Н. А. Ипполитова — д-р пед. наук, доцент
Московского педагогического
государственного университета
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА
“ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА”
РАЗДЕЛ IV.
ОСНОВЫ МАСТЕРСТВА
ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ
Тема 11. Ораторское
искусство.
Искусство красноречия как
способ воздействия на людей и как
способ их взаимодействия в процессе
познания явлений действительности.
Основные этапы развития ораторского
искусства. Роль ораторского искусства
в современном мире. Цель “ораторства”.
Сущность красноречия. Специфика
публичного выступления. Публичное
выступление в профессиональной
деятельности учителя.
Тема 12. Требования к
поведению говорящего.
Нравственный долг оратора.
Риторика и этика. Личность
говорящего (образ автора). Свойства
личности оратора, обеспечивающие
эффективность речи: увлеченность,
заинтересованность; искренность;
дружелюбие; обаяние и артистизм;
объективность; уверенность. Способы
проявления этих свойств в речи.
Учет “фактора адресата” в
публичном выступлении. Соотношение “говорящий-слушающий”
и специфика его проявления в
публичном выступлении.
Принцип “гармонизирующего
диалога” и средства его реализации.
Принципы коммуникативного
сотрудничества и формы их проявления.
Индивидуальный речевой
стиль оратора. Чувство аудитории и
особенности их проявления в речи
оратора (зрительный контакт,
голосовой контакт, устность,
импровизационность речи). Основные
приемы управления вниманием
аудитории.
Три основные категории
риторики: этос, пафос, логос, их роль в
создании публичного высказывания.
Этос: условия речи, “которые
получатель речи предлагает ее
создателю” (время, место, сроки
ведения речи; уместность речи;
этические предпосылки речи).
Пафос: источник создания
смысла высказывания; намерение,
замысел создания речи; развитие
определенной темы, интересующей
адресата.
Логос: словесные средства,
необходимые для реализации замысла
речи (“словесное воплощение пафоса на
условиях этоса”).
Способы развития
ораторских способностей. Пути
овладения практической риторикой.
Тема 13. Структура
публичного выступления
Определение темы и замысла
высказывания. Осознание и
формулировка общей и конкретной цели
выступления.
Основные части речи (начало,
середина, окончание речи), их функции,
содержательные особенности. Переходы
между частями речи и способы их
реализации.
Риторический эскиз речи и
способы его создания.
Подготовка к публичному
выступлению. Риторический анализ
публичного выступления.
Тема 14. Информирующая (информативная)
речь и ее особенности
Функции информирующего (информативного)
высказывания. Виды и типы информации.
Принципы отбора информации для
реализации замысла высказывания.
Структурирование информации,
принципы расположения материала в
информирующей речи.
Структурно-смысловые части
информирующей речи, их функции.
Особенности вступительной и
заключительной части информирующей
речи. Требования к содержанию и
структуре основной части.
Устные информативные жанры,
их специфика и разновидности. Устная
научная информирующая речь. Специфика
учебно-научной информации.
Средства активизации
внимания слушателей в процессе
публичного выступления
информирующего характера.
Тема 15. Аргументирующая
речь
Функции и разновидности
аргументирующей речи (убеждающая,
доказательная, объяснительная,
агитирующая и др.).
Общая характеристика
аргументирующей речи. Задачи оратора,
решаемые в процессе подготовки
аргументирующей речи: определение
проблемы речи (спорного вопроса);
формулировка тезиса, требующего
доказательства; выбор стратегии
доказательства.
Доказательство в
аргументирующей речи. Структура
доказательства: тезис, аргументы,
демонстрация. Виды доказательства (прямые
и косвенные).
Тезис, требования к
формулировке тезиса. Тезис и
антитезис. Термины тезиса и
требования к их использованию.
Деление тезиса на составляющие части.
Основные приемы деления тезиса.
Ошибки в формулировке тезиса. Формы
отклонения от тезиса.
Аргументация как система
убеждения, доказательства, объяснения.
Специфика риторической аргументации.
Логическое и риторическое в
аргументации. Доказательство как
совокупность логических приемов
обоснования истинности доказываемого
положения. Внушение как способ
воздействия на подсознание
слушателей, на чувственную и
эмоциональную сферу человека с целью
“навязывания” готового мнения
адресату.
