Домен CURATOR.RU продается цена договорная Контакты:info@curator.ru


Бизнес-образование в России
Бизнес-образование в России

Контакты:

E-mail: info@curator.ru

Financial Times Российская школа в рейтинге

Старт в России. Международная программа MBA в сфере предметов роскоши и индустрии моды

MBA дистанционно

Международный стандарт МВА. Российский и американский MBA через интернет. 2 года. Поддержка продвижения карьеры и бизнеса слушателей. Зарегистрировавшимся с сайта curator.ru скидка 10% на всю стоимость обучения.


Реклама на сайте

Габова М.А. Графика в детском саду

-->

   ГРАФИКА В ДЕТСКОМ САДУ

Габова М.А

Программа

специального курса для студентов, обучающихся по специальности 030900 Дошкольная педагогика и психология" 

Пояснительная записка 

  Развитие личности ребенка, являющееся целью современного дошкольного образования и воспитания, подразумевает развитие психических процессов, способностей, интересов детей. Важное место среди них занимают пространственно-геометрические представления, которые лежат в основе развития пространственного мышления. Пространственным мышлением на определенном уровне должны обладать не только архитекторы, дизайнеры, конструкторы, для которых развитое пространственное мышление требуется по роду их профессиональной деятельности, но и все люди. Наш мир является пространственно организованным, и пространственные представления и понятия помогают нам жить в этом мире, так как отражают объективно существующие в природе пространственные отношения. Одним из специфических свойств пространственных материальных систем является конкретная форма и размеры. Поэтому пространственные и геометрические представления следует рассматривать в едином комплексе пространственно-геометрических представлений.

  Пространственные образы-представления находят свое отражение в графических изображениях, выполненных по преимуществу на плоскости (в двухмерном пространстве). При оперировании графическими изображениями необходимо уметь кодировать и декодировать графическую информацию, поэтому каждый человек должен обладать достаточным уровнем развития графической грамотности.

Дошкольный возраст является возрастом возникновения, становления и развития многообразных представлений, которые затем перерастают в понятия об окружающем мире. Для того, чтобы у детей сложились верные представления, необходима целенаправленная систематическая работа педагогов. Поэтому сам педагог должен обладать достаточным уровнем развития пространственно-геометрического мышления и основ графической грамоты.

Основная цель спецкурса — развитие пространственно-геометрического мышления и основ графической грамотности студентов и подготовка их к работе над развитием пространственно-геометрических представлений и элементов графической грамоты у детей дошкольного возраста.

Задачи спецкурса:

— диагностика уровня развития пространственно-геометрического мышления студентов;

— обобщение и систематизация теоретических знаний (в философском, математическом , психологическом и краеведческом аспектах);

— диагностика уровня графической грамотности студентов;

— обобщение и систематизация графических знаний и умений студентов;

— формирование у студентов установки на активное, творческое использование полученных сведений в собственной учебной и педагогической деятельности.

Особенностью предлагаемого специального курса является рассмотрение его содержания в аспекте историко-культурных традиций народа коми. Используемые и создаваемые студентами пространственно-геометрические образы отражают объекты природы, быта, искусства народа коми. Таким образом, в содержании спецкурса реализуется национально-региональный компонент образования.

Предлагаемый спецкурс позволит стимулировать профессиональную компетентность, творческую активность и национальное самосознание студентов — будущих педагогов дошкольного образования.

Тематический план спецкурса

 

Тема

Количество часов

 

Всего

Лекц.

п / з

Тема 1. Пространство. Пространственные признаки предметов и их отражение человеком.

 

4

 

4

 

--

Тема 2. Графика. Язык графики.

2

--

2

Тема 3. Геометрические фигуры и тела.

4

2

2

Тема 4. Пространственно-геометрические преобразования: в природе, технике, творчестве человека.

 

4

 

4

 

--

Тема 5. Развитие пространственно-геометрических представлений у детей дошкольного возраста.

 

4

 

2

 

2

Тема 6. Графика в детском саду.

4

2

2

Творческие проекты.

2

--

2

Всего.

24

14

10

Содержание программы:

Тема 1. Пространство. Пространственные признаки предметов и их отражение человеком.

Понятие пространства в современной науке. Свойства пространства. Пространственные признаки предметов. Пространственные отношения.

Понятие пространства в историко-философском аспекте.

Проблема пространственных представлений и пространственного мышления в психологии.

Практические задания:

1. Аннотирование литературы по проблеме.

2. Пополнение словаря основных понятий.

3. Составление исторической справки.

4. Подготовка сообщений:

1) Проблема пространства в древнегреческой философии.

