Financial Times Российская школа в рейтинге
Старт в России. Международная программа MBA в сфере предметов роскоши и индустрии моды
Международный стандарт МВА. Российский и американский MBA через интернет. 2 года. Поддержка продвижения карьеры и бизнеса слушателей. Зарегистрировавшимся с сайта curator.ru скидка 10% на всю стоимость обучения.
Реклама на сайте
4.4. Психологические условия управления вниманием старшеклассников при работе с аудиовизуальными средствами обучения часть 2
4.4 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УПРАВЛЕНИЯ ВНИМАНИЕМ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРИ РАБОТЕ С АУДИОВИЗУАЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ ОБУЧЕНИЯ
Динамика внимания Внимание, как известно, не имеет собственного продукта.
О его наличии можно судить по качественным и количественным показателям
других психических процессов. Кроме того, уровень развития внимания
проявляется в наличии специфических особенностей познавательной сферы
личности - внимательности и наблюдательности, а также внимание входит в
состав интегральной характеристики деятельности - работоспособности. Внимательность связана прежде всего с процессуальной
характеристикой деятельности и процессом восприятия, заключается в
способности поддерживать его оптимальный уровень достаточно длительное
время. Наблюдательность отражает содержательный аспект и зависит от
наличия и удержания осознанной цели различения объектов и средств фиксации
различий, то есть связана с процессами памяти. Работоспособность является важнейшей интегральной
характеристикой функционального состояния организма, проявляющегося в том
числе в качестве внимания. Уровень работоспособности зависит от
функциональной зрелости коры и повышается по мере возрастного развития. К
старшему школьному возрасту стабильные индивидуальные особенности
работоспособности в основном уже складываются. Кроме возрастного,
уровень работоспособности зависит от физиологических
(функциональная зрелость организма, функциональное состояние, состояние
здоровья и т.п.), психологических (самочувствие, эмоциональное
состояние, мотивация, соответствие нагрузки индивидуальным возможностям и
т.п.), внешнесредовых (условия организации деятельности, время
года, дня и т.п.). Работоспособность характеризуется с точки зрения ее
динамики, в которой выделяется несколько периодов: Указанная динамика проявляется на уровне урока, дня,
недели и учебного года, что необходимо учитывать при планировании школьных
занятий. Как и собственно внимание, индивидуальная
работоспособность зависит от возраста, состояния здоровья, соответствия
нагрузки возможностям ученика, типа его высшей нервной деятельности. Монотонность, стереотипность выполняемых действий (в
том числе мыслительных), малый приток информации понижают устойчивость
внимания, приводят к ощущению скуки, апатии, вялости, снижают
тонус, затрудняют восприятие и переработку новой информации.
Волевым усилием человек может заставить себя сконцентрироваться на том,
что его не занимает, но при этом нарастает внутренний конфликт, и энергия
направляется не на объект внимания, а на борьбу с отвлечением. Нарастающее
напряжение может обнаруживаться как агрессия или нецеленаправленная
активность. У старшеклассников период эффективной непрерывной
интеллектуальной деятельности составляет в среднем 30-35 мин, но хорошо
сформированные механизмы произвольной регуляции деятельности позволяют в
этом возрасте значительно удлинить период высокой работоспособности.