Убеждение как риторическая
форма воздействующей речи (сочетание
доказательства и внушения, “сила
чувств” и убедительности).
Типология аргументов.
Логические (рациональные) аргументы (факты;
статистические данные; определения
как обобщение представление о
предмете; аксиомы и постулаты; ссылки
на законы, постановления, документы и
др.).
Психологическая сторона
убеждающей речи Аргументы “к
человеку”. Агументы “к аудитории”.
Иллюстративные и образные аргументы.
Приемы и способы создания
системы аргументов (отбор аругментов;
группировка аргументов; оценка
воздействующей и логической “силы”
аргументов; правила расположения
аргументов в структуре речи, их
представления аудитории). Ошибки в
использовании аргументов, уловки
аргументации.
Демонстрация (доказательное
рассуждение). Связь тезиса и аргумнтов
в структуре доказательного
рассуждения (умозаключения). Виды
рассуждений: индуктивный, дедуктивный,
рассуждение по аналогии, причинно-следственное.
Ошибки и уловки в демонстрации.
Структура аргументирующей
речи. Функции вводной, основной и
заключительной частей
аругментирующей речи. Специфика
подготовки к аргументирующей речи.
Устные жанры
аргументирующей речи.
Тема 16. Дискуссия.
Дискуссионная речь
Взаимодействие
аргументирующих (аргументативных)
высказываний в процессе обмена
мнениями при обсуждении спорных,
проблемных вопросов.
Спор, дискуссия, полемика,
прения, обсуждение, дебаты, диспут.
Общее и различное в этих формах
общения.
Дискуссия как
разновидность полемического общения,
в процессе которого сталкиваются
различные (противоположные) точки
зрения.
Цели дискуссии. Типы
дискуссии в зависимости от целевой
установки: императивный,
конфронтационный, информационный.
Типы дискуссии в
зависимости от их конечного
результата: результативные; “ничейные”;
неопределенные.
Требования к формулировке
темы дискуссии (наличие в ней
проблемного, спорного момента –
наличие предмета спора; актуальность
темы для данного состава участников
дискуссии; яркость, “публицистичность”
формулировки темы и др.).
Культура дискуссии,
требования к поведению полемистов.
Умение выделить предмет
спора и “не потерять” его в процессе
дискуссии.
Определенность позиций и
взглядов участников дискуссии как
необходимое условие ее эффективности.
Умение правильно оперировать
понятиями и терминами.
Уважительное отношение к
оппоненту как необходимое условие
успешной дискуссии.
Владение искусством
аргументации.
Умение пользоваться
полемическими приемами, такими как
опровержение; критика доводов
оппонента; сведение тезиса или
аругмента к абсурду; атака вопросами и
др. Юмор, ирония, сарказм как
полемические приемы.
Умение отвечать на вопросы.
Виды вопросов и ответов.
Нечестные приемы в
поведении полемистов. Позволительные
и непозволительные уловки в споре.
Речевое поведение ведущего.
Функции и специфика вступительного
слова ведущего. Приемы, позволяющие
активизировать участников дискуссии,
регламентировать их поведение,
корректировать ход дискуссии с учетом
ее темы и цели.
Функции и специфика
заключительного слова в речи ведущего.
Требования к речевому
поведению ведущего.
Дискуссионная речь как
разновидность устной публичной речи,
которая возникает во время спора (полемики,
дискуссии и т. д.).
Стилистические особенности
дискуссионной речи. Сочетание и
переплетение двух разновидностей
литературного языка –
кодифицированного и разговорного – в
устной дискуссионной речи.
Взаимодействие монолога и
диалога в дискуссионной речи.
Тема 17. Эпидейктическая
речь
Сущность и функции
эпидейктической речи. Предмет и
содержание эпидейктической речи, ее
разновидности. Правила похвалы и “хулы”.
Законы эпидейктической речи и ее
структура. Риторические приемы
организации (создания)
эпидейктической речи. Этос, пафос,
логос в эпидейктической речи.
