Домен CURATOR.RU продается цена договорная Контакты:info@curator.ru


Бизнес-образование в России
Бизнес-образование в России

Контакты:

E-mail: info@curator.ru

Financial Times Российская школа в рейтинге

Старт в России. Международная программа MBA в сфере предметов роскоши и индустрии моды

MBA дистанционно

Международный стандарт МВА. Российский и американский MBA через интернет. 2 года. Поддержка продвижения карьеры и бизнеса слушателей. Зарегистрировавшимся с сайта curator.ru скидка 10% на всю стоимость обучения.


Реклама на сайте

4.4. Психологические условия управления вниманием старшеклассников при работе с аудиовизуальными средствами обучения

  4.4 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УПРАВЛЕНИЯ ВНИМАНИЕМ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРИ РАБОТЕ С АУДИОВИЗУАЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ ОБУЧЕНИЯ

 

Самое общее определение внимания характеризует его как способность сосредотачиваться на некоторых стимулах и игнорировать остальные. Выделяемые сигналы обладают качествами актуальности, важности или личностной значимости. За счет внимания предмет восприятия или мысли начинает занимать все поле сознания целиком, вытесняя из него все остальное. Тем самым достигается устойчивость процесса и создаются оптимальные условия для обработки этого объекта или мысли.

Ограничения одновременного восприятия сигналов, поступающих из внешней и внутренней среды, связаны с основной характеристикой внимания - его фиксированным объемом. Объем внимания практически не поддается регулированию при обучении и тренировке.

Таким образом, внимание обеспечивает оптимальное протекание процесса анализа имеющейся информации за счет выделения и усиления релевантных внешним и внутренним условиям деятельности сигналов.

Виды внимания

Выделяется непроизвольное (пассивное, непосредственное), произвольное (активное, опосредованное) и постпроизвольное внимание. При непроизвольном определяется физическими особенностями внешнего или внутреннего раздражителя , а при произвольном внимании селекция достигается направленным повышением чувствительности воспринимающей системы под воздействием особенностей сознаваемых человеком целей деятельности.

В структуру произвольного внимания входят осознанная цель, средство и способность к совершению волевого усилия по удержанию цели. В качестве средства управления произвольным вниманием выступают культурные знаки, прежде всего слова, речевые инструкции: “ребенок сам себе называет соответствующее слово, а затем выбирает нужный предмет, иначе говоря, ребенок в отношении себя научается применять стимуляцию активного внимания”.

Произвольное внимание имеет культурное происхождение и развивается в соответствии с законами формирования высших психических функций. В частности, внешние средства управления вниманием превращаются во внутренние, то есть внимание становится собственной способностью субъекта. Условиями формирования произвольного внимания являются: управление непроизвольным вниманием со стороны обучающего в начале формирования и специальная организация собственной деятельности учащегося, в которой происходит присвоение функции и средств управления, а также осознание цели действия. Это сложный процесс; полностью способность владеть собственным вниманием развивается только к 12-16 годам.

П.Я.Гальперин описывает развитие произвольного внимания из действия контроля, который, благодаря изменению структуры деятельности при обучении, становится предваряющим, сокращенным и автоматизированным.

Постпроизвольное внимание возникает, когда психическая деятельность требует первоначально больших волевых усилий, но затем, когда сам процесс деятельности станет для человека интересным, захватывающим не только по цели, но и сам по себе, внимание к этой деятельности уже не требует волевых усилий и становится как бы непроизвольным. Постпроизвольное внимание имеет огромное значение в учебной деятельности, поскольку позволяет без особых усилий поддерживать необходимый интерес к содержанию учебной деятельности.

