Домен CURATOR.RU продается цена договорная Контакты:info@curator.ru


Бизнес-образование в России
Бизнес-образование в России

Контакты:

E-mail: info@curator.ru

Financial Times Российская школа в рейтинге

Старт в России. Международная программа MBA в сфере предметов роскоши и индустрии моды

MBA дистанционно

Международный стандарт МВА. Российский и американский MBA через интернет. 2 года. Поддержка продвижения карьеры и бизнеса слушателей. Зарегистрировавшимся с сайта curator.ru скидка 10% на всю стоимость обучения.


Реклама на сайте

Слишком дорогие дети

Татьяна Андриасова


 

У страны нет денег на милосердие


                                       В редакцию пришло письмо от школьного директора. Вот оно.

 

         "Я - директор специальной (коррекционной) школы VIII вида. То есть школы для детей, отстающих в развитии. Не прячьте голову в песок: есть в стране такие дети, и, к сожалению, их немало. Они, и без того обиженные - то ли Богом, то ли родителями, - совсем забыты государством. 

В России находятся деньги, чтобы обновлять учебники для "нормальных" общеобразовательных школ. А мои ученики должны довольствоваться тем, что осталось еще с советских времен. Спасибо заслуженному "ветерану", выдержавшему испытание несколькими десятилетиями, - "Рассказам по истории СССР" Голубевой. Моим семи - девятиклассникам особенно нравится, что учебник этот - для массовой школы, а не для "какой-то там вспомогательной". Правда, поизносились эти книжки: все-таки антиквариат - 1984, 1988 годов выпуска. И даже потрепанных на всех не хватает. Неужели так сложно создать учебник по истории России для таких детей? И нужно-то всего лишь в объеме 4-го класса обычной школы...


Есть учебники и помоложе, 1990 - 1992 годов: Скрябиной - по географии для 6-го и для 8-го классов, Лифановой - для 7-го. Написаны специально для вспомогательной школы, по всем правилам обучения наших детей. В них нет непонятных ребятам слов, за исключением одного: СССР. Как хочешь, так и объясняй ученикам, куда делась эта страна, нарисованная на вложенных в учебники картах. Вышестоящие инстанции рекомендуют нам заниматься по учебнику "География России" для 9-го класса средней школы под редакцией Даринского. Как будто не знают, что даже ученики массовой школы жалуются, что он "тяжеловат".

Еще одна проблема - технические средства обучения и наглядные пособия. Без них вспомогательной школе не обойтись: у наших детей отсутствует абстрактное мышление, им нельзя просто рассказывать - нужно показывать. Из технических средств у нас - только пылящийся в кладовке завхоза списанный кинопроектор "Школьник", памятник ушедшей эпохи.

Нет, я не рассчитываю, что в России детям с проблемами развития будет уделяться такое же внимание, как в благополучных странах типа Германии или Швейцарии. Где уж нам мечтать о школе с бассейном, спортзалом, компьютерными классами, с врачами, медсестрами, психиатрами. Хочется, конечно, чтобы все это было у наших детей, чтобы государство заботилось об их интеграции в общество, о достойной социальной защите и трудоустройстве... Но нам бы хоть учебники нормальные и наглядные пособия какие-никакие. Однако в органах образования не обнадеживают: не будет, говорят, вам ничего, пока Госдума не примет закон "О специальном образовании". Правда, когда примет - не знает никто.

Василий Сутягин,

директор специальной школы N 5, г.Орехово-Зуево".

За комментариями "МН" обратились к Борису БЕЛЯВСКОМУ, начальнику отдела коррекционных и оздоровительных образовательных учреждений Управления специального образования Минобразования РФ.

- Действительно ли проблема, описанная директором орехово-зуевской школы, неразрешима?

- До 1992 года комплектация всех коррекционных школ страны была централизованной: за нее отвечал отдел специальных школ в Министерстве просвещения. Издательство "Просвещение" обеспечивало учебниками и учебными пособиями всех, с тиражами проблем не было. Потом у центра не стало хватать средств на издание учебников и пособий, на производство необходимого для коррекционных школ оборудования. Регионы тоже не могли найти на это денег. Лишь с 1999 года государство стало финансировать переиздание старых учебников. Но даже переиздание дается с трудом. Чтобы обеспечить все наши спецшколы необходимой литературой на четыре года, а именно столько времени должен служить учебник, требуется ежегодно 18,5 млн. рублей. Федеральная же власть в этом году запланировала 5,7 млн., а на следующий - 10.

В прошлом году Национальный фонд образования России объявил конкурс на лучшие учебники для коррекционных школ. Средства выделил Всемирный банк реконструкции и развития. После первого тура отобраны сорок восемь авторских коллективов. В декабре выяснятся результаты второго тура, который определит победителей. Выпуск новых учебников намечен на первое полугодие 2003 года.

