4.5. Общие рекомендации по организации внимания старшеклассников в учебном процессе.
4.5 Общие рекомендации по организации внимания
старшеклассников в учебном процессе
- Внимание обеспечивает эффективность познавательной и учебной
деятельности, что делает необходимым использование этого ресурса в
педагогическом процессе. При этом необходимо учитывать, что оптимальный
уровень протекания деятельности обеспечивается согласованным
взаимодействием произвольного (соответствующего осознанной учебной цели)
и непроизвольного (зависящего от внешних характеристик объекта)
внимания. Таким образом, важным условием обеспечения необходимого уровня
внимания на занятии является создание оптимального сочетания
мотивационных и наглядных параметров учебного материала.
- Наиболее эмпирически ценным коррелятом внимания является показатель
работоспособности, динамика которой характеризует этапы ситуативного
развития внимания. Возрастные, групповые и индивидуальные характеристики
динамики работоспособности должны учитываться при планировании учебного
процесса в масштабах урока, дня, недели и учебного года.
- По основным показателям развития внимания старшеклассники
демонстрируют уровень взрослых, однако реализация потенциальных
возможностей может затрудняться относительной незрелостью личностных и
поведенческих структур. Следовательно (не затрагивая проблему
воспитания, а имея в виду только ближайшую цель повышения эффективности
внимания), в педагогическом процессе важно создавать ситуации,
способствующие максимальному проявлению зрелых (самостоятельности,
ответственности, конструктивного лидерства) и элиминации незрелых
проявлений старшеклассников.
- Эффективность непроизвольного внимания обеспечивается
целенаправленным использованием в работе учителя специальных приемов и
методов, связанных с характеристиками учебного материала и его
структурированием. Среди средств, расширяющих возможности педагога,
самыми действенными являются аудиовизуальные средства обучения и
компьютер, прежде всего вследствие эмоциональной насыщенности,
наглядности предоставляемого материала и операциональной мобильности
использования.
- Уровень сформированности произвольного внимания старшеклассника
- зависит от уровня развития учебной деятельности, ее отдельных
компонентов и прежде всего мотивации, осознанности, самоконтроля;
- связан с особенностями мотивационной направленности личности: для
старшего школьника предметами произвольного внимания будут прежде всего
такие компоненты учебного материала, которые имеют отношение к
самопознанию, самовыражению, самоутверждению, общению и оценке со
стороны окружающих;
- достигает максимальной выраженности в сферах, связанных с жизненными
планами и целями.
Таким образом, обеспечение произвольного внимания в
педагогическом процессе зависит от умения педагога связать учебный
материал с устойчивыми мотивами старшеклассников, а требующие коррекции
индивидуальные нарушения функционирования произвольного внимания должны
рассматриваться как следствия дефектов развития учебной деятельности или
мотивационной сферы, в связи с чем и предпринимаются педагогические или
психолого-коррекционные мероприятия.
- Управление вниманием в педагогическом процессе заключается
ситуационно в адекватном применении методов привлечения и удержания
внимания, в долговременной перспективе означает развитие способности к
саморегуляции и формировании устойчивых интересов старших школьников.
При решении конкретных задач обучения необходимо учитывать оба аспекта
проблемы, используя соответствующие педагогические средства.
- Важнейшие средства, делающие возможным управление вниманием учеников
- это словесное указание, инструкция, обозначение тех параметров
ситуации, которые следует отслеживать, план наблюдения. Одновременно
данные средства обладают развивающим потенциалом: переходя во внутренний
план деятельности, они из внешних, “чужих”, превращаются в
интрапсихические, “свои”, с помощью которых ученик управляет своим
собственным вниманием. Обеспечение этого процесса должно быть одной из
целей педагогической практики.
- Использование средств управления вниманием в педагогическом процессе
должно опираться на учет естественных психофизиологических ограничений
возможностей интеллектуальной деятельности и их индивидуальные варианты.
Учитель должен владеть знаниями и навыками профилактики, своевременного
определения и коррекции состояния утомления.
- Применение ТСО, особенно компьютера, не только расширяет возможности
воздействия на динамику внимания учащихся, но и выдвигает более жесткие
требования к организационной и методической проработке каждого занятия с
их использованием, так как в противном случае эти занятия могут не
только не давать желаемого эффекта, но и причинять значительный ущерб
соматическому и психологическому здоровью учащихся. В связи с этим
требуется ответственный и научно обоснованный подход к задействованию в
учебном процессе всех видов ТСО.