Домен CURATOR.RU продается цена договорная Контакты:info@curator.ru


Бизнес-образование в России
Бизнес-образование в России

Контакты:

E-mail: info@curator.ru

Financial Times Российская школа в рейтинге

Старт в России. Международная программа MBA в сфере предметов роскоши и индустрии моды

MBA дистанционно

Международный стандарт МВА. Российский и американский MBA через интернет. 2 года. Поддержка продвижения карьеры и бизнеса слушателей. Зарегистрировавшимся с сайта curator.ru скидка 10% на всю стоимость обучения.


Реклама на сайте

Аннушкин В.И. Риторика. Программа общего курса.

ПРОГРАММА   КУРСА “РИТОРИКА”   (программа общего курса)

В.И. Аннушкин

РИТОРИКА

Пояснительная записка

  Восстановление риторики как самостоятельной научной и учебной дисциплины — осуществившийся факт. Значение риторики — древней и новой — уже не приходится доказывать, поскольку риторика преподается во многих ведущих вузах страны, создаются учебники, проведен ряд международных и российских конференций, организована Российская ассоциация исследователей, преподавателей и учителей риторики. Тем не менее, вхождение риторики в вузовское обучение встречается с рядом трудностей, преодоление которых будет зависеть от конкретных инициатив ученых-методистов и преподавателей-риторов.

  Риторика в современном российском вузе должна обратить студента к активной речетворческой деятельности с целью формирования его личности и профессиональной компетентности. Поэтому студенты, изучающие риторику, готовятся к владению Словом во всем богатстве реальных общественно-речевых связей. В преподавании риторики требуется обращение к характеру учащегося (учет "природных дарований"), изучение теории ("науки") с правилами построения речи, чтение и анализ образцовых текстов литературной и ораторской классики (для "подражания"), собственных систематических упражнений в написании и произнесении речей.

Важнейшими задачами риторики в вузе должны стать:

- воспитание в учащихся представлений о значении языка как инструмента организации любой человеческой деятельности;

- передача знаний о практической роли языка в создании оптимальных форм общественных взаимодействий;

- формирование собственной речи учащихся как средства и способа выражения личности, орудия общения и обучения;

Результатами занятий риторикой должны стать:

- осознанное чувство языковой компетенции, уверенность в индивидуальном словоупотреблении;

- воспитанное ощущение русского слова, его стилистических и выразительных возможностей;

- понимание стиля и нормы поведения (которое бывает прежде всего речевым);

- воспитание вкуса, благопристойности и хорошего тона в общении с другими людьми.

Необходимость владения риторикой современному вузовскому специалисту объясняется сущностью самого предмета этой науки:

1) Риторика — т е о р и я и и с к у с с т в о р е ч и (а большинство наших студентов не обладают именно умением, технической "выучкой", практической "ловкостью" владеть мыслями и словами в разных ситуациях общения);

2) Риторика — и с к у с с т в о "м ы с л и т ь". Обучение речи невозможно без одновременного обучения мыслить, формировать мировоззрение, передавать знания, выражать знания и мировоззрение в слове; отсюда особая серьезность риторики как науки и искусства реального мыслеречевого творчества, выражающего позицию каждого человека в жизни;

3) Риторика — т е о р и я и п р а к т и к а с о в е р ш е н н о й р е ч и: убедительной, украшенной, уместной, эффективной, привлекательной и т.д. Разные требования к речи человека зависят от философско-мировоззренческих взглядов создателей риторик. Поэтому ограничены определения риторики как только теории "красноречия" (к красивой речи люди относятся с недоверием), или "убеждения" (спрашивают: как оно соединяется с нравственностью?), или "эффективности" речи (эффект — это хорошо, но для чего?) Тем не менее, именно риторика — наука или искусство убедительной, эффективной, подлинно украшенной, уместной и целесообразной речи.

4) Риторика — учение о р е ч е в о м в о с п и т а н и и л и ч н о с т и. Поскольку в речи выражен весь человек, риторика способствует формированию всей личности человека, прежде всего его идеологии, знаний, жизненной позиции, способности выражать и защищать свою позицию словом. Это — основа для формирования профессиональной личности и специалиста.

