодий», «Просвещение-медиа»,
«Новый диск». Они заинтересованы
в сбыте и поэтому каждый год
совершенствуют свои
образовательные продукты.
- Смысл использования
компьютера на уроке сводится к
тому, что с его помощью учитель
демонстрирует ученикам материал,
который невозможно нарисовать на
доске или найти в учебниках?
- Конечно, но не только. Например,
моделирование физических и
химических процессов, объемные
карты исторических сражений,
подробные снимки поверхности
Земли из космоса. Все это сделано
с помощью анимации – живое,
изменяющееся, трехмерное. Более 80
процентов информации мы получаем
с помощью зрения. Яркая, красивая
картинка гораздо лучше
запоминается, чем рисунок мелом
на черной доске, так что эффект
обучения с помощью компьютера,
безусловно, больше. Качество
образования несоизмеримо
возрастает, если учитель системно
владеет методикой встраивания
электронных источников в учебный
процесс. Это касается и
объяснения материала, и
организации самостоятельной
работы учащихся с информацией, и
контроля результатов обучения.
Чрезвычайно важно использование
электронных ресурсов в
дополнительном образовании детей
- на факультативах, в предметных
кружках, клубам по интересам и т.п.
- Достаточно ли разработано
электронных продуктов,
предназначенных для
использования на уроках?
- И на электронных носителях, и в
русскоязычном Интернете таких
продуктов довольно много. Не
уверена, что они покрывают все
разделы и темы по всем предметам,
которые дети изучают в школе, но
не это главное. Проблема в том, что
эти источники, как правило, не
систематизированы, для них не
разработано единых стандартов.
Это касается даже тех дисков,
которые производятся по
государственному заказу. Когда на
Федеральном экспертном совете по
электронным учебным пособиям
Министерства образования
рассматривались первые диски,
которые разработчики
предназначали для учителей,
компьютеры не смогли их «прочитать»
и «зависли».
- Компьютеры были не слишком
мощными?
- Дело не в этом, просто драйверы
на представленных CD оказались
несовместимы с операционными
системами компьютеров. Недавно я
проводила экспертизу диска,
представленного на один из
конкурсов Национального фонда
подготовки кадров и также
предназначавшегося для
использования в школах. После
установки этого диска в компьютер
изменились настройки в моей
пользовательской конфигурации. В
школах такая ситуация
недопустима. Это означает, что
всякий раз при установке диска
учителю-предметнику придется
обращаться за помощью к учителю
информатики. Работа с этими
программными продуктами требует
серьезной технической
грамотности, которой учитель-предметник
владеть не обязан.
Для того, чтобы избежать таких
ситуаций, необходимо принять
регламенты, обязательные для всех
разработчиков. Нужно определить,
к примеру, какие разновидности
экранов можно использовать, где
располагаются основные кнопки,
что представляет собой главное
меню, как выйти из программы и
войти в область тестирования.
Специалисту, который
обеспечивает консультирование
учителей-предметников в школе –
это, как правило, учитель
информатики – было бы гораздо
проще работать. Компьютеры бы
реже ломались, а ресурсы были бы в
полной мере востребованы
учителями.
- А в Министерстве образования,
которое дает разрешение
использовать диски в школах, эти
проблемы понимают?
- Сегодня их понимают все. Но
прежде, чем утверждать единый
регламент, необходимо провести
общественное обсуждение, в
котором могли бы принять участие
учителя-практики, специалисты
фирм-разработчиков, независимые
эксперты. Все они заинтересованы
в том, чтобы разрабатываемые
образовательные ресурсы были
качественными, чтобы они были
востребованы в школах и служили
тем целям, ради которых их создают.
- А школы готовы к тому, чтобы в
полной мере использовать эти
ресурсы? Не только в Москве, но и в
глубинке?
- В прошлом году я была в
Красноярском крае и видела, как
используются информационные
технологии в сельских школах. Я
пришла к выводу, что
эффективность использования
электронных продуктов в школе
зависит от конкретных личностей
– директора, учителя.
В одной из школ я общалась с
директором – энтузиастом всего
нового. Летом, во время каникул, он
разрешал детям заниматься в
компьютерном классе. Ребенок мог
играть в компьютерные игры в
течение двадцати минут с тем
условием, что затем в течение
сорока минут он работает с курсом-репетитором.
Компьютеры в эту школу поступали
по разным каналам: три - в рамках
федеральной программы
компьютеризации сельских школ в
2001 году, два подарили родители,
два купил районный отдел
образования.
- Кстати, в рамках федеральной
программы компьютеризации
сельских школ вместе с
компьютерами поставлялся
комплект CD с образовательными
программами. Кто их разрабатывал?
- О централизованной разработке
дисков в то время не было речи. В
школы попали те диски, которые
победили в конкурсе Министерства
образования. Нельзя сказать, что
все они оказались удачными, но,
несомненно, они были хорошим
дополнением к «железу».
Хотя, к примеру, в Великобритании
не существует централизованных
поставок в школы электронных
образовательных продуктов. В свое
время англичане потратили немало
государственных средств на
информатизацию, а сейчас каждая
школа имеет определенный бюджет
на закупку ресурсов. На совете
школы принимается решение, какие
диски приобретать. Наверное,
российское Министерство
образования не может дать школам
такую свободу, поскольку нет
гарантии, что деньги будут
потрачены именно на диски, а не на
текущий ремонт или другие
неотложные нужды.
- Как вы оцениваете
образовательные ресурсы,
размещенные сегодня в Рунете и
предназначенные для учеников и
учителей?
