Financial Times Российская школа в рейтинге
Старт в России. Международная программа MBA в сфере предметов роскоши и индустрии моды
Международный стандарт МВА. Российский и американский MBA через интернет. 2 года. Поддержка продвижения карьеры и бизнеса слушателей. Зарегистрировавшимся с сайта curator.ru скидка 10% на всю стоимость обучения.
Реклама на сайте
Как меняют работу после MBA
Работа. Важный плюс бизнес-школ – возможность увеличить свой социальный капитал за счет новых связей. И топ-менеджеры, которые частенько проводят лекции, и бывший «сосед по парте» могут стать работодателями.
Получить философское или юридическое образование «для души» – частое
явление, когда речь идет о втором или третьем «высшем». На программы MBA
чаще всего идут ради карьеры. Получив первый заряд знаний, слушатели не
только чувствуют себя дороже, но и ищут применения новым инструментам
управления. Они уже видят себя обладателями престижного звания и
связанных с ним знаний и умений. Хотя возможностей для получения более
высокой должности у них больше как будто бы и не стало: даже такого
аргумента, как диплом, еще нет.
И все же, по оценке Анны Денисовой, директора Института делового
администрирования и бизнеса (ИДАБ) Финансовой академии, порядка 30%
слушателей меняют место работы еще в период обучения. «Это связано с
двумя факторами. Во-первых, изначально приход ряда слушателей на
программу МВА обусловлен потребностью сменить прежнее место работы на
новое. Во-вторых, в процессе обучения завязываются новые деловые
контакты, которые повышают профессиональную мобильность слушателей», –
считает Анна Денисова.
Партнерство через парту. И действительно, в процессе
учебы уже появляются новые знакомства. За одной партой зачастую сидят
люди со схожими карьерными интересами, которые смотрят на рынок труда
под разными углами и обладают каждый своей сетью знакомств. Их знания
могут стать ключом к успеху в условиях, когда остальных претендентов
можно опередить, попав на собеседование первым или получив приглашение
от собственника по рекомендации знакомых. Кстати, собственники бизнесов
могут нанимать сотрудников прямо из своего класса.
«Практика показывает: у 10–15% слушателей карьерным изменениям
способствуют деловые контакты, полученные на программах, – делится
наблюдениями Анна Денисова. – Приходя на программу, слушатель попадает в
креативное окружение 50–70 человек, занимающих разные руководящие
позиции в организациях различных сфер экономики или владеющих
собственным бизнесом. Естественно, когда появляется возможность
горизонтальной или тем более вертикальной мобильности, слушатели
используют ее».
«Поступление на программу MBA является осознанным шагом в развитии
карьеры. Соответственно, о смене работы или передвижении по карьерной
лестнице задумываются уже в ходе обучения, – уверена Инесса Цыпкина,
менеджер по обучению и развитию персонала кадровой корпорации Manpower.
– Точной статистики по рынку нет, но мы можем утверждать, что смена
работы для выпускника MBA – явление довольно распространенное. А в
России, как и в других странах, знакомства в бизнесе по-прежнему
являются одним из основных источников получения предложений о работе».
Елизавета Комолова, консультант юридической практики Morgan Hunt,
отмечает, что большинство обладателей степени MBA воспринимают этот
диплом как достижение, требующее повышения в должности или увеличения
заработной платы: «Однако часто этого не происходит, поэтому сотрудники
начинают активно искать другие, более интересные варианты
трудоустройства. Бывает, слушатель идет на программу MBA с четкой целью
получить новую работу, причем не только за счет новых знаний, но в
большей степени благодаря новым знакомствам. Многие выпускники MBA
говорят о том, что установленные в бизнес-школе связи существенно
помогли им в построении карьеры: часто соседи по парте становятся
партнерами в бизнесе».