5) Риторика — учение о п р а в и л а х и н о р м а х в е д е н и я речи в разных видах словесности. Поэтому в обучение риторики должны войти бытовая и деловая речь в устной и письменной форме, основные виды диалогов, корректные приемы ведения споров и дискуссий, ораторское красноречие, научная, философская, историческая проза, речь массовой информации и информатика, оцененные с позиций эффективности и оптимальности в организации современной жизни общества и личности.

Особая задача — формирование п р о ф е с с и о н а л ь н о г о ритора. Эти задачи должны решаться относительно каждой специальности индивидуально. На каждом факультете имеется своя специфика, выраженная прежде всего в том языке науки, который изучается данными студентами. Опыт преподавания риторики на различных факультетах показывает, что эта задача выполнима при анализе конкретной речевой деятельности специалистов: будущих юристов, учителей, предпринимателей, философов, политологов и др.

Обучение риторике предполагает два основных направления в занятиях: 1) изучение т е о р и и р и т о р и к и, предлагаемое как комплекс историко-теоретических сведений; 2) у п р а ж н е н и я в п р а к т и ч е с к о й р и т о р и к е, которые ставят цель развить риторические способности учащихся.

Гармоничное соотношение теории и практики требует точного решения проблемы ввода материала по и с т о р и и р и т о р и к и. Как никакой другой предмет, риторика накопила двухтысячелетний опыт теоретического и практического обучения – при чтении лекций и проведении практических занятий преподаватель обнаружит множество ценных советов и суждений в классических трудах по риторике. Именно поэтому материал по истории риторики рассеян по всей программе. В то же время одна из тем специально посвящена обобщению периодизации истории русской риторики – это сделано для того, чтобы студенты поняли значение риторики как теории и искусства речи для общественных преобразований России.

Программа рассчитана на 2 часа занятий в неделю.

Содержание курса

 

Тема 1. Что есть риторика?

Предмет риторики: основные классические определения риторики применительно к потребностям современной речи (Платон, Аристотель, Цицерон, Квинтилиан, первые русские риторики XVII-XVIII веков, М.В.Ломоносов, А.С.Никольский, А.Ф.Мерзляков, Н.Ф.Кошанский, К.П.Зеленецкий).

Всеобщность языка, необходимость риторики как практического владения яркой мыслью и выразительным словом.

Риторика — учение о мысли и речи.

Риторика — учение о речевых коммуникациях всего общества.

Риторика — о совершенной речи. Качества речи: убедительность, эффективность, целесообразность, уместность, украшенность, чистота, точность и т.д.

Риторика как искусство воспитания и формирования речевой личности.

Хорошая речь — путь к успеху. Необходимость уместной организующей речи в любом деле и профессии. Многообразие речевых контактов в современной жизни, необходимость их нормализации.

Владение языком как проблема социального и личного благополучия: каков язык — такова и жизнь.

Тема 2. Истинное красноречие. Предмет общей и частной риторики. Язык — друг и враг. Противоположные оценки языка, его опасности и благости. Двойственность отношения к языку и риторике.

Практический язык и его синонимы в фольклоре, научной и духовной литературе: речь — слово — уста — глаголание — общение — коммуникация.

Красноречие истинное или ложное. Понимание слова “красноречие” в русской традиции: 1) способность хорошо, убедительно и красиво говорить и писать; 2) природное дарование. Риторика – теория и искусство убеждать и действовать словом (речью). Основа риторики – философская образованность и знания, этика и нравственность.

Качества совершенной речи в определениях риторики: убедительность, украшенность (подлинная красота речи), действенность, эффективность, уместность. Классические качества совершенной речи также: правильность, новизна, ясность, точность, чистота, благопристойность и т.д. Определения этих качеств и их примеры.

Определения истинного и должного красноречия, качеств речи в русских риториках XVIII-XIX (А.Ф.Мерзляков, Н.Ф.Кошанский, А.И.Галич).

Словесность – совокупность всех словесных произведений речевой культуры. Формы современной словесности по способам создания: устная, письменная, печатная, массовая коммуникация. Необходимость для развитой личности уметь пользоваться (без злоупотребления) разными видами словесности.

Тема 3. Способы обучения правильной и убедительной речи.

Использование опыта классической риторики в обучении современного человека.