Устные жанры
эпидейктической речи (поздравление;
речь в честь юбиляра или какого-либо
значительного события; речь в память о
ком-либо; застольное слово, тост и др.).
Взаимодействие элементов
информирующей, аргументирующей и
эпидейктической речи в процессе
общения.
Литература
Основная
Аристотель. Этика. Политика.
Риторика. Поэтика. Категории. – Минск,
1998. – Кн. 1-ая, гл. III, VI, IX.
Алексеев А. П. Аргументация.
Познание. Общение. – М., 1991.
Андреев В. И. Деловая
риторика. – Казань, 1993.
Анисимова В. Н., Гимпельсон Л. И.
Современная деловая риторика. В 2-х
частях. – Волгоград, 1999.
Аннушкин В. И. История
русской риторики: Хрестоматия. – М., 1998.
Баранов А. Н. Что нас
убеждает: Общественное сознание и язык.
– М., 1990.
Введенская Л. А., Павлова Л. Г.
Культура и искусство речи: Современная
риторика. – Ростов/нД, 1998.
Козаржевский А. Ч.
Мастерство устной речи. – М., 1984.
Кохтев Н. Н. Ораторская речь:
стиль и композиция. – М., 1992.
Ломоносов. Хрестоматия /
Авторы-составители С. А. Минеева, О. Л.
Лейбович. – Пермь, 1994.
Минеева С. А. Основы
мастерства устного выступления: Как
подготовить полемиста. – Пермь, 1991.
Михальская А. К. Основы
риторики: Мысль и слово. – М., 1996. – Главы
1, 5.
Ножин Е. А. Мастерство
устного выступления / Изд. 3-е, перераб. –
М., 1989.
Рождественский Ю. В. Теория
риторики. – М., 1999. – Глава II.
Риторика: Хрестоматия / Сост. В.
И. Аннушкин. – Пермь, 1994.
Русская риторика: Хрестоматия
/ Авт.-сост. Л. К. Граудина. – М., 1996.
Сопер П. Основы искусства
речи. – М., 1992.
Цицерон. Об ораторе //
Цицерон. Эстетика: Трактаты. Речи. Письма.
– М., 1994.
Дополнительная
Дебаты: Методическая
разработка по проведению учебных
дебатов / Сост. И. А. Стеркин. – Воронеж,
1997.
Козаржевский А. Ч. Античное
ораторское искусство. – М., 1980.
Кохтев Н. Н., Розенталь Д. Э. Искусство
публичного выступления. – М., 1988.
Минеева С. А. Полемика –
диспут – дискуссия. – М., 1990.
Ораторы Греции. – М., 1985.
Павлова Л. Г. Спор, дискуссия,
полемика: Книга для учащихся старших
классов средней школы. – М., 1991.
Пороховщиков П. С. Искусство
речи на суде. – М., 1996.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. В чем заключается
нравственный долг оратора? Какое
значение приобретает это понятие в
современных условиях?
2. В чем заключается сущность
красноречия?
3. Размышляя о качествах
оратора, Цицерон писал: “…Оратор должен
обладать остроумием диалектика, мыслями
философа, словами чуть ли не поэта,
памятью законоведа, голосом трагика,
игрою такой, как у лучших лицедеев”.
О каких свойствах личности
оратора, обеспечивающих эффективность
публичного выступления, говорит Цицерон?
4. Раскройте содержание
важнейших риторических категорий – “этос”,
“пафос”, “логос”. Приведите примеры их
реализации.
5. Назовите основные способы (средства)
развития ораторских способностей.
Составьте для себя памятку “Что я
должен сделать, чтобы стать хорошим
оратором”.
6. Назовите отличительные
признаки информирующей, агитирующей и
информирующей речей?
7. Как сделать интересной
информирующую речь?
8. Слушая учебную лекцию (по
любому предмету), проанализируйте, какие
средства популяризации информации
использует преподаватель.
9. Назовите основные приемы
установления контакта с аудиторией в
процессе публичного выступления. Как
определить, есть у оратора контакт с
аудиторией или нет?
10. Раскройте содержание
понятий “спор”, “полемическое
мастерство”.
