Financial Times Российская школа в рейтинге
Старт в России. Международная программа MBA в сфере предметов роскоши и индустрии моды
Международный стандарт МВА. Российский и американский MBA через интернет. 2 года. Поддержка продвижения карьеры и бизнеса слушателей. Зарегистрировавшимся с сайта curator.ru скидка 10% на всю стоимость обучения.
Реклама на сайте
В России от второго образования глупеют
Рынок второго высшего образования полностью предоставлен сам себе и никем не регулируется. В результате население выбрасывает деньги на ветер, получая никому не нужные дипломы и не приобретая стоящих знаний
Российские социологи отмечают рост потребности среди населения во втором высшем образовании. Однако рост этого рынка сильно ограничен материальными возможностями наших граждан. Тем не менее стремление к успеху пытаются эксплуатировать самые разные компании, предлагая различные курсы дополнительного образования по сходной цене. Население клюет на такие предложения, платит деньги и получает диплом, который потом нигде не пригодится. Несмотря на то что Минобразования обязано следить за этим рынком, в реальности все пущено на самотек, рынок предоставлен сам себе. Это вызывает падение доверия к дополнительному и второму высшему образованию. В кадровых агентствах внимания на такие дипломы и сертификаты вообще не обращают, предпочитая оценивать профессиональные навыки кандидата самостоятельно.
По мнению ведущего эксперта Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Игоря Полякова, интерес ко второму высшему образованию обусловлен национальными особенностями наших соотечественников. «Первое высшее образование рассматривается как разовый пропуск в высшие слои общества, - сказал Игорь Поляков RBC daily. – И лишь второе служит непосредственно для получения профессии, по которой человек будет работать в дальнейшем». В середине 90-х наибольшим спросом, как известно, пользовались экономические и юридические специальности, именно за получение такой профессии люди были готовы платить деньги (в настоящий момент бесплатно можно получить только первое высшее образование, второе приобретается на платной основе – прим. RBC daily). Сейчас, по наблюдениям социологов, акцент несколько сместился в сторону инженерных и медицинских специальностей. Впрочем, рынок второго высшего образования развивается пока не очень бурно. Это связано с целым рядом ограничений, в первую очередь материального порядка. «Первое образование, как правило, оплачивают родители, - говорит Игорь Поляков. – Причем они копят деньги на обучение своего ребенка годами. На второе образование у родителей денег уже не хватает, и «студент» должен оплачивать его самостоятельно. Но абсолютное большинство населения пока не заработало на оплату дополнительного образования. Это серьезно сдерживает развитие рынка». Еще одним сдерживающим фактором, по словам г-на Полякова, является чрезмерная замкнутость учебных заведений в рамках одного региона. Социологические исследования, проведенные в крупных городах, показали, что в вузах, как правило, учатся либо жители этого же города, либо его окрестностей. Лидерство по замкнутости уверенно держит Москва.
Тем не менее, согласно социологическим опросам, 90% населения признает ценность дополнительного образования и хотело бы его получить, поскольку считает, что оно станет залогом материального благополучия и успеха в будущем. Это стремление к успеху с удовольствием эксплуатируют участники рынка, предлагающие массу различных недорогих курсов, обещающих за несколько месяцев и за небольшое вознаграждение сделать из своего слушателя крупного специалиста в том или ином вопросе. «Зачастую люди, вкладывающие деньги в получение второго высшего образования, делают бросовые вложения, отправляясь на учебу в никому не известные заведения, - говорит Игорь Поляков. – Как правило, они потом вынуждены учиться еще раз, получая третье образование. Этому способствует большое количество курсов и школ, открывающихся якобы при институтах». Главная слабость подобных школ – в преподавательском составе. «Для того чтобы не выбросить деньги на ветер, необходимо очень тщательно изучить преподавательский состав курсов или учебного заведения, - сказала RBC daily директор рекрутинговой компании A-class Recrutment Елена Булкина. – Абсолютно все заявляют, что у них преподают специалисты из того или иного университета. Если они из МГУ или другого известного и авторитетного вуза, тогда действительно можно получить качественное образование. Но дело в том, что у нас существует огромное количество преподавателей, которые числятся одновременно в нескольких вузах ини в одном из них не зарекомендовали себя хорошо. Получить какие-то знания от таких преподавателей крайне проблематично». А именно качество полученных знаний принципиально для получающего второе высшее образование специалиста. По мнению Елены Булкиной, можно избежать ошибки, если заблаговременно побеседовать с выпускниками заведения и собрать информацию о преподавателях.
Еще одна особенность современного рынка курсов повышения квалификации состоит в том, что он ориентирован не на частного, а корпоративного клиента. Это тоже связано с финансовыми ограничениями населения: как правило, за курсы в России платит работодатель. Он же и выбирает, где и чему будет учиться сотрудник. «В США люди сами выбирают себе тренинги и курсы, исходя из своих карьерных устремлений и целей, - сказала RBC daily маркетолог Учебного центра «Финансовый дом» Марина Трифонова. – У нас такие люди тоже начинают появляться, но их процент крайне мал. К тому же большинство этих людей составляют руководители компаний. Остальные просто не готовы платить по 300 долларов за день занятий». Наиболее популярны, по словам Марины Трифоновой, курсы для сейлз-менеджеров. «Около полугода назад был настоящий бум на этом рынке, - сказала она RBC daily. – В день регистрировалось по десять компаний. Качество их услуг, естественно, было невысоко. Впрочем, сейчас они практически все исчезли». По мнению Елены Булкиной, самый яркий пример вытягивания денег из населения под видом предоставления образовательных услуг представляют собой курсы компьютерной грамоты. «Во-первых, очень трудно угадать, знакомство с какой программой действительно окажется необходимым, - говорит г-жа Булкина. – Во-вторых, сейчас компьютерный интерфейс настолько прост, что его вполне можно освоить дома. Платить кому-то деньги за это нет никакой необходимости».
Впрочем, пока в России сертификаты и свидетельства об окончании каких-либо курсов особого значения не имеют. По словам Елены Булкиной, ни одно кадровое агентство не будет воспринимать всерьез диплом каких-либо курсов повышения квалификации или неизвестной школы, в которой получен второй диплом, без собственной оценки навыков кандидата. Единственное исключение составляют топ-менеджеры, но и в этом случае наличие дополнительного диплома особого значения не имеет. Такое положение дел обусловлено отсутствием доверия к подобным учебным заведениям со стороны рынка. А этому, в свою очередь, способствует тот факт, что за рынком второго образования никто не следит. «Минобразования вообще-то обязано следить за тем, что происходит на рынке образовательных услуг, - говорит Игорь Поляков. – Примеров применения санкций к недобросовестным учебным заведениям крайне мало. Из этого можно сделать вывод, что за этим рынком просто никто не следит. Идет некое попустительство». Фактически рынок предоставлен сам себе и сам себя и регулирует. В частности, по словам Елены Булкиной, самый цивилизованный сектор – различные бухгалтерские курсы. Этому учат давно, рынок сформировался и самостоятельно отсеял не только шарлатанов, но и слабых игроков. Люди-то думают, куда идут учиться и что хотят в результате получить.
RBC