Обучение риторике в Древней Греции: занятия с учителем, учет природных дарований, подражание образцовым ораторам, анализ и разбор текста, написание и произнесение тренировочных речей. Требование философской образованности и знаний.

Обучение в Древней Руси на основе ключевых культурных текстов (Священное Писание, святоотческая литература).

Средства приобретения красноречия (по М.В.Ломоносову):

    1. природные дарования (телесные и духовные – их классификация),
    2. наука (правила, теория),
    3. подражание “авторам, в красноречии славным”,
    4. упражнения в составлении речей,
    5. знание наук.
    6. Формирование и развитие человека благодаря силе ума и дару слова (Н.Ф.Кошанский). Три требования Н.Ф.Кошанского: размышление, чтение, упражнение.

Современные рекомендации к овладению риторическим мастерством:

    1. поиск уместного образа оратора (личность, воля, настрой говорящего);
    2. практический опыт (практика оттачивает искусство, воспитание в риторе происходит в реальных речевых “боях”;
    3. анализ собственных и чужих выступлений и текстов, их достоинств и недостатков;
    4. творческое подражание образцам как осмысленное речевое поведение;
    5. изучение законов и правил риторики как науки;
    6. знакомство с литературным и ораторским творчеством разных эпох и стилей;
    7. тренировка в регулярном написании текстов и произнесении речей;
    8. анализ и декламация (выразительное чтение) литературной и ораторской классики;
    9. занятия техникой речи.

Тема 4. Общая риторика (основные сведения).

Предмет общей риторики: законы и правила создания речевых произведений.

Структура речевого акта: создатель (говорящий, пишущий) – речь (разные виды) – адресат (слушатель, читатель, аудитория). Образ говорящего – характер речи – настроение аудитории.

Традиционные разделы общей риторики в последовательности порождения и воплощения речи:

Изобретение – создание замысла речи, реализуемого в содержании;

Расположение – построение композиции частей содержания;

Слововыражение – отбор уместных и выразительных слов;

Память – способы запоминания и подготовки к воспроизведению речи;

Исполнение – произношение или написание речи, телодвижение и мимика, внешность оратора.

Общая риторика как последовательность оценки речи слушателями: стиль речи (тропы, фигуры, характер произношения), композиция, эмоция, вид речи, аргументация и логика речи, образ оратора, вывод о личности говорящего.

Этос, пафос, логос.

Этос: организация условий речи. Тема речи. Уместность.

Пафос: создание смысла речи. Намерение, замысел развития темы.

Логос: словесные средства в реализации темы.

Тема 5. Образ ритора и личность говорящего.

Образ ритора (оратора в устной речи, автора в письменной речи) – представление человеком себя в речи, совокупность внешних и внутренних нравственно-речевых характеристик. Проявление личности человека в речи.

Внешность оратора: фигура, одежда, голос, мимика и жесты. Соответствия его ораторских качеств (манер) заявленной социальной роли. Представление и отстаивание своих идей. Индивидуальность облика оратора.

Единство образа ритора: однородность нравственного выбора, приверженность одним и тем же взглядам, следование единому внешнему облику и характеру речи. Суждение о личности человека по образу говорящего. Правило неизменности (хотя и каждый раз – новизны) идей и исполнения речи.

Оценка проявления личности человека в слове: этическая (оценка нравственности оратора по принципам справедливо/несправедливо, хорошо/дурно, прекрасно/уродливо); интеллектуальная (умеет ли оратор аргументировать); индивидуально-стилистическая (своеобразное эмоциональное и словесное выражение позиции оратора). Постепенность складывания образа ритора на протяжении всей риторической карьеры человека.

Ораторские нравы – требования к личности оратора: честность, скромность, доброжелательность, предусмотрительность и т.д. (разбор понятий через определения и примеры, их соотнесенность с обществом и духом эпохи).

Речевой портрет как описание образа ритора.

Формирование образа ритора (политика, журналиста, телеведущего) в современных СМИ. 

Тема 6. Общие правила ведения речи.

Проявление в речи характера и личности человека.

Риторика и этика. Риторика и философия. Мировоззренческая позиция говорящего. Осуществление в речи целей практической морали. Достижение жизненного успеха благодаря уместной и эффективной речи.

