Financial Times Российская школа в рейтинге
Старт в России. Международная программа MBA в сфере предметов роскоши и индустрии моды
Международный стандарт МВА. Российский и американский MBA через интернет. 2 года. Поддержка продвижения карьеры и бизнеса слушателей. Зарегистрировавшимся с сайта curator.ru скидка 10% на всю стоимость обучения.
Реклама на сайте
Латышина Д.И., Борисова Е.В. Программа курса “Родная история. Живая Русь”
Программа курса “Родная история. Живая Русь” |
Д.И.Латышина
, Е.В.Борисова
Программа курса “Родная история. Живая Русь” с пояснительной запиской, методическими рекомендациями и примерным поурочным планированием.
Пояснительная записка Курс для младших школьников “Родная история. Живая Русь” вводит учащихся в мир истории нашей Родины, начиная с самых доступных для них реалий: народного быта, обычаев, трудовой деятельности человека. Это знакомство призвано не только обогатить школьников новыми знаниями, но и приобщить их к миру общечеловеческих нравственных ценностей, получивших в культуре и быте народа свою национальную специфику и окраску. Основу курса “Родная история. Живая Русь” составляет содержание крестьянской жизни с ее особенностями, ведь земледелие исстари было основным занятием русских людей, и в связи с ним складывался быт, своя культура, земледельческий характер носили многие обряды и праздники. Крестьянство мало изменялось на протяжении веков, сложившаяся народная культура являлась традиционной и не подвергалась значительным внешним влияниям. Оставаясь самым многочисленным сословием в России, крестьянство было создателем, носителем и хранителем национальной культуры. Вся жизнь сельского жителя, его трудовая деятельность и хозяйственный быт регулировались реальными условиями - сменой времен года. В связи с временами года и трудовой деятельностью находились календарное исчисление, народные праздники, обычаи, фольклор; приметы, игры, пляски, развлечения также были привязаны к земледельческому календарю. В культуре народа переплелись воззрения людей на мир, уходящие корнями в язычество, с православными представлениями, что привело не просто к механическому соединению этих двух начал, а к новому, своеобразному мировоззрению. Оно отразилось, например, в народных праздниках, языческих по происхождению, с которыми церковь вначале боролась (масленица, семик, Купала и др.), а потом они постепенно вобрали в себя и церковную культуру. Крестьянин плохо понимал истинные причины смены времен года, изменений в природе и считал живыми, одушевленными землю, растения, приписывая всему окружающему одухотворенность. Все эти представления вошли в обычаи, обряды и фольклор, а позднее были опоэтизированы, стали частью народной эстетики, составили основу национальной культуры. Особенности крестьянской жизни, когда мир большинства людей замыкался местностью, в которой они жили и которую редко покидали; открытость деревни миру, когда все значительные события семьи были известны всем ее жителям; постоянное общение соседей и родных; совместный труд создавали особые взаимоотношения между людьми, служившие питательной средой для их духовной жизни. Все вместе взятое: образ жизни, труд, представления об окружающем мире привело к закреплению в практике общения определенных правил поведения, регулирующих человеческие отношения. Трудолюбие, взаимопомощь, заботливость, гостеприимство и сердечность, любовь к родным местам стали этическими нормами. Стержнем учебного курса “Родная история. Живая Русь” является трудовая деятельность крестьянина в различные времена года и связанные с нею обычаи, праздники, народные промыслы, фольклор. Только рассматривая различные явления и жизненные реалии в совокупности, современный ребенок сможет понять содержание и воспринять форму народного искусства, впитать в себя моральные принципы, сложившиеся в течение веков. ПРОГРАММА КУРСА 1.Общие сведения о местах проживания русских людей в прошлом. Возникновение городов как первых поселений. Древние города России. Устройство города. Занятия городских жителей. Быт горожан. Села и деревни. Обустройство крестьянского двора. Занятия сельских жителей. Орудия труда. Распорядок домашней жизни. 2.Трудовая деятельность крестьян. Непрерывность трудового процесса - необходимое условие жизни крестьян. Общие сведения о трудовых процессах сельского жителя в соответствии с земледельческим календарем - весной, летом, осенью, зимой. Виды труда. Домашние и общественные работы в деревне. Ярмарки и базары как итог трудовой деятельности сельских жителей. 3.Крестьянские дети: труд, учение, забавы. Участие детей в трудовой деятельности семьи. Раннее включение в сельскохозяйственные работы, участие в домашнем труде. Уважительное отношение к труду. Детский труд как средство социализации. Зима - время учебных занятий крестьянских детей. Особенности крестьянской школы. Порядок обучения в ней. Взаимоотношения детей между собой. Понятие о славянской азбуке, берестяных грамотах, старинных книгах. Детские забавы. Народные игрушки, игры. Свободное времяпровождение детей. 4. Образ жизни в прошлом Представления людей об окружающем мире и происходящих в нем событиях. Влияние язычества на эти представления. Старинные обычаи и обряды. Выражение в них взглядов народа о нравственности, его верований. Нормы поведения людей: отношение к родным местам, внутрисемейные отношения, взаимопомощь, гостеприимство, милосердие. Духовная атмосфера крестьянской семьи. Уклад семейной жизни. 5.Художественное народное творчество: фольклор, лубок, искусство в народном быту, старинная одежда. Место фольклора в жизни человека: в детские годы, в юношестве, в зрелом возрасте. Фольклор в повседневной жизни, в обрядах и праздниках. Отражение в былинах и сказках нравственных представлений русского народа, его истории и культуры. Просветительская функция народного лубка. Внутреннее и внешнее убранство крестьянских домов. Украшение орудий труда, домашней утвари, посуды. Старинная мужская и женская одежда. 6. Народные праздники. Включение детей с раннего детства в праздничные и обрядовые действа. Импровизационное участие всех жителей деревни в праздниках. Описание широко распространенных в России праздников: святки, масленица