Свойства внимания

  1. Устойчивость. Внимание подвержено непроизвольным периодическим колебаниям с периодом от 2 до 12 сек. Для того, чтобы сохранить его устойчивость, направленность на объект, необходимы специальные условия: либо волевые усилия, либо сам объект должен все время развиваться, обнаруживать новое содержание и связи.
  2. Концентрация - степень или интенсивность сосредоточенности внимания на данном объекте.
  3. Распределенность - способность удерживать в центре своего внимания одновременно определенное число разнородных объектов.
  4. Переключение - способность переходить от одного вида деятельности к другому. Переключение означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой.
  5. Объем - способность воспринимать одновременно какое-то количество объектов. Колеблется в пределах 5+2 и практически не поддается регулированию и развитию с помощью тренировок.

    Важно отметить, что для выполнения вниманием его основной функции обеспечения эффективности деятельности эти свойства должны быть выражены достаточно, но не чрезмерно и соответствовать ситуации. Так, чрезмерная устойчивость внимания может взывать излишнее “застревание” на какой-то уже ненужной работе, а слишком легкая переключаемость приведет к широте знаний в ущерб их глубине.

  6. Избирательность - способность выделять значимые объекты, задачи и тем самым активировать только те функциональные системы, которые обеспечивают преимущественное восприятие значимого объекта. Эта способность компенсирует ограниченные ресурсы и небеспредельные возможности распределения внимания.
  7. Отвлекаемость - непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого какой-то деятельностью. Внутренняя отвлекаемость возникает под влиянием сильных переживаний или из-за отсутствия интереса к совершаемой деятельности.
  8. Рассеянность - неспособность человека сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Встречается два вида рассеянности - мнимая и подлинная. Мнимая - это невнимание человека к непосредственно окружающим предметам и явлениям, вызванное крайней сосредоточенностью его внимания на каком-то предмете или мысли. В случае подлинной рассеянности человек с трудом устанавливает и удерживает произвольное внимание на каком-либо объекте или действии. Причинами истинной рассеянности могут быть общее или функциональное расстройство нервной системы, соматические заболевания, переутомление, тяжелые переживания.

Связь с интересами и мотивацией

Потребностная сфера определяет закономерности привлечения внимания к объекту при действии как внешних, так и внутренних факторов. При проявлении внешних стимулов внимание может привлекаться вне зависимости от целей и намерений субъекта в данный момент, и тогда оно является непроизвольным вниманием. Оно привлекается к неожиданным изменениям окружающей среды, отражая потребность самосохранения и безопасности, а также к широкому классу предметов и явлений, которые отличаются новизной, неопределенностью, сложностью структуры, загадочностью, красотой. Стремление их изучить, познать с помощью внимания поддерживается познавательной потребностью. Опознание объекта, фиксация его в индивидуальном опыте, решение сложной проблемы, то есть устранение неопределенности и удовлетворение потребности, приводят к угасанию ориентировочной реакции и прекращению внимания.

Потребностная сфера может выступить и как первичный внутренний возбудитель внимания и тогда оно, являясь произвольным, направляется в соответствии с намерениями и целями человека, облегчает активный поиск, обработку и анализ объектов, служащих достижению целей. Внешними возбудителями произвольного внимания могут быть инструкция, распоряжение, задание.

Структура потребностной сферы определяет интересы человека и, тем самым, направленность его внимания. Глубинные интересы - долговременная структура, организующая и подчиняющая себе эпизодическое поведение человека. Поэтому устойчивость и концентрация внимания, способность преодолевать отвлекающие моменты зависят от места решаемой проблемы в иерархии интересов субъекта.

Внимание оптимизирует все этапы осуществления познавательной деятельности. С другой стороны, степень сложности и тонкости различий признаков и их комбинаций, вызывающая рассогласование, определяют возникновение внимания. Поддержание внимания определяется также способностью к глубокой и разносторонней обработке информации о стимуле, возможностью увидеть в нем или предположить наличие скрытых, пока еще неизвестных свойств, значимых для познавательной деятельности. Таким образом, функционирование внимания оказывается в зависимости от восприятия, памяти и мышления.