Общие правила ведения речи (по данным пословиц и поговорок):

    1. отношения мысль – слово – дело:
    • предшествование мысли всякому делу;
    • высказывание мысли в слове;
    • действие – в соответствии с мыслью и словами;
    • оценка человека по соблюдению отношений между мыслью – словом – делом в течение всей жизни;
    1. организация речевых отношений:
    • знание речевого этикета, форм вежливости;
    • предпочтение говорения перед слушанием;
    • правильный выбор собеседника;
    • соблюдение темы беседы;
    • своевременное вступление в разговор и т.д.;
    1. правила для слушающего:
    • внимательное принятие всех сообщений;
    • разделение сообщений на истинные и ложные;
    • выяснение интересов говорящего и его намерений в зависимости от характера и истории личности;
    1. правила для говорящего:
    • опасность слова;
    • производство внутренней речи и отбор годной к высказыванию;
    • избегание ошибок, на которых “ловится” говорящий:

- тривиальность;

- многословие;

- повторение одного и того же;

- самовосхваление и т.д.

Тема 7. Риторика и духовная мораль.

Цели духовной морали: достижение духовного всеединства человечества, отказ от собственной выгоды для достижения общего благополучия, ощущения другого человека как самого себя.

Нравственные качества человека в духовной морали: смирение, мудрость, терпение, послушание, трудолюбие и др.

Риторические качества как проявление нравственного облика в речи: приветливость, благорасположенность, любезность, внимательность и др.

Требования к общению и характеру речевых связей (в терминологии древнерусских текстов с примерами):

    • благоречие и добрословие;
    • истиннословие (не лги);
    • немногословие;
    • запрещение злоязычия, упреков, осуждения, споров, высмеивания кого-либо, самовосхваления, гордости и гнева (имеющих всегда словесное выражение), презрения, прекословия и т.д. Антиномичность каждого из этих качеств.

Речевые правила древнерусского диалога (в сопоставлении с современностью):

    • благость и доброта словесная противостоят злословию;
    • краснословие – нелепогласию;
    • правдословие – лжесловию и кривоязычию;
    • “многовещание” как речевая способность – бессловесию и немословию;
    • краткословию (потребное везде) – многоречию;
    • содержательная речь – празднословию и пусторечию;
    • согласие –прекословию.

Лексико-стилистические комментарий к древнерусским сложным словам, их семантико-стилистический анализ в соответствии с возможностями современного употребления.

Тема 8. Риторика и государственная жизнь.

Государство есть общение (Платон). Управление государством как риторический процесс. Формы государства как виды риторических взаимодействий и преимущественного права на речь: монархия, тирания, аристократия, демократия, олигархия, охлократия. Их проявление в современных речевых связях.

Виды государственной речи (их цели, содержание и осуществление в разных жанрах): совещательная (политическая, дипломатическая, деловая) речь, судебная, эпидейктическая (торжественная, праздничная, хвалебная).

Ораторика как форма принятия государственных решений. Гомилетика как форма учебной и пропедевтической речи, осуществляемая в школе и церкви с развитием христианства.

Деловая речь и ее регламентация. Письменная деловая речь, устный деловой диалог. Результаты производственной деятельности в связи с речевой эффективностью. Бюрократизм как форма неоптимальных речевых контактов.

Цели и задачи политической риторики.

Сведения из истории русского политического красноречия.

Жанры современной политической речи. Требование совмещать эффективные действия в разных видах словесности (диалог, консультации, дискуссия, выступление на митинге, интервью, полемика в СМИ и др.).

Политический деятель как ритор. Оценка политического оратора: доверие аудитории; философская и жизненная позиция, влиятельность и эффективность речи, индивидуальность стиля и воздействие на аудиторию, богатство идей, выбор слов, характер произношения. Образ оратора и вывод слушателей о личности говорящего.

Образ делового ритора России.

Образ ритора-политика.

Образ ритора-судьи.

Тема 9. Риторика и история русского общества.