11. Что общего в содержании
следующих понятий: “дискуссия”, “полемика”.
“дебаты”. “диспут”? Чем эти понятия
отличаются друг от друга?
12. Перечислите основные
требования к поведению полемистов.
Какие из них наиболее актуальны в
современных условиях?
13. Охарактеризуйте
доказательство как логическую операцию.
14. Какие полемические приемы
используются в споре (в ходе дискуссии)?
К каким из них вы прибегаете в ситуации
спора?
15. Перечислите основные
уловки, к кторым прибегают
недобросовестные полемисты? Почему они
вынуждены использовать нечестные
приемы?
16. Какие требования
предъявляются к речевому поведению
ведущего?
17. Проанализируйте речевое
поведение телеведущих в дискуссионных
программах (“Глас народа”, “Национальный
интерес” и т. п.). Соответствует ли это
поведение требованиям риторики и
культуры речи?
18. Что такое эпидейктическая
речь? Какова ее основная функция?
Приведите примеры удачной
эпидейктической речи.
19. Перечислите основные
законы эпидейктической речи.
20. Описывая законы
эпидейктической речи, Аристотель
говорил: “Для людей, произносящих хвалу
или хулу, целью служит прекрасное или
постыдное; но сюда также привносятся
прочие соображения”.
Что, по вашему мнению, имел в
виду Аристотель, говоря о “прочих
соображениях”, связанных с целью
эпидейктической речи?РАЗДЕЛ V.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ
УЧИТЕЛЯ
РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ
Тема 18. Письменные жанры
профессионального общения
“Репертуар”
педагогических жанров как особых форм
речевой практики учителя. Письменные
профессионально значимые речевые
жанры.
Функции письменных
педагогических жанров, их специфика.
Аннотация как рзновидность
вторичного текста. Содержательные (сведения
о содержании исходного, первичного,
текста) и структурные особенности
аннотации. Структурно-смысловые блоки
текста-аннотации, принципы их отбора и
расположения. Аннотации новинок
педагогической, учебной, методической
литературы. Оформление аннотации.
Отзыв и рецензия как
разновидности вторичных текстов.
Функции отзыва и рецензии. Основные
различия в содержании отзыва и
рецензии. Структурно-смысловые блоки (части)
отзыва и рецензии. Разновидности
рецензий и отзывов. Средства
выражения оценки в отзыве и рецензии (общее
и различное). Риторические приемы,
характерные для отзыва и рецензии.
Цели и правила
использования цитат и изречений в
отзывах и рецензиях.
Риторические средства
диалогизации речи в отзыве и рецензии.
Реферат (письменный), его
функции и сфера использования.
Структурно-смысловые части
реферативной статьи. Речевые опорные
конструкции (речевые средства,
речевые клише), обеспечивающие
цельность и связность реферата.
Особенности реферата-обзора.
Биография и автобиография
– общее и различное. Биография и
автобиография как разновидности
делового повествования. Структурно-смысловые
части (блоки) биографии и
автобиографии. Биография и
автобиография школьника, учителя,
известного педагога. Биография с
элементами характеристики.
Стилистические особенности
биографии и автобиографии. Речевые
структуы (формулы, клише), характерные
для автобиографии и биографии.
Характеристика лица как
жанр делового общения.
Характеристика ученика (учителя,
одного из родителей). Сравнительная
характеристика (двух учеников,
родителей, учителей). Групповая
характеристика (класса, группы
учащихся, членов кружка).
Стилевые разновидности
индивидуальных характеристик.
Авторские характеристики в
литературе на педагогические темы.
Риторические приемы
создания характеристик.
Отчет (письменный) как
разновидность делового общения.
Разновидности отчетов.
Структурно-смысловые части
(блоки) отчетов различного характера.
Речевые клише, характерные для отчета.
Письма в педагогическом
общении. Функции писем. Классификация
писем: письма-повествования и их
разновидности; побудительные письма и
их разновидности; этикетные письма;
эмоционально-оценочные письма (письмо-жалоба;
письмо-утешение; письмо-оправдание и т.
п.).
Жанровые особенности писем
различного характера.