Форум в офлайне. Примерами делится Наталия Несмеянова,
исполнительный директор Ассоциации выпускников
Высшей школы
менеджмента СПбГУ: «60% успеха обучения на программах МВА и
Executive MBA – расширение круга контактов. В группах – по 35–40
человек, у каждого за плечами огромный опыт. Такие контакты на вес
золота. В процессе учебы слушатели – руководители и собственники – часто
находят партнеров по бизнесу, а из числа студентов и выпускников
бакалавриата и магистратуры подбирают себе сотрудников. Яркий пример:
выпускник МВА-2005 обучил в ВШМ СПбГУ и принял к себе на работу около 50
человек». Для поддержания контактов важны и развлекательные мероприятия
– в ВШМ СПбГУ проводят ежегодное посвящение в выпускники, новогодний
ужин, совместный активный отдых. Это позволяет знакомствам выходить за
круг одной программы, гарантируя включенность выпускников в
бизнес-сообщество.
Еще одной формой рекрутинга внутри школы Анна Денисова называет
проведение круглых столов, разбор бизнес-кейсов, заседаний дискуссионных
клубов, проводимых по тематике заказчика с привлечением всех слушателей
и заинтересованных выпускников.
Для развития профессиональных контактов в ВШМ СПбГУ устраивают форумы,
круглые столы по узкоспециализированным темам. Например, форум
HR-директоров в июне состоится уже в 9-й раз. При этом преподаватели
школы с удовольствием выступают в роли модераторов. Для них это и
встречи с бывшими учениками, и контакт с живым бизнесом. Выпускники,
таким образом, сохраняют связь с академическим миром, обогащают практику
бизнеса современной теорией.
«Ассоциация организует экскурсии на предприятия выпускников –
собственников бизнеса не только для наших студентов и выпускников, но и
для слушателей зарубежных программ МВА школ-партнеров в рамках модулей
Doing business in Russia. На одной из экскурсий на кондитерское
производство выяснилось, что его собственник планирует строительство
нового завода. И сразу нашлись строители, поставщики оборудования и
сырья из числа наших выпускников, – рассказывает Наталия Несмеянова. –
Мы стараемся использовать все возможности для контактов – поздравляем
выпускников с назначениями, достижениями, днями рождения. Люди отвечают,
благодарят, узнают о событиях друг друга и так развивают контакты».
Цель для хедхантеров. Эффективным инструментом для
поиска новых карьерных возможностей является прямая связь с
соответствующими службами. Включение их в процесс дает слушателям
оперативную информацию о состоянии рынка. Так, Manpower проводит
информационные семинары, посвященные вопросам рынка труда, а также
консультации по развитию карьеры. «Мы сотрудничаем, например, с
«Мирбис» и ВШМБ
АНХ и с удовольствием пользуемся возможностью получить доступ к базе
данных их выпускников», – отмечает Инесса Цыпкина.
База контактов выпускников бизнес-школ – лакомый кусок для большинства
«охотников за головами» и агентств, оказывающих услуги executive search.
Но посредников из процесса можно и исключить. «Ассоциация создана в 2001
году и объединяет выпускников всех программ, включая MBA и EMBA. Одним
из важных направлений работы является содействие выпускникам –
собственникам и руководителям компаний в поиске персонала разного
уровня. Мы делаем рассылки о вакансиях, которые можно увидеть и на сайте
Ассоциации. Естественно, при поиске кандидатов на высшие должности
приходится подходить деликатно – необходимо личное общение. Встречаемся,
обсуждаем возможности», – делится опытом Наталия Несмеянова.
Наиболее «бедной» почвой для знакомств являются корпоративные программы
MBA. Новые знакомства здесь редкость, но совместное освоение знаний и
навыков – это лучший teambuilding. В такой ситуации линейный менеджмент
из кадрового резерва, проходящий программу, сможет наладить прямой
контакт с руководством – это дорогого стоит, но переехать на другой
«этаж» в корпоративной иерархии по знакомству досрочно вряд ли удастся.
«В корпоративных структурах карьерный рост и смена места работы
происходят упорядоченно, а получение новых знаний на программах МВА
выступает гарантом успеха», – отмечает Анна Денисова.
Павел Равен
Финанс