Основные этапы в истории русской риторики. Создание риторик как теорий общественно-деловой прозы в периоды революционно-стилистических преобразований русского общества:

1613/1620 гг. – воцарение Романовых и написание первой русской “Риторики” в 1620 г., ее исключительная популярность в течение всего XVII века и изучение в составе тривиума свободных художеств (грамматика, риторика, диалектика);

1695/1710 гг. – петровские преобразования и создание риторик Софрония Лихуда, первоучителя Славяно-Греко-Латинской академии, Михаила Усачева, Стефана Яворского, Козмы Афоноиверского (см. разбор в этих сочинениях ситуаций общественно-политической речи);

1745/1750 гг. – общественные перемены в царствование Елизаветы Петровны и создание ломоносовской рациональной риторики в соперничестве с риторической концепцией В.К.Тредиаковского;

1790/1805 гг. – новаторские преобразования в государственно-деловой жизни и становление науки словесности с развитием предмета риторики (А.С.Никольский, И.С.Рижский, М.М.Сперанский);

1845/1860 гг. – смена стиля правления в середине XIX века при воцарении Александра II и критика, упадок риторики, новое объяснение теории и истории словесности (В.Г.Белинский, А.А.Потебня) как преимущественно теории художественной прозы;

1917/1925 гг. – критика и отмена словесности, расцвет советского ораторского искусства, становление пропаганды и массовой информации в СССР, новая языковая ситуация;

1985/1995 гг. – критика коммунистической идеологии, обобщение предшествующего историко-культурного опыта, создание новых риторических теорий, попытки формировать новую идеологию на основе нового стиля мысли и речи.

Тема 10. Изобретение.

Изобретение – создание замысла, построение аргументации на основе замысла.

Обнаружение проблемы, определение предмета мысли, идея высказывания как способ решения проблемы, выдвижение предложения, поиск нужных аргументов и разработка содержания высказывания.

Цель риторического изобретения – построение замысла целесообразного высказывания. Отчетливое формирование идеи независимо от объема и жанра речи.

Предложение – развертывание высказывания, сформулированная мысль, предлагаемая для обсуждения. Риторическое предложение-установка, постановка или решение проблемы, оценка факта, завершенная и грамматически оформленная мысль.

Два этапа изобретения: создание замысла высказывания в виде риторического предложения; развертывание аргументов как создание ряда мыслей или суждений.

Общие места как ценностные категории. Классификация основных общих мест.

Топы-источники изобретения – как способы создания доказательств и распространения речи: (внутренние) определение, целое/части, род/вид, имя, причина, следствие, уступление, обстоятельства и др.; (внешние) свидетельство, пример.

Требования оригинальности, новизны, творческого характера в изобретении мыслей. 

Тема 11. Композиция.

Классические части композиции речи: вступление – описание – повествование – доказательство – опровержение – заключение.

Вступление и его цели: благоволение слушателей, внимание аудитории, удобство восприятия.

Вступления естественные (вводящие в предмет речи) и внезапные, искусственные.

Способы привлечения внимания во вступлении: смысл речи, голос, телодвижение, внешний вид, игра со светом, звуком.

Обращение как первый элемент вступительной речи. Типы обращений в русской речевой культуре: (классификации по возрасту, полу, профессии). Значение индивидуальных обращений (изобретение любовно-семейных обращений – “код счастливой семьи”, дружеских прозвищ, обидных кличек).

Название темы как смысловой центр всей речи.

Виды вступлений по содержанию: важность вопроса, афоризм, пословица, постановка проблемы в риторических вопросах и т.д.

2. Описание – изображение всех сторон предмета в некоторый момент его существования.

Жанры описания, характеристика человека или предмета, речевой портрет, пейзаж (картина природы).

Способы описания: целое и части, признаки, обстоятельства и т.д.

3. Повествование – изложение истории предмета, последовательности происходящего.

Некоторые жанры повествований: биография, история какого-либо события, происшествия и некоторые другие. Практическая тренировка в жанрах повествований.

4. Доказательство – суждение или умозаключение, утверждающее какое-либо предложение.

Силлогизм и его части. Энтимема как риторический силлогизм с пропущенной посылкой.

5. Опровержение – критика позиции противника или противоположной ритору точки зрения. Корректность опровержений и ведения споров.

6. Заключение – краткое обобщение высказанных доводов и возбуждение эмоций энергичным призывом, выводом.

Тема 12. Слововыражение.