Письменные жанры делового
общения в деятельности учителя:
докладная записка, протокол, расписка,
заявление. Требования к их оформлению.
Речевые клише, характерные для
названных жанров.
Тема 19. Устные
профессионально-значимые высказывания
учителя
Функции и специфика устных
профессиональных жанров.
Оценочные высказывания в
ситуации опроса, проверки домашнего
задания, беседы и т. п. Цели и структура
оценочного высказывания. Способы
выражения оценки.
Педагогический диалог в
ситуации опроса, повторения и
обощения изученного, объяснения
нового материала. Специфика учебно-педагогического
диалога в различных коммуникативно-речевых
ситуациях.
Диалогическое единство как
разновидность дискурса. Структура
диалогического единства. Типы (виды)
диалогических построений: диалог-сообщение;
диалог-побуждение; диалог-расспрос и
др.
Коммуникативно-речевые
умения, необходимые для организации и
ведения диалога на уроке.
Педагогический диалог в
ситуации объяснения нового материала.
Коммуникативная задача данной
разновидности диалога. Способы
предъявления информации в
педагогическом диалоге. Структурно-смысловая
целостность диалога. Характер реплик
в диалоге. Характер вопросов,
требования к их формулировке.
Языковые и речевые средства
оформления диалогического
высказывания. Развернутые
монологические реплики учителя в
структуре педагогического диалога, их
функции, специфика, особенности
оформления.
Объяснительный монолог (объяснительная
речь) учителя в ситуации изучения
нового материала.
Функции объяснительной
речи и ее разновидности.
Объяснительный монолог как
речевой жанр. Особенности
коммуникативно-речевой ситуации, в
которой реализуется объяснительный
монолог. Характер информации в
объяснительной речи. Соотношение
информативного и аргументативного
компонентов в содержании
объяснительной речи. Требования к
отбору материала при подготовке к
объяснению.
Разновидности
объяснительных текстов. Объяснение
понятий, закономерностей (теоретический
аспект). Объяснение фактов, явлений,
событий. Знания о способах
деятельности и специфика их изложения
в объяснительной речи.
Требования к речевому
поведению учителя в ситуации
объяснения. Коммуникативно-речевые
умения, необходимые для создания
объяснительного монолога.
Средства активизации
учащихся в процессе объяснения.
Приемы диалогизации общения в
процессе объяснения. Импровизация в
ходе объяснения.
Приемы популяризации
объяснительной речи. Цели, задачи,
сущность и специфика популяризации.
Речевые приемы популяризации:
лексические и синтаксические
средства словесной образности. Тропы
и риторические фигуры в
объяснительной речи. Риторические
вопросы и восклицания; введение
вымышленной речи, цитация, повтор,
метафора, сравнение, аналогия как
приемы популяризации.
Стилистические особенности
объяснительной речи. Структурно-смысловые
компоненты объяснительной речи (монолог
– рассуждение – формулировка
проблемы (познавательная задача) –
определение – иллюстрация – монолог
– подчеркивание информации и др.).
Средства связи частей
объяснительного монолога.
Объяснительные тексты
сравнительного характера. Правила
сравнения. Алгоритм сравнения (определение
объектов сравнения; выявление
оснований сравнения; перечисление
черт сходства и различия между
сравниваемыми явлениями).
Последовательное и параллельное
сравнение. Лексико-синтаксические
конструкции, с помощью которых
осуществляется сравнение.
Обобщающая речь учителя в
ситуации подведения итогов урока.
Специфика учебно-речевой ситуации
подведения итогов урока. Целевая
установка и тематическое содержание
обобщающей речи. Характер
коммуникации в ситуации подведения
итогов урока. Логичность обобщающей
речи. Разновидности обобщающей речи:
обобщение деятельностного аспекта
урока; обобщение – формулировка
правила, определения; обобщение –
инструктаж, совет, предупреждение
трудностей. Структурно-смысловые
части обобщающей речи. Средства связи
частей обобщающей речи. Стилевые
особенности обобщающей речи.
Доклад (сообщение) как
разновидность информирующей речи.
Разновидности докладов. Особенности
доклада как формы устного и
публичного выступления. Структурно-смысловые
части доклада, их функции. Требования
к отбору материала для доклада или
сообщения. Средства перехода от одной
части к другой. Подготовка к докладу.
