Financial Times Российская школа в рейтинге
Старт в России. Международная программа MBA в сфере предметов роскоши и индустрии моды
Международный стандарт МВА. Российский и американский MBA через интернет. 2 года. Поддержка продвижения карьеры и бизнеса слушателей. Зарегистрировавшимся с сайта curator.ru скидка 10% на всю стоимость обучения.
Реклама на сайте
Габова М.А. Графика в детском саду
-->
ГРАФИКА В ДЕТСКОМ САДУ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Габова М.А Программа специального курса для студентов, обучающихся по специальности 030900 Дошкольная педагогика и психология" Пояснительная записка Развитие личности ребенка, являющееся целью современного дошкольного образования и воспитания, подразумевает развитие психических процессов, способностей, интересов детей. Важное место среди них занимают пространственно-геометрические представления, которые лежат в основе развития пространственного мышления. Пространственным мышлением на определенном уровне должны обладать не только архитекторы, дизайнеры, конструкторы, для которых развитое пространственное мышление требуется по роду их профессиональной деятельности, но и все люди. Наш мир является пространственно организованным, и пространственные представления и понятия помогают нам жить в этом мире, так как отражают объективно существующие в природе пространственные отношения. Одним из специфических свойств пространственных материальных систем является конкретная форма и размеры. Поэтому пространственные и геометрические представления следует рассматривать в едином комплексе пространственно-геометрических представлений. Пространственные образы-представления находят свое отражение в графических изображениях, выполненных по преимуществу на плоскости (в двухмерном пространстве). При оперировании графическими изображениями необходимо уметь кодировать и декодировать графическую информацию, поэтому каждый человек должен обладать достаточным уровнем развития графической грамотности. Дошкольный возраст является возрастом возникновения, становления и развития многообразных представлений, которые затем перерастают в понятия об окружающем мире. Для того, чтобы у детей сложились верные представления, необходима целенаправленная систематическая работа педагогов. Поэтому сам педагог должен обладать достаточным уровнем развития пространственно-геометрического мышления и основ графической грамоты. Основная цель спецкурса — развитие пространственно-геометрического мышления и основ графической грамотности студентов и подготовка их к работе над развитием пространственно-геометрических представлений и элементов графической грамоты у детей дошкольного возраста. Задачи спецкурса: — диагностика уровня развития пространственно-геометрического мышления студентов; — обобщение и систематизация теоретических знаний (в философском, математическом , психологическом и краеведческом аспектах); — диагностика уровня графической грамотности студентов; — обобщение и систематизация графических знаний и умений студентов; — формирование у студентов установки на активное, творческое использование полученных сведений в собственной учебной и педагогической деятельности. Особенностью предлагаемого специального курса является рассмотрение его содержания в аспекте историко-культурных традиций народа коми. Используемые и создаваемые студентами пространственно-геометрические образы отражают объекты природы, быта, искусства народа коми. Таким образом, в содержании спецкурса реализуется национально-региональный компонент образования. Предлагаемый спецкурс позволит стимулировать профессиональную компетентность, творческую активность и национальное самосознание студентов — будущих педагогов дошкольного образования. Тематический план спецкурса
Содержание программы: Тема 1. Пространство. Пространственные признаки предметов и их отражение человеком. Понятие пространства в современной науке. Свойства пространства. Пространственные признаки предметов. Пространственные отношения. Понятие пространства в историко-философском аспекте. Проблема пространственных представлений и пространственного мышления в психологии. Практические задания: 1. Аннотирование литературы по проблеме. 2. Пополнение словаря основных понятий. 3. Составление исторической справки. 4. Подготовка сообщений: 1) Проблема пространства в древнегреческой философии. 2) Проблема пространства в средневековой философии. 3) Современные подходы к проблеме пространства. Литература: 1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. — М., 1980. 2. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. — М., 1988. 3. К проблеме восприятия пространства и времени /под ред. Б.Г. Ананьева, Б.Ф. Ломова. — М., 1959. 4. Краткая история философии /под ред. В.Г. Голобкова. — М., 1996. 5. Мир философии /сост. П.С. Гуревич. — М., 1991. 6. Познавательные процессы: ощущения, восприятие /под ред. А.В. Запорожца. — М., 1982. 7. Философский энциклопедический словарь. — М., 1983. Тема 2. Графика. Язык графики. Графика. Многообразие графических изображений. Язык графики и его роль в передаче информации о предметном мире. Чертежные инструменты. Типы линий и их назначение. Чертежные шрифты. Масштабы. Таблицы, графики и диаграммы. Практические задания: 1. Выполнение графических работ. 2. Подбор различных графических изображений. 3. Составление таблиц, графиков, диаграмм на основе данных, полученных в ходе выполнения выпускных квалификационных работ. 4. Пополнение словаря основных терминов. Литература: 1. Ботвинников А.Д. , Ломов Б.Ф. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников. — М., 1979. 2. Словарь-справочник по черчению. — М., 1993. 3. Учебники по черчению для средней школы. 4. Цукарь А.Я. Развитие пространственного воображения. — СПб., 2000. Тема 3. Геометрические фигуры и тела. Основные понятия и определения геометрии. Плоские геометрические фигуры. Объемные геометрические тела. Графическое отображение и чтение геометрической информации о предметах окружающего мира: проецирование, чертежи, развертки. Моделирование геометрических форм из разных материалов. Практические задания: 1. Выполнение графической работы “Основные геометрические построения”. 