Океан слов и бедность/богатство нашего словесного выражения.

Стилистическое разнообразие лексики: высокий/низкий, книжный/разговорный стили. Примеры.

Основные виды тропов: метафора, метонимия, синекдоха, ономатопея, перифразис. Примеры и тренировка в создании тропов.

Новизна и оригинальность слов и выражений. Виды необычных слов и возможности их употребления с целью привлечения внимания аудитории: историзмы, неологизмы, варваризмы, эвфемизмы, жаргонизмы и некоторые др.

Синтаксическая стилистика как искусство расположения слов.

Классификация фигур речи.

  1.  
    1. Виды претерпеваний слова (игра со словами: прибавление или отнятие буквы или слога в начале, середине или конце слов).
    2. Фигуры слов (от изобилия и недостатка, от повторения и сходства).
    3. Фигура мыслей: восклицание, сомнение, желание, предвосхищение, уступление.
    4. Возможность создания фигур мысли и слова в каждом предложении. Сознательное (осмысленное) употребление фигур речи.

Повтор как ораторский прием – стилистически целесообразное явление, необходимое для украшения речи. Тавтологический повтор – следствие неумения, волнения, необученности. Виды повторов: лексический, синонимический; анафора, эпифора, восхождение, многосоюзие, бессоюзие.

Тема 13. Стиль речи – стиль жизни.

Стиль – характер и манера речи, общее впечатление от индивидуальности ритора, воплощенной в речи. Стиль речи в узком смысле: лексика, синтаксис, произношение.

Требования к стилю речи: ясность, чистота, точность, краткость, емкость, благопристойность, приличие, уместность.

Стилистический выбор слов: церковно-славянизмы, книжные слова, просторечие, разговорная лексика. Сквернословие как феномен культуры и бескультурья.

Разнообразие и богатство лексики как требование к формированию индивидуального стиля личности. Убеждение и воздействие стилем личности.

Стиль жизни и его зависимость от стиля общения.

Стиль жизни коллектива и его зависимость от характера речевых контактов участников коллектива.

Человек – это стиль. Стиль человека – в его способности своеобразно мыслить и говорить.

Разбор образцов ораторского и литературно-художественного стиля.

Тема 14. Произношение.

Параметры произношения и требования к нему:

  1.  
    1. Паузация (выразительность и значительность, проистекающие от точного деления речи на куски, логически оправданных пауз). Отработка пауз в тренировочных упражнениях.
    2. Артикуляция как работа над звуками речи (ясность и четкость произношения; можно ли в убеждающей речи картавить и шепелявить?). Тренировка артикуляции в специальных упражнениях по технике речи.
    3. Логические ударения (точность выражения мысли и энергия эмоционального воздействия).
    4. Интонация как выразительная красота и мелодика русской речи (можно ли ее развить?). Тренировка интонации в упражнениях.
    5. Ритм и темп: гармония мысли и слова, донесение мысли и слушателя. Борьба с "пулеметностью" речи. Отчего происходит убыстрение речи (бессознательно – у молодежи; сознательно – в рекламе)?
    6. Тембр речи благоприятство звучания ("иной голос подобен тележному скрипу..." – М.В.Ломоносов). Природный голос и проявление духовно-эмоционального развития личности в тембре.
    7. Громкость/тихость : достоинства и недостатки ("тихий голос – прекрасная вещь в женщине" – В.Шекспир).

Секреты произносительного обаяния

Примеры описания голосов и типов произношения ("голосовые" портреты).

Тема 15. Риторические эмоции.

Эмоции – основа риторического воздействия. Красноречие – "дар потрясать души" (Платон). Страсти – "основание красноречия" (М.М.Сперанский).

Разработка видов страстей в классическом красноречии (определение эмоции, как и при каких обстоятельствах рождается, как возбудить ту или иную страсть в слушателях): что такое гнев/милость, милость/ненависть, страх/смелость, ревность/зависть/соревновательность, надежда/отчаяние, радость/скорбь и некоторые др.

Этика учения о страстях: правомерно ли ритору возбуждать страсти для принятия решения в чью-либо пользу? Правомерно ли заниматься "потрясением душ"?

Современное воздействие на эмоции телевидения, бульварной литературы, "потрясающих" компьютерных игр, некоторых видов прессы и т.д.