Средства установления
контакта со слушателями. Средства
привлечения внимания; средства
популяризации информации. Средства
выделения главного, значимого,
интересного, нового. Цитирование и
цифровой материал в докладе.
Аргументативный компонент доклада (сообщения).
Средства объективизации информации.
Средства выражения оценки в докладе (сообщении).
Выразительность речи докладчика.
Требования к невербальному поведению
докладчика.
Литература
Основная
Акишина А. А., Формановская Н. И.
Этикет русского письма. – М., 1989.
Антонова Л. Г. Письменные
жанры речи учителя: Учебное пособие к
спецкурсу. – Ярославль, 1998.
Беляева А. В., Майкз С.
Монолог, диалог и полилог в ситуациях
общения. – М., 1985.
Введенская Л. А., Павлова Л. Г.
Культура и искусство речи: Современная
риторика. – Ростов/нД, 1998. – Глава 7.
Веселов П. В. Аксиомы
делового письма: Культура делового
общения и официальной переписки. – М.,
1993.
Диалог: Теоретические
проблемы и методы исследования. Сб.
научно-аналитических обзоров. / Отв. ред.
Н. А. Безменова. – М., 1991.
Десяева Н. Д. Речь учителя в
контексте урока. – М., 1995.
Десяева Н. Д., Ассуирова Л. В.,
Лебедева Т. А., Хаймович Л. В., Максимкина
О. И. Теоретические и прикладные
аспекты педагогического общения. –
Саранск, 1999.
Кожина М. Н. Диалогичность
письменной научной речи как проявление
социальной сущности языка // Методика и
лингвистика. – М., 1981.
Культура речи учителя:
Методические указания для студентов
факультета русского языка и литературы.
/ Отв. ред. Т. А. Ладыженская. – М., 1988.
Ладыженская Т. А. Устная
речь как средство и предмет обучения:
Учебное пособие для студентов. 2-ое изд.,
перераб. – М., 1998.
Михальская А. К.
Педагогическая риторика: История и
теория. – М., 1998. – Часть I. Гл. 1 и 5; Часть
II. Гл. 4.
Одинцов В. В. Речевые формы
популяризации. – М., 1982.
Педагогическое речеведние:
Словарь-справочник. Изд. 2-е / Под ред. Т. А.
Ладыженской и А. К. Михальской; сост. А. А.
Князьков. – М., 1998.
Платон. Федр. // Платон. Избр.
диалоги. – М., 1965.
Рождественский Ю. В. Основы
риторики. – М., 1999. – Глава II, III.
Смелкова З. С.
Педагогическое общение: Теория и
практика учебного диалога на уроке
словесности. – М., 1999.
Смелкова З. С. Словарь
делового человека. – М., 1996.
Сохор А. М. Объяснение в
процессе обучения: Элементы
дидактической концепции. – М., 1988.
Русская риторика: Хрестоматия
/ Авт.-сост. Л. К. Граудина. – М., 1996.
Шабес В. Я. Речь и знание:
Учебное пособие по спецкурсу “Основы
речевой деятельности учителя”. – СПб.,
1992.
Якубинский Л. П. О
диалогической речи // Якубинский Л. П.
Язык и его функционирование. – М., 1986.
Дополнительная
Цицерон. О наилучшем виде
ораторов // Цицерон. Эстетика: Трактаты.
Речи. Письма. – М., 1994.
Кожин А. Н., Крылова О. А.,
Одинцов В. В. Функциональные типы
русской речи. – М., 1982.
Тумина Л. Е. Повествование в
истории русского риторического учения
XVII-XX вв. – М., 1998.
Человек – текст – культура. –
Екатеринбург, 1994.
Язык и структура знания. – М.,
1990.
Язык и структура
представления знаний. – М., 1992.
Яськевич Я. С. Аргументация
в науке. – Минск, 1992.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И
ЗАДАНИЯ
1. Назовите основные функции
устных и письменных педагогических
жанров.
2. Охарактеризуйте
коммуникативно-речевые (учебно-речевые)
ситуации, в которых реализуются
основные профессионально значимые
речевые жанры.