Индивидуальные отличия

Особенности регуляции внимания зависят от темперамента: у холериков внимание скачущее, быстро истощаемое и плохо переключаемое; флегматики обладают вниманием устойчивым, но замедленным переключением; меланхолики слабо концентрируются и повышенно отвлекаемы; сангвиники быстро сосредотачиваются и легко переключаются.

Возрастные особенности

В течение школьного обучения происходит прогрессивное развитие внимания в целом. При этом отмечается неравномерность в возрастной эволюции свойств внимания: наибольшие изменения выявляются в развитии объема и избирательности, наименьшие - устойчивости. К концу подросткового возраста формируется зрелый тип функционирования организации зрительного восприятия. На завершающих этапах пубертатного периода при формировании устойчивого взаимодействия звеньев эндокринной системы прекращается отрицательное дистабилизирующее влияние полового созревания на функциональную организацию мозга, реализацию процесса внимания и структуру мотивационной сферы. В 15-16 лет образуются новые функциональные связи, замещающие старые, подвергшиеся распаду в 13-14 лет.

В старшем школьном возрасте ведущими свойствами внимания являются переключение и избирательность. Объем внимания, способность длительно сохранять его интенсивность и переключаться с предмета на предмет находятся на ступени развития, соответствующей требованиям сложной “взрослой” деятельности. Однако развитие познавательной сферы нередко опережает личностное развитие старшеклассника, что приобретает важное значение в связи с отмеченной зависимостью произвольного внимания от особенностей мотивационной и волевой сфер личности.

Избирательное внимание в юношеском возрасте определяется прежде всего направленностью интересов. Интерес к учебной деятельности нередко падает за счет повышения интереса к другим сторонам окружающей действительности - к другим людям и своему Я. Возникает жажда необычной, рискованной деятельности. Присутствуя на уроке, подросток нередко “витает в облаках”, грезит, мечтает о чем-то сокровенном, пишет записки и т.п. Кроме того, поскольку подростки устремлены в будущее, они могут с трудом концентрироваться на настоящем, в том числе на конкретной учебной задаче и учебном процессе в целом.

С другой стороны, 15-16-летние школьники отличаются максимализмом самостоятельности, жаждой освобождения от внешнего контроля. При этом развивается самоконтроль и способность к сознательному самовоспитанию. Поэтому в подростковом возрасте можно вызвать у учащихся стремление к самостоятельному развитию (самовоспитанию) внимания. Особенностью старшего школьника является то, что наряду с острой потребностью в новизне и самодеятельности нередко отсутствует конкретное знание о том, как реализовать свою деятельность, в том числе и познавательную, поэтому важно научить его самостоятельности, передать средства овладения и оптимизации собственной деятельности.

В 14-15 лет в связи с завершением пубертата интроверсия, характерная для младших подростков, сменяется экстраверсией. В этот период подросток экспансивен, энергичен, общителен, уверен в себе. У него растет интерес к другим людям, склонность сравнивать себя с другими, потребность нравиться. Ведущим мотивом деятельности у многих старшеклассников выступает желание утвердиться в коллективе сверстников, завоевать уважение товарищей. В соответствии с этим среди приемов, направленных на обеспечение оптимального уровня внимания старшеклассников, может быть передача отдельных обучающих и контролирующих действий при решении групповых задач тем ученикам, которые высоко мотивированы и лучше сверстников подготовлены к соответствующему виду учебной деятельности (например, с использованием технических средств обучения, в частности, компьютера). Помимо поддержки стремления к конструктивной самореализации и признанию со стороны сверстников, это позволяет продвинутым ученикам не выпасть из процесса отработки уже имеющихся у них навыков, повышает их вовлеченность, интерес и ответственность.

У многих старших подростков возможны колебания внимания в течение учебного дня или даже урока в силу повышенной возбудимости или утомляемости, то есть особенностями нервной системы и темперамента. Внимание снижается после перенесенных тяжелых соматических заболеваний, наличии нервно-психических заболеваний, переутомлении, психологических проблемах и конфликтах.