2. Выполнение графических работ на построение изображений геометрических фигур. 3. Построение разверток объемных геометрических фигур и изготовление фигур из разверток. 4. Моделирование форм из разных материалов (бумаги, пластилина, картона, бересты, дерева, проволоки и др.). 5. Пополнение словаря основных терминов. Литература : 1. Бескин Л.Н., Бескин В.Л. Многогранники. — Киев, 1984. 2. Бескин Н.М. Изображение пространственных фигур. — М., 1971. 3. Математика: Справочник школьника. — М., 1995. 4. Смирнова И.М. В мире многогранников. — М., 1995. 5. Учебники по геометрии для школы. 6. Учебники по черчению для школы. Тема 4. Пространственно-геометрические преобразования: в природе, технике и творчестве человека. Пространственно-геометрические преобразования: движения, преобразование подобия, линейные преобразования. Симметрия и ее виды: зеркальная, поворотная, центральная, переносная. Симметрия в живой и неживой природе Республики Коми. Симметрия в творчестве человека: в архитектуре коми, искусстве, музыке. Плоские и пространственные решетки. Геометрические основы построения ленточных, замкнутых и сетчатых орнаментов народа коми. Паркеты и мозаики. Практические задания: 1. Составление каталога литературы по теме. 2. Выполнение графических работ “Пространственно-геометрические преобразования”, “Виды симметрии”. 3. Подборка материалов “Симметрия в природе коми края”, “Симметрия в творчестве народа коми”. 4. Подборка образцов коми орнаментов. 5. Пополнение словаря основных понятий. Литература: 1. Асарина Е.Ю., Фрид М.Е. Симметрия, орнаменты и мозаики. — М., 1995. 2. Вейль Г. Симметрия. — М., 1968. 3. Вигнер Е. Этюды о симметрии. — М., 1971. 4. Волошинов А.В. Математика и искусство. — М., 1992. 5. Галиулин Р. Как устроены кристаллы //Квант. — 1983. — № 11. 6. Гарднер М. Этот правый, левый мир. — М., 1967. 7. Грибова Л.С. Декоративно-прикладное искусство народа коми. — М., 1980. 8. Климова Г.Н. Текстильный орнамент коми. — Сыктывкар, 1984. 9. Смолина Н.И. Традиции симметрии в архитектуре. — М., 1990. 10. Узоры симметрии /под ред. Н.В. Белова. — М., 1980. 11. Урманцев Ю.А. Симметрия природы и природа симметрии. — М.. 1974. 12. Шафрановский И.И. Симметрия в природе. — М., 1985. 13. Шубников А.В., Копцик В.А. Симметрия в науке и искусстве. — М.. 1972.
Тема 5. Развитие пространственно-геометрических представлений у детей дошкольного возраста. Традиционные подходы к развитию геометрических и пространственных представлений у детей (на материале программ обучения, воспитания и развития детей в детском саду: типовой, “Радуга”, “Детство”, “Развитие”, “Игралочка” и др.). Развитие пространственно-геометрических представлений у детей на основе интеграции различных видов деятельности: математической, конструктивной, изобразительной, игровой, трудовой. Система игр и упражнений для развития пространственно-геометрических представлений у детей. Компьютерные игры. Диагностика развития пространственно-геометрических представлений у детей в разных возрастных группах. Практические задания: 1. Составление каталога литературы, матрицы идей. 2. Решение и составление учебно-методических задач. 3. Подборка игр и игровых упражнений для детей разного возраста. 4. Анализ программ обучения, воспитания и развития детей в дошкольных учреждениях. 5. Разработка и проведение диагностического исследования. 6. Подборка литературного материала. 7. Творческие работы: составление кроссвордов, конструирование игр, сочинение сказок. 8. Подготовка сообщения “Компьютерные игры в детском саду”. Литература:
Тема 6. Графика в детском саду. Графическая грамота. Элементы графической грамоты. Разнообразие графических изображений в педагогическом процессе детского сада. Содержание элементов графической грамоты в программах обучения, воспитания и развития детей в детском саду. Методика работы над развитием основ графической грамоты у детей: система игр и упражнений, дидактических средств. Диагностика развития элементов графической грамоты у детей.
Практические задания: 1. Аннотирование литературы. 2. Анализ программ обучения, воспитания и развития детей в детском саду и программ для 1 класса школы. 3. Решение и составление учебно-методических задач. 4. Подборка упражнений, дидактических игр. 5. Разработка и проведение диагностического исследования. 6. Изготовление и защита наглядного пособия. 7. Разработка конспекта занятия. 8. Разработка творческого проекта. Литература:
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников/под ред. А.А. Столяра. — М., 1988.
Требования к зачету. Изучение спецкурса завершается выполнением творческого проекта (теоретической и методической разработки, выполняемой в малой группе — 2, 3 человека ) по любой из предложенных далее тем. При разработке творческого проекта можно воспользоваться текстом сообщения, сделанного студентом на лекции или практическом занятии. К зачету также необходимо выполнить практические задания, указанные в планах.
Примерная тематика творческих проектов: 1. Применение средств графической наглядности в педагогическом процессе детского сада. 2. Преобразования плоскости и пространства на занятиях математикой и конструированием. 3. Симметрия в мире растений. 4. Симметрия в мире животных. 5. Симметрия в неживой природе. 6. Геометрические основы построения коми орнаментов. 7. Симметрия в творчестве человека ( архитектура, живопись, музыка). 8. Симметрия в технике. 9. Моделирование геометрических тел. 10. Шрифты в декоративной оформительской и графической деятельности детей. 11. Знакомство с объемными геометрическими фигурами: шар, куб, цилиндр. 12. Знакомство с объемными геометрическими фигурами: конус, призма, пирамида. 13. Обучение построению и чтению чертежей. Предложенная тематика может быть дополнена темами, предложенными студентами. Возможна практическая реализация разработанных творческих проектов в педагогическом процессе дошкольных учреждений. |