- Создано много хороших
образовательных порталов,
которые поддерживаются фирмами-разработчиками,
размещающими там рекламную
информацию о своих продуктах. Но,
помимо рекламы, на порталах много
полезной информации. Например, на
портале www.college.ru можно получить
материалы и пройти тестирование
по многим предметам школьной
программы. На портале «Виртуальная
школа» www.vschool.ru предложены
варианты использования тех или
иных ресурсов на уроке, есть
усеченные - «легкие» - версии,
которые можно скачать с помощью
модема. На Российском
общеобразовательном портале
www.school.edu.ru постоянно
увеличивается количество
аннотированных ссылок на
образовательные ресурсы в сети.
На протяжении более двух лет
Федерация Интернет Образования
поддерживает портал «Сетевые
объединения методистов» (СОМ)
www.som.fio.ru. На этом портале учителям,
преподающим основные предметы
базисного учебного плана,
предложен набор электронных
ресурсов, которые могут быть им
полезны при проведении уроков,
проектов, факультативов.
Преимущество портала в том, что с
его помощью учитель может быстро
найти нужный ресурс. Ведь обычно
приходится тратить на поиск очень
много времени. На те ресурсы,
которые невозможно найти на
портале, учитель может оставить
заказ, и ему пришлют ссылки по
электронной почте.
Одна из задач СОМа – формирование
сетевого профессионального
педагогического сообщества. Это
вообще глобальная задача, которую
решает Интернет в любой
профессиональной сфере. Через
Всемирную сеть возможен обмен
достижениями – в частности,
тиражирование удачного опыта
конкретной школы.
- Какое количество ссылок
содержит СОМ?
- Более восьми тысяч. Вообще успех
этого портала в первую очередь
обусловлен правильной
систематизацией, каталогизацией
и общими описаниями ресурсов. Это
аналог каталога большой
библиотеки, в котором для каждой
книги есть карточка с описанием. К
сожалению, правила для
составления таких «электронных
карточек» у каждого
образовательного портала свои. А
если бы в Интернете существовали
единые правила для описания
образовательных ресурсов, их было
бы проще систематизировать и
давать перекрестные ссылки.
- Что делает Федерация Интернет
Образования для того, чтобы
электронные образовательные
ресурсы более эффективно
использовались в учебном
процессе?
- Как показывает практика,
недостаточно просто завезти в
школу компьютеры и вручить
учителям CD. Поэтому, организуя
занятия для учителей в наших
центрах, мы не просто учим их
компьютерной грамотности. Наша
главная задача – научить их
встраивать материал с
образовательных дисков и из
Интернета в учебный процесс. В
каждом нашем центре есть большая
медиатека электронных ресурсов,
обзоры сетевых ресурсов, которые
мы постоянно пополняем. В учебную
программу включены уроки, на
которых учителя знакомятся с
образовательными ресурсами на CD
носителях и в Интернете. Особое
внимание в процессе обучения мы
уделяем образовательным порталам
и сайтам того региона, в котором
наши слушатели живут и работают.
Мы включили в учебную программу
для учителей курсы, посвященные
конструированию учебной
деятельности с использованием
информационных технологий и тех
ресурсов, которые разработаны по
их предметам. Если есть
возможность, мы стараемся
поместить в одну группу учителей
одного предмета или смежных
дисциплин – например, химии и
биологии.
- Недавно вы возглавили рабочую
группу по подготовке проекта «Информатизация
системы образования», который
планируется осуществлять на заем
Всемирного банка. Будут ли
выделяться средства на
разработку электронных
образовательных продуктов в
рамках этого проекта?
- «Информатизация системы
образования» - это наиболее
комплексный проект, который на
сегодняшний день разработан в
сфере информатизации школы. В нем
учтены все аспекты этого процесса
– поставка техники, разработка
ресурсов и подготовка кадров,
которые смогут работать на этой
технике с использованием этих
ресурсов.
Начать проект планируется именно
с ресурсов, которые планируется
выпускать на CD и размещать в
Интернете. Мы считаем, что
разработка учебных материалов
нового поколения послужит
толчком для решения кадровой
проблемы. Ведь сначала нужно
создать ресурсы, а потом учить
учителей с ними работать. Речь
идет и о готовых разработках, и об
инструментах, которые помогут
учителю самому создавать ресурсы,
необходимые ему в повседневной
работе. Конечно, этим будут
заниматься не все учителя, а
только наиболее творчески
активные. Их разработки, на мой
взгляд, окажутся особенно ценными
и для коллег, и для учеников.
- С каждым годом появляются
новые образовательные продукты,
да и учителя, наверное, с каждым
годом все лучше владеют
компьютером. Корректирует ли ФИО
в связи с этим свои учебные
программы?
- Конечно. В марте этого года,
после двухлетнего опыта работы
наших центров, мы существенно
скорректировали наши программы
обучения, так как появились новые
источники, новые методики,
обеспечивающие их встраивание в
учебный процесс. Кстати,
постепенно в наших центрах
изменяется понятие
информационной грамотности. Если
два года назад мы были счастливы,
когда к нам приходили учителя со
знанием клавиатуры, то сейчас
большинство наших слушателей к
началу занятий уже умеют записать
информацию, создать файл, набрать
текст в редакторе Word. Некоторые
имеют опыт работы с дисками. Таким
учителям нужен не ликбез, а
общение с более опытными
коллегами и советы
преподавателей о том, как можно
совершенствовать учебный процесс
с помощью электронных ресурсов.
Беседовал
Евгений
Скворцов
Элитное образование