Financial Times Российская школа в рейтинге
Старт в России. Международная программа MBA в сфере предметов роскоши и индустрии моды
Международный стандарт МВА. Российский и американский MBA через интернет. 2 года. Поддержка продвижения карьеры и бизнеса слушателей. Зарегистрировавшимся с сайта curator.ru скидка 10% на всю стоимость обучения.
Реклама на сайте
Со следующего учебного года дистанционное образование в России можно будет получить легально
Законопроект о поправках к законам
"Об образовании" и "О высшем
и послевузовском образовании",
регламентирующий дистанционное
обучение в вузах, средних
специальных учебных заведениях и
даже в школе, находится сейчас на
рассмотрении в Госдуме.
Правительство в целом поддерживает
этот документ. Законопроект
предусматривает пункт, согласно
которому обучающиеся в
дистанционной форме будут обладать
правом на получение документов об
образовании наравне с остальными
учащимися данного учреждения.
Однако дистанционное образование
будет только платным, хотя, конечно,
студенту оно обойдется намного
дешевле, чем обучение на платном
отделении вуза в очной форме. На
самом деле эксперимент по внедрению
дистанционных форм получения
образования, прежде всего высшего,
ведется в России с 1997 года.
Начат он был по инициативе
Московского государственного
университета экономики, статистики
и информатики (МЭСИ) и Современного
гуманитарного института (СГИ). В
эксперименте приняли участие и
другие вузы с различными формами
собственности. Вузами - участниками
эксперимента - было создано 588
учебных центров, в них прошли
обучение более 206 тысяч студентов и
слушателей, в эксперименте были
задействованы более 13 тысяч
преподавателей. Ряд руководителей
таких вузов был даже удостоен
премии правительства Российской
Федерации в области образования за
2000 год. Все это позволяет надеяться,
что уже очень скоро дистанционное
образование будет в России
легализовано.
Как же на деле будет происходить
дистанционное обучение? Вузами -
участниками эксперимента были
отработаны различные технологии,
которые можно объединить в три
группы.
Первая - комплексные кейс-технологии.
Эта группа основана на
самостоятельном изучении студентом
печатных и мультимедийных учебных
материалов, предоставляемых ему в
форме кейса, но при этом
существенная роль отводится и очным
формам занятий - установочным
лекциям, семинарам, тренингам,
моделирующим профессиональную
деятельность обучаемого,
консультациям и контрольным
работам. Компьютерные сети
используются в основном для
консультаций, для проведения
конференций, переписки и получения
информации из электронных
библиотек и баз данных вузов.
Кейс-технологии - это наименее
радикальный способ перехода к
дистанционному обучения и для вуза,
и для студента. Их приверженцы - это
Российский университет дружбы
народов, МГИУ, МЭСИ, Воронежский
экономико-правовой институт,
Владимирский государственный
университет, Московская финансово-юридическая
академия (МФЮА), Московский институт
экономики и права, Российская
академия государственной службы
при Президенте Российской
Федерации, Международный институт
менеджмента "ЛИНК" и другие.
Другая группа технологий - это
комплексные сетевые технологии. Они
основаны на широком использовании
компьютерных обучающих программ и
электронных учебников, доступных
студентам через глобальную сеть
Интернет и локальные компьютерные
сети (интранет). Доля и роль очных
занятий здесь существенно меньше,
чем в кейс-технологиях.
На основе компьютерных сетей и
специализированных программных
средств функционирует система
открытого образования МЭСИ, которая
включает собственно МЭСИ, ММИЭИФП и
Международный институт
гостиничного менеджмента и туризма.
Все три вуза используют единый
учебный сервер с размещенными на
нем электронными учебниками. Их
профессора и преподаватели,
участвующие в дистанционном
обучении студентов, объединены в
одну команду. Все учебные материалы,
размещенные на интернет-сервере,
доступны студенту при заключении
договора для самостоятельного
изучения.
Через Интернет есть возможность
связаться с преподавателем, пройти
промежуточные и итоговые тесты.
Экзамены сдаются в ближайшем к
студенту центре. По отдельным
дисциплинам разрабатываются
мультимедийные обучающие материалы,
которые размещены на CD-ROM. Кроме
электронных учебников, эта система
содержит следующие инструменты:
доску объявлений; электронные
распределенные семинары, которые
проводятся в режиме форумов в
распределенном времени в
соответствии с графиком; чат,
предназначенный для проведения
дискуссий между преподавателем и
студентами в режиме реального
времени; внутреннюю электронную
почту, с помощью которой могут
проводиться консультации при
изучении курса лекций.
Наконец, третий подход к
организации дистанционного
обучения - дистанционные технологии,
использующие телевизионные сети и
спутниковые каналы передачи данных.
Подобную технологию разработал и
применяет Современный гуманитарный
институт. Коллектив института
создал систему, позволяющую
обеспечивать 200 учебных центров (филиалов
и представительств) в России и СНГ
цифровыми библиотечными ресурсами,
вести телевизионные занятия по
четырем каналам. По всем
дисциплинам разработан стандартный
набор занятий в соответствии с
требованиями государственного
образовательного стандарта.
Это лекции, тренинги, тестирование,
консультации по Интернету в
асинхронном режиме, обеспечивающие
контакт студентов всех учебных
центров с преподавателями, и другие
формы занятий. В конце учебного
курса сдается также письменный
экзамен. Для поддержки системы на
местах созданы 23
экстерриториальные кафедры в 127
городах России.
Понятно, что разные технологии
больше или меньше подходят не
только разным вузам, но и разным
людям - кто-то хорошо усваивает
информацию, с благоговением внимая
профессору, другому больше на
пользу самостоятельные изыскания.
Поэтому "дистанционным"
студентам придется пересмотреть
традиционный подход не только к
получению знаний, но и к выбору вуза:
выбирать стоит прежде всего
технологию обучения. Выбор вуза
станет лишь следствием выбора
технологии.