Правда, многие специалисты считают, что детей с задержками развития эффективнее обучать не по учебникам, а с помощью специальных тетрадей с заданиями. Учебник стоит 50 рублей, тетрадь - 30. Но учебник прослужит целых четыре года, а тетради - одноразовые, издавать их надо каждый год тиражом в 12 тысяч. Поэтому принято решение: в целях экономии пока выпускать только учебники.

- Не пытались привлечь спонсоров? Вдруг захотят проявить милосердие - помочь больным детям?

- Пробовали. Наши бизнесмены откликаются только на какие-то одноразовые акции и при условии, если им будет послабление в налогах. Но даже выполнив их условия, мы всегда получали совершенно мизерные средства.

- А регионы на помощь не призывали?

- Сегодня богатые регионы, например, Тюменская область или Красноярский край, сами заказывают издательствам учебники. Но это все те же старые учебники. Создание новых они оплачивать не вправе. Пока не будет принят закон о специальном образовании, где пропишут механизм финансирования обучения детей-инвалидов, регионы неохотно занимаются образованием таких детей.

- Закон готовится?

- Его проект был готов еще в 1995 году. Однако некоторые положения не устроили президента и ряд министерств и ведомств. Скажем, закон предлагал все средства, которые государство тратит на ребенка-инвалида, выделять на его именной счет. А уже с этого счета деньги должны были бы идти в те учебные и медицинские учреждения, в которых нуждается ребенок. Минфин и Минэкономики сочли эту программу слишком дорогостоящей. Мы изъяли ее из проекта закона, который сейчас снова проходит многочисленные согласования перед тем, как оказаться в парламенте.

- Может, закон и не понадобится? Год назад на заседании Госсовета, посвященном вопросам образования, речь шла о том, чтобы к 2006 году закрыть практически все коррекционные школы-интернаты, оставив буквально несколько, а детей из этих школ интегрировать в обычные.

- Документы для Госсовета готовила комиссия, в составе которой не было педагогов, хорошо знающих проблему. Возможно, там кто-то краем уха слышал о разработках десятилетней давности Института коррекционной педагогики. Тогда его сотрудники считали, что больных детей можно быстро интегрировать в общеобразовательный процесс. Но сегодня и они убеждены, что на это понадобится лет двадцать.

Для подобной интеграции нужны специально подготовленные педагоги. А у нас даже в коррекционных школах работают только десять процентов таких специалистов! Из ста педвузов России лишь двадцать выпускают профессионалов для спецшкол.

На Западе больных и здоровых детей готовили к совместной учебе не один год и даже не одно десятилетие. При совершенно другом отношении общества к инвалидам. Но, между прочим, даже там не отказались от коррекционных школ и интернатов.

Готова ли наша средняя школа к состраданию, терпимости, дружелюбию, пониманию? Я говорю не только об учениках, но и о педагогах: среди них есть такие, кто заявляет, что на больных детей не стоит тратить деньги, а лучше отдать их здоровым.

- Вряд ли все это не понимали члены комиссии...

- Бесспорно, комиссия располагала цифрами, свидетельствующими, что спецшкола обходится государству в четыре, а то и в пять раз дороже, чем обычная. Вот и решили сэкономить: перевести больных детей в общеобразовательную школу. Но никто не подсчитал, во что обойдется такая "экономия" в будущем. Представьте себе, например, как будет существовать глухой ребенок среди здоровых детей без сурдопедагога! Вряд ли и в будущем он сумеет адаптироваться в обществе. В таких условиях вырастет только еще один аутсайдер, замкнутый, озлобленный, потенциальный правонарушитель. И государство потратит на него гораздо больше средств, чем те, что оно сэкономило.

- Чтобы выпускник коррекционной школы интегрировался в общество, его мало обучить - надо еще и трудоустроить. Кто этим занимается?

- Служба занятости населения. До 1992 года при многих спецшколах существовали базовые предприятия, где старшеклассники проходили производственную практику, а потом, как правило, оставались там работать. Теперь эти заведомо убыточные предприятия позакрывали. Десятилетие назад 90 - 95 процентов выпускников спецшкол для умственно отсталых детей занимались посильной для себя работой, получив профессии столяра, плотника, швеи. Сегодня, к сожалению, таких всего 25 - 30 процентов. Ныне нет спроса на традиционные специальности, которым обучали в спецшколах. Теперь учеников этих школ готовят работать штукатурами, каменщиками, малярами, младшим медицинским персоналом, озеленителями, вышивальщицами, вязальщицами.

Там, где местные власти понимают значимость трудовой подготовки детей-инвалидов, этот вопрос решается.

ДОСЬЕ МН

Сегодня в России 1943 специальных коррекционных школы для инвалидов детства. В них учится 282,2 тысячи детей. Еще 225 тысяч - ученики специальных коррекционных классов в обычных школах.