3. Какую роль в
профессиональной деятельности учителя
играют такие жанры, как письма,
биография и автобиография,
характеристика?
4. Какова роль оценочных
высказываний в деятельности учителя?
5. Чем отличается
педагогический диалог от других видов
диалогического общения?
6. Назовите основные
требования к диалогической речи учителя
в различных ситуациях его
профессиональной речи.
7. Охарактеризуйте
объяснительный монолог учителя как жанр
профессиональной речи (профессионального
общения).
8. Как сделать объяснение
учителя интересным?
9. Как нужно готовиться к
созданию объяснительного монолога (к
объяснению нового материала)?
10. Как подводить итоги урока?
Что и как должен сказать учитель в
обобщающей речи в ситуации подведения
итогов урока?
РАЗДЕЛ VI.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РЕЧЕВОЙ
(ПЕДАГОГИКО-РИТОРИЧЕСКИЙ)
ИДЕАЛ
Тема 20. Риторика как
компонент культурологической парадигмы
Риторический идеал как
отражение (и воплощение) эстетических
и этических идеалов, сформированных в
определенной культуре. Риторический
идеал как образец речевого общения и
средство (мерило) “оценки речевого
произведения и речевого поведения в
их единстве” (А. К. Михальская).
Соотношение
общериторического и педагогического
речевого идеала. Педагогический
речевой идеал как конкретизация
идеала риторического. Специфика
педагогического речевого идеала.
Категория гармонии и ее роль в
педагогическом общении.
Принципы гармонизирующего
педагогического общения и средства их
реализации в профессиональной
деятельности учителя.
Гармонизирующий
педагогический диалог, его сущность и
специфика. Гармонизация отношений
участников общения как норма речевого
поведения.
Принцип коммуникативного
сотрудничества, его сущность, приемы
реализации в педагогическом общении.
Дружелюбие как категория
педагогической риторики.
Субъект – субъектные
отношения как норма речевого
взаимодействия учителя и учащихся,
как средство диалогического познания
явлений и фактов действительности.
Истина как категория
риторики.
Онтологический (эвристический)
характер проявления отношения
субъекта речи к истинности предмета
речи. Поиски смысла и истины как
высшая цель педагогической
деятельности.
Педагогико-риторические
задачи, решаемые в ситуации
педагогического общения.
Педагогическая стратегия (основополагающий
принцип речевого поведения).
Стратегия коммуникативного
сотрудничества в педагогическом
общении и способы ее реализации.
Педагогическая тактика (способ
реализации стратегии речевого
поведения). Тактика демонстрации
доброжелательного отношения к
учащимся. Похвала, порицание, оценка,
одобрение и ободрение, их специфика и
роль в реализации принципов
гармонизирующего педагогического
общения.
Литература
Основная
Аристотель. Этика. Политика.
Риторика. Поэтика. Категории. – Минск,
1998. – Кн. 1-ая. Гл. XIII; Кн. 2-ая. Гл. II, III, IV.
Гумбольдт В. фон. О различии
строения человеческих языков и его
влиянии на духовное развитие
человечества // Гумбольдт В. фон.
Избранные труды по языкознанию. – М., 1984.
Гумбольдт В. фон. Характер
языка и характер народа // Гумбольдт В.
фон. Язык и философия культуры. – М., 1985.
Гольдин В. Е., Сиротинина О. Б.
Внутринациональные речевые культуры и
их взаимодействие // Вопросы стилистики.
– Саратов, 1993. – Вып. 25.
Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д.
Педагогическое творчество. – М., 1990.
Леонтьев А. А. Национально-культурная
специфика речевого поведения. – М., 1977.
Михальская А. К. Русский
Сократ: Лекции по сравнительно-исторической
риторике. – М., 1996.
Михальская А. К. Основы
риторики: Мысль и слово. – М., 1996.
Михальская А. К.
Педагогическая риторика: История и
теория. – М., 1998.
Психолого-педагогические
проблемы взаимодействия учителя и
учащихся / Под ред. А. А. Бодалева. – М., 1980.