2) Проблема пространства в средневековой философии.

3) Современные подходы к проблеме пространства.

Литература:

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. — М., 1980.

2. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. — М., 1988.

3. К проблеме восприятия пространства и времени /под ред. Б.Г. Ананьева, Б.Ф. Ломова. — М., 1959.

4. Краткая история философии /под ред. В.Г. Голобкова. — М., 1996.

5. Мир философии /сост. П.С. Гуревич. — М., 1991.

6. Познавательные процессы: ощущения, восприятие /под ред. А.В. Запорожца. — М., 1982.

7. Философский энциклопедический словарь. — М., 1983.

Тема 2. Графика. Язык графики.

Графика. Многообразие графических изображений.

Язык графики и его роль в передаче информации о предметном мире. Чертежные инструменты. Типы линий и их назначение. Чертежные шрифты. Масштабы. Таблицы, графики и диаграммы.

Практические задания:

1. Выполнение графических работ.

2. Подбор различных графических изображений.

3. Составление таблиц, графиков, диаграмм на основе данных, полученных в ходе выполнения выпускных квалификационных работ.

4. Пополнение словаря основных терминов.

Литература:

1. Ботвинников А.Д. , Ломов Б.Ф. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников. — М., 1979.

2. Словарь-справочник по черчению. — М., 1993.

3. Учебники по черчению для средней школы.

4. Цукарь А.Я. Развитие пространственного воображения. — СПб., 2000.

Тема 3. Геометрические фигуры и тела.

Основные понятия и определения геометрии. Плоские геометрические фигуры. Объемные геометрические тела.

Графическое отображение и чтение геометрической информации о предметах окружающего мира: проецирование, чертежи, развертки. Моделирование геометрических форм из разных материалов.

Практические задания:

1. Выполнение графической работы “Основные геометрические построения”.

2. Выполнение графических работ на построение изображений геометрических фигур.

3. Построение разверток объемных геометрических фигур и изготовление фигур из разверток.

4. Моделирование форм из разных материалов (бумаги, пластилина, картона, бересты, дерева, проволоки и др.).

5. Пополнение словаря основных терминов.

Литература :

1. Бескин Л.Н., Бескин В.Л. Многогранники. — Киев, 1984.

2. Бескин Н.М. Изображение пространственных фигур. — М., 1971.

3. Математика: Справочник школьника. — М., 1995.

4. Смирнова И.М. В мире многогранников. — М., 1995.

5. Учебники по геометрии для школы.

6. Учебники по черчению для школы.

Тема 4. Пространственно-геометрические преобразования: в природе, технике и творчестве человека.

Пространственно-геометрические преобразования: движения, преобразование подобия, линейные преобразования.

Симметрия и ее виды: зеркальная, поворотная, центральная, переносная. Симметрия в живой и неживой природе Республики Коми. Симметрия в творчестве человека: в архитектуре коми, искусстве, музыке.

Плоские и пространственные решетки. Геометрические основы построения ленточных, замкнутых и сетчатых орнаментов народа коми. Паркеты и мозаики.

Практические задания:

1. Составление каталога литературы по теме.

2. Выполнение графических работ “Пространственно-геометрические преобразования”, “Виды симметрии”.

3. Подборка материалов “Симметрия в природе коми края”, “Симметрия в творчестве народа коми”.

4. Подборка образцов коми орнаментов.

5. Пополнение словаря основных понятий.

Литература:

1. Асарина Е.Ю., Фрид М.Е. Симметрия, орнаменты и мозаики. — М., 1995.

2. Вейль Г. Симметрия. — М., 1968.

3. Вигнер Е. Этюды о симметрии. — М., 1971.

4. Волошинов А.В. Математика и искусство. — М., 1992.

5. Галиулин Р. Как устроены кристаллы //Квант. — 1983. — № 11.

6. Гарднер М. Этот правый, левый мир. — М., 1967.

7. Грибова Л.С. Декоративно-прикладное искусство народа коми. — М., 1980.

8. Климова Г.Н. Текстильный орнамент коми. — Сыктывкар, 1984.

9. Смолина Н.И. Традиции симметрии в архитектуре. — М., 1990.

10. Узоры симметрии /под ред. Н.В. Белова. — М., 1980.

11. Урманцев Ю.А. Симметрия природы и природа симметрии. — М.. 1974.

12. Шафрановский И.И. Симметрия в природе. — М., 1985.

13. Шубников А.В., Копцик В.А. Симметрия в науке и искусстве. — М.. 1972.

 

Тема 5. Развитие пространственно-геометрических представлений у детей дошкольного возраста.