Повысить работоспособность учеников и эффективность урока, усилив его
эмоциональность, изменив формы работы, позволяет использование различных
технических средств обучения (ТСО) - телевидения, кинофильмов,
диафильмов, звукозаписи. В настоящее время в качестве универсального ТСО
используются компьютеры. Цели и способы управления вниманием в педагогическом процессе Рассматривая педагогическое значение процессов
внимания, Л.С.Выготский пришел к выводу о чрезвычайном значении такой
формы проявления непроизвольного внимания, как детский интерес: “Детское
внимание направляется и руководится почти всецело интересом, и поэтому
естественной причиной рассеянности ребенка всегда является несовпадение
двух линий в педагогическом деле: собственно интереса и тех занятий,
которые предлагаются в качестве обязательных”. Далее он говорит о том, что
“...всякое обучение возможно только постольку, поскольку оно опирается на
собственный интерес ребенка. Другого обучения не существует.” В связи с
этим Л.С.Выготский формулирует принцип активного развивающего
вмешательства в интересы ребенка как основного средства формирования
учебной деятельности и предлагает следующее универсальное правило
организации внимания ученика: “прежде чем объяснять - заинтересовать;
прежде чем заставить действовать - подготовить к действию; прежде чем
обратиться к реакциям - подготовить установку; прежде чем сообщать что-то
новое - вызывать ожидание нового”. Перечисляя условия, позволяющие добиваться
эффективности педагогической деятельности, Л.С.Выготский пишет, что успех
преподавания и обучения зависит от того, насколько учитель способен
“рассчитать, соответствует ли преподносимый им материал основным законам
деятельности внимания”, то есть обеспечить: С точки зрения динамики внимания эффективная
деятельность обучения может характеризоваться как такая, в которой
врабатывание непродолжительно, но эффективно; продолжительность периода
оптимальной работоспособности соотносима со временем выполнения учебной
задачи; возникновение состояния предутомления служит сигналом к применению
средств поддержки познавательной активности учащегося или прекращению
занятий; утомление предупреждается или эффективно компенсируется. В собственно педагогическом процессе можно выделить
три основные цели работы с вниманием учащихся: привлечение,
поддержание и развитие внимания. Реализация всех трех целей обеспечивает
оптимальные характеристики учебной деятельности, позволяет задействовать
ресурсы непроизвольного и произвольного внимания. В специальной
психолого-педагогической литературе содержатся описания приемов и средств,
с помощью которых достигается желаемый результат. 2.1. Приемы, основанные на прерывании монотонии:
например, замена слуховой информации на зрительную и наоборот; введение в
урок элементов группового обучения и пр. 2.2. Обеспечение оптимального темпа и временных
характеристик учебного занятия: 2.3. Обеспечение оптимального уровня активности
учащихся: использование заданий и форм работы, которые пробуждают у
учащихся чувство ответственности, возникающее как следствие высокой
личностной мотивационной значимости задания, возможности принятия
самостоятельных решений, активного воздействия на учебный материал,
позиции источника информации или руководителя совместными действиями. 2.4. Приемы структурирования учебного материала: 2.5. Приемы, основанные на учете субъективного
содержания учебной задачи: 2.6. Приемы, основанные на использовании специально
организующих внимание инструкциях: Можно рассматривать эту задачу как 1) компонент
целенаправленной педагогической деятельности, повышающий ее общую
эффективность; 2) одну из задач деятельности самовоспитания старшего
школьника, связанную со становлением системы личностной саморегуляции.
Возрастной спецификой старшего подростка является взаимообусловленность
двух сторон процесса развития внимания. Как полагает Ф.Н.Гоноболин, нельзя воспитывать внимание
как таковое; развитие сознательности, целеустремленности, волевых качеств
личности являются условиями повышения уровня произвольного внимания.
Старший школьный возраст в этом отношении является благоприятным периодом,
так как на протяжении этого периода учащихся можно побуждать к
самовоспитанию выдержки, способности к волевым усилиям, внимательности и
наблюдательности. Учебная деятельность в целом предоставляет широкие
возможности для развития или коррекции уровня развития произвольного
внимания. Это связано с тем, что от наличия внимания в структуре
деятельности учения непосредственно и очевидно для ученика зависит ее
успешность. Целенаправленная, систематическая и дающая ощущение успешности
работа по развитию основных компонентов учебной деятельности: мотивации,
целеполагания, планирования, контроля оказывает развивающий эффект на
внимание. Важно, чтобы ученик осознал развивающий потенциал учебной
деятельности, и это - одна из целей работы учителя. Важное значение для развития произвольности внимания
имеют такие компоненты учебного процесса, как действия оценивания и
коррекции результатов деятельности, связанные с овладением операцией
сравнения. При систематическом целенаправленном обучении сравнению
тренируются навыки своевременной активизации внимания и его включения в
регуляцию соответствующих действий. Как уже было сказано, распределение обязанностей
при совместной проработке учебного материала в отдельной учебной ситуации
способствует возникновению ответственности, что позволяет осознать
необходимость высокой степени внимательности. Систематическое
использование групповых форм работы создает предпосылки для стабилизации
этой характеристики деятельности учащихся. Наряду с задачами привлечения и удержания внимания
необходимо, чтобы не меньшее значение придавалось организации ритма
работы-отдыха, физической, интеллектуальной и эмоциональной разгрузке,
так как перенапряжение внимания приводит к негативным последствиям:
утомлению, хроническому снижению работоспособности, а в запущенном
варианте - стрессу.