Цицерон. О наилучшем из
ораторов; Об ораторе // Цицерон. Эстетика:
Трактаты. Речи. Письма. – М., 1994.
Шаталов В. Ф. Точка опоры. –
М., 1987.
Юнина Е. А. Педагогическая
риторика. – Пермь, 1995.
Юнина Е. А., Сагач Г. Общая
риторика (Современная интерпретация). –
Пермь, 1992.
Дополнительная
Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А.
Платон; Аристотель. – М., 1993.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И
ЗАДАНИЯ
1. Как вы понимаете содержание
понятия “педагогический речевой идеал”
(“педагогико-риторический идеал”)?
2. В чем заключается и как
проявляется специфика педагогического
речевого идеала?
3. Какую роль в содержании
педагогического речевого идеала играют
такие категории, как истина, гармония,
дружелюбие?
4. Как проявляется взаимосвязь
этики и риторики в понятии “педагогический
речевой идеал”?
5. Назовите основные принципы
педагогического общения, которые
непосредственно связаны с понятием “педагогический
речевой идеал”.
6. В чем проявляется принцип
гармонизирующего педагогического
общения в деятельности учителя?
7. Какую роль играют похвала,
порицание, оценка, одобрение в
содержании понятия “педагогический
речевой идеал”?
8. А. К. Михальская в учебном
пособии “Педагогическая риторика”
называет учителя “магистром”
культурных традиций и ценностей”. Как
вы понимаете смысл этого выражения?
Какую роль в достижении этого
профессионального уровня играет знание
законов риторики?
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И СООБЩЕНИЙ
1. Риторика и этика.
2. Цицерон об ораторе.
3. Сократовский метод ведения
беседы и его роль в современной
педагогике.
4. Определение риторики в
трудах Платона, Аристотеля, Цицерона.
5. Роль риторики в подготовке
специалистов.
6. Творческая
индивидуальность и ее проявление в
профессиональном общении.
7. Речь учителя русского языка
в различных учебно-речевых ситуациях.
8. Речевое поведение
современного учителя (на основе
самостоятельных наблюдений, обощений,
выводов).
9. “Если хочешь стать хорошим
оратором, стань сначала хорошим
человеком”.
10. “…Кто посвящает себя
истиному красноречию, тот посвящает
себя мудрости” (Цицерон).
11. “Перо – лучший и
превосходнейший творец и наставник
красноречия” (Цицерон).
12. Что такое речевой поступок.
13. Что такое общение.
14. Что значит добиться успеха
в общении.
15. Что значит говорить хорошо.
16. Диалогичность как форма
взаимодействия.
17. Игровые формы общения на
уроке.
18. Спорить, но не ссориться –
возможно ли это?
19. Искусство ставить вопросы и
отвечать на них.
20. Жанр как единица речевой
практики.
21. М. М. Бахтин о речевом жанре.
22. Русские пословицы о языке и
речи.
23. Роль “языка внешнего вида”
в речи.
24. Как проявляется
индивидуальный стиль речи учителя в
различных ситуациях урока (при создании
профессионально значимых жанров).
25. Средства выразительности
педагогической речи учителя (на примере
анализа работы какого-либо учителя).
26. Этикетные особенности
профессиональной речи (на примере какой-либо
профессии).
27. “Технология общения – это
прежде всего средство реализации
личности учителя в его профессиональной
деятельности” (А. А. Леонтьев).
28. Учитесь слушать других.
29. Почему возникает иллюзия
понимания читаемого текста (книги).
30. Как говорить, чтобы тебя
слушали.
31. Что такое объяснение и
зачем надо объяснять.
32. Монолог и диалог в
профессиональной деятельности (на
примере какой-либо профессии).
33. Особенности учебно-научной
речи учителя.
34. “Поэтами рождаются,
ораторами делаются” (Цицерон).
35. Слово хорошо тогда, когда
оно верно выражает мысль (К. Д. Ушинский).
36. Прежде чем станешь писать,
научись же порядочно мыслить (Гораций).
37. Речь удивительно сильное
средство, но нужно иметь много ума, чтобы
пользоваться им (Гегель).
НАЧАЛО
ПРОГРАММЫ
|