Традиционные подходы к развитию геометрических и пространственных представлений у детей (на материале программ обучения, воспитания и развития детей в детском саду: типовой, “Радуга”, “Детство”, “Развитие”, “Игралочка” и др.).

Развитие пространственно-геометрических представлений у детей на основе интеграции различных видов деятельности: математической, конструктивной, изобразительной, игровой, трудовой.

Система игр и упражнений для развития пространственно-геометрических представлений у детей. Компьютерные игры.

Диагностика развития пространственно-геометрических представлений у детей в разных возрастных группах.

Практические задания:

1. Составление каталога литературы, матрицы идей.

2. Решение и составление учебно-методических задач.

3. Подборка игр и игровых упражнений для детей разного возраста.

4. Анализ программ обучения, воспитания и развития детей в дошкольных учреждениях.

5. Разработка и проведение диагностического исследования.

6. Подборка литературного материала.

7. Творческие работы: составление кроссвордов, конструирование игр, сочинение сказок.

8. Подготовка сообщения “Компьютерные игры в детском саду”.

Литература:

  1. Алексеевская Н.А. Волшебные ножницы. — М., 1998.
  2. Бартковский А., Лыкова И. Цветная геометрия. — М., 1998.
  3. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. — М., 1997.
  4. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. — СПб, 1996.
  5. Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Путешествие по стране Геометрии. — М., 1991.
  6. Мерзон А.Е., Чекин А.Л. Азбука математики. — М., 1994.
  7. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка: Практический курс математики для дошкольников. — М., 1998.
  8. Программа “Развитие” (основные положения). — М., 1994.
  9. Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей в детском саду: В 5-ти кн. — М., 1997.
  10. Узорова О.В., Нефедова Е.А. 350 упражнений для подготовки детей к школе. — М., 2000.
  11. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников /под ред. А.А. Столяра. — М., 1988.

 

Тема 6. Графика в детском саду.

Графическая грамота. Элементы графической грамоты. Разнообразие графических изображений в педагогическом процессе детского сада.

Содержание элементов графической грамоты в программах обучения, воспитания и развития детей в детском саду.

Методика работы над развитием основ графической грамоты у детей: система игр и упражнений, дидактических средств.

Диагностика развития элементов графической грамоты у детей.

 

Практические задания:

1. Аннотирование литературы.

2. Анализ программ обучения, воспитания и развития детей в детском саду и программ для 1 класса школы.

3. Решение и составление учебно-методических задач.

4. Подборка упражнений, дидактических игр.

5. Разработка и проведение диагностического исследования.

6. Изготовление и защита наглядного пособия.

7. Разработка конспекта занятия.

8. Разработка творческого проекта.

Литература:

  1. Алексеевская Н.А. Волшебные ножницы. — М., 1998.
  2. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. — СПб, 1996.
  3. Дорофеева Е.Н. Пропедевтический курс графического образования для начальных классов //Школа и производство. — 1999. — № 4.
  4. Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Путешествие по стране Геометрии. — М., 1991.
  5. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. — М., 1989.
  6. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. — М., 1998.
  7. Программа “Развитие” (основные положения). — М., 1994.
  8. Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей в детском саду. — М., 1997.
  9. Тарловская Н.Ф., Топоркова Л.А. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду. — М., 1994.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников/под ред. А.А. Столяра. — М., 1988.

 

Требования к зачету.

Изучение спецкурса завершается выполнением творческого проекта (теоретической и методической разработки, выполняемой в малой группе — 2, 3 человека ) по любой из предложенных далее тем. При разработке творческого проекта можно воспользоваться текстом сообщения, сделанного студентом на лекции или практическом занятии.

К зачету также необходимо выполнить практические задания, указанные в планах.

 

Примерная тематика творческих проектов:

1. Применение средств графической наглядности в педагогическом процессе детского сада.

2. Преобразования плоскости и пространства на занятиях математикой и конструированием.

3. Симметрия в мире растений.

4. Симметрия в мире животных.

5. Симметрия в неживой природе.

6. Геометрические основы построения коми орнаментов.

7. Симметрия в творчестве человека ( архитектура, живопись, музыка).

8. Симметрия в технике.

9. Моделирование геометрических тел.

10. Шрифты в декоративной оформительской и графической деятельности детей.

11. Знакомство с объемными геометрическими фигурами: шар, куб, цилиндр.

12. Знакомство с объемными геометрическими фигурами: конус, призма, пирамида.

13. Обучение построению и чтению чертежей.

Предложенная тематика может быть дополнена темами, предложенными студентами. Возможна практическая реализация разработанных творческих проектов в педагогическом процессе дошкольных учреждений.