Классификация эмоций в современной риторике:

  1.  
    1. страх и сострадание (опасность речи и редукция красноречием этой опасности);
    2. любовь и ненависть (обусловленность самим фактом речевого контакта);
    3. телесные эмоции (чувства голоса, холода, вызываемые непосредственным словесным описанием);
    4. этические эмоции (оценка слов в отношении к действию);
    5. эстетические эмоции (удачное употребление слов);
    6. рациональные эмоции (вызываются логическим построением рассуждения).

Описание видов эмоции и способов их возбуждения.

Тема 16. Поэзия и проза. Роды и виды современной словесности.

Классическое различие прозы и поэзии:

  •  
    • содержание (реальность/вымысел);
    • построение текста (отсутствие/присутствие рифмы);
    • "роды" словесности (в прозе: совещательная, судебная, показательная речь; в поэзии: эпос, лирика, драма);

Словесность как совокупность словесных произведений речевой культуры.

Роды и виды словесности в последовательности исторического возникновения. Отражение в развитии словесности истории культуры.

Классификация видов и жанров словесности:

  1. Устная словесность:
  2. I.I. Дописьменная речь (диалог, молва, фольклор);

    I.2. Риторическая речь: а) ораторская (поздравительная или торжественная, политическая или совещательная, судебная); б) гомилетическая (учебная, проповедническая, пропагандистская);

    I.3. Репродуцирующая (дикторская, театральная, чтение доклада);

  3. Письменная речь: а) эпистолярная (бытовые письма и их классификация), б) деловая, документальная, в) рукописные сочинения;
  4. Печатная словесность:

     III.1. Художественная литература: роман, повесть, поэма, стихотворение и др.

     III.2. Научная литература: статья, монография, руководство, аннотация, рецензия и др.

     III.3. Журнальная литература: репортаж, очерк, интервью, статья, заметка и др.

IV . словесность средств массовой информации:

     IV.1. Массовая информация (радио, телевидение, газета, кино, реклама);

     IV.2. Информатика как вид деловой и развлекательной деятельности.

Необходимость для современного человека владеть всеми видами словесности. Речевые нагрузки и их оптимальность при современной информационной насыщенности общения. 

Тема 17. Устная словесность. Бытовая речь.

Виды устных диалогов: бытовой, деловой, учебный, военный, политический, дипломатический (по профессиям, например: медицинский, торговый и пр.).

Современная бытовая речь и ее нормализация. Культура бытовой речи и правила ее ведения.

Вежливость, любезность, благорасположенность, учтивость, умение слушать и другие речевые качества. Этика поведения и этика речи. Хороший тон.

Рекомендации к ведению современного бытового диалога.

Ситуации, роли и характеристики участников бытовых диалогов. Ошибки, нарушающие контакт в диалогах.

Тематика и содержание бытовой речи: что мы говорим?

Типы эмоций: что мы чувствуем?

Словесное выражение и голосоведение: как мы говорим?

Речевой этикет бытового диалога. Приветствие, обращение, установление контакта. Вхождение в разговор (как начать?) и умение завершить его (как “выйти” из беседы?).

Риторика благодарности: где произносятся и как готовятся благодарственные речи?

Риторика извинения: как извиниться так, чтобы достичь цели?

Риторика замечания: как делать корректные и эффективные замечания? 

Тема 18. Ораторика. Поздравительная речь.

Ораторика как классический тип речи, организующий и нормализующий жизнь государства. Требования к содержанию и построению.

Поздравительная речь: цель, содержание, стиль.

История изучения поздравительной (хвалебной, эпидейктической) речи.

Торжественная речь в ситуациях современной общественной и бытовой жизни.

Поздравительная речь о человеке. Образ человека как совокупность качеств или фактов его биографии (см.: Аристотель, Ломоносов, современные работы).

Торжественная речь о каком-либо событии. Разбор понятий “счастье” и “благо” как универсальных предметов всякой торжественной речи.

Наведение эмоций в поздравительной речи (радость, надежда, любовь, милость). Связь в содержании речи прошлого и будущего.

Способы распространения высказываний в поздравительных речах: синонимические и параллельные конструкции; фигуры повторов, создающие украшение речи и настроение в аудитории. 

Тема 19. Эристика – диалектика – софистика. Спор и судебная речь.

Эристика – искусство спора. Диалектика – искусство нахождения истины. Софистика – искусство словесной манипуляции.

Цель эристики – победа в споре. Цель диалектики – поиск объективной истины. Цель софистики – видимое следование диалектике, но победа любыми средствами.

Ведение спора. Причины и ситуации спора. Спор – ссора – конфликт – примирение. Спор – дискуссия – полемика – диспут.

Речевые уловки и их корректность. Классификация уловок. Запрещенные приемы спора и способы их нейтрализации.

Судебная речь. Жанристика судительной речи. Следствие и суд. Содержание судебной речи и статусы судебных постановлений: разбор происшедшего, оценка, вынесение решения. Соотношение письменной и устной речи в современном судебном процессе. Образ современного судебного ритора.

Построение игровых ситуаций судебной речи. 

Тема 20. Академическое красноречие. Учебная риторика.

Традиции академического (монологического, лекторского) и педагогического (учебного) красноречия. Речевые портреты русских классических ученых. Требования к образу оратора в научном выступлении: новизна, уместность, оригинальность, системность, краткость, полнота изложения предмета, оптимальность стиля.

Книжная научная речь и специфика устных научных выступлений.

Различие ученой и учебной речи. Учебный текст как основа учебного предмета. Отбор содержания учебных текстов. Воплощение учебных текстов в реальном учебном общении преподавателя и студентов.

Жанры учебной речи: лекция, семинар, учебный диалог, экзамен.

Учебный диалог в классе. Требования к речевому общению. Речевое мастерство преподавателя (учителя). Специфика учебной речи как вида гомилетики: многократность и регулярность речи с одной аудиторией; цель – передача знаний, выработка навыков и умений.

Требования к личности учителя и ученика (нравственные и речевые качества). Логика и доказательства в учебной речи. Эмоции учебного общения. Стиль речи (общения) в школьной аудитории: характер установления учебных контактов, способ ведения диалога, выбор слов, особенности произношения и т.д. Индивидуальность образа учителя в педагогическом красноречии. Речевые портреты лучших учителей.

 

Список литературы

Аннушкин В.И. Первая русская риторика. М., “Знание”, 1989. №1.

Античные риторики. // Под ред. А.А.Тахо-Годи. М., 1978.

Антология русской риторики. Учебное пособие. Отв. редактор и составитель профессор М.И.Панов. М., 1997.

Волков А.А. Основы русской риторики. М., 1996.

Граудина Л.К. Русская риторика. Хрестоматия. М., 1996.

Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. М., 1989.

Далецкий Ч.Б. Практикум по риторике. М., 1996.

Зарифьян И.А. Общая и частная риторика в истории курса “Теория словесности” // Риторика. №1. С. 96–123.

Кохтев Н.Н. Риторика. Учебное пособие для учащихся 8-11 классов. М., 1994.

Леммерман Х. Учебник риторики. Тренировка речи с упражнениями. М., 1997.

Ломоносов М.В. краткое руководство к красноречию. Полное собрание сочинений. М., Л., 1951. Т.7.

Львов М.Р. Риторика. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов. М., 1995.

Марченко О.И. Риторика как норма гуманитарной культуры. М., 1995.

Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. М., 1996.

Мурашов А.А. Основы педагогической риторики. М., 1996.

Никольская С.Т. Техника речи. М., 1978.

Об ораторском искусстве. Сост. А.Толмачев. 4-е, М., 1973.

Поварнин С. Спор. О теории и практике спора. СПб., 1996.

Предмет риторики и проблемы ее преподавания. Доклады Первой Всероссийской конференции по риторике. Ред. В.И.Аннушкин, А.А.Волков, К.В.Карпюк. М., 1998.

Риторика. Хрестоматия. Составитель В.И.Аннушкин. Пермь, 1994.

Риторика. Специализированный проблемный журнал. 1995 – 1997. №1 – 4.

Рождественский Ю.В. Теория риторики. М., 1997.

Сопер Поль С. Основы культуры речи. М., 1992.

Чихачев В.П. Лекторское красноречие русских ученых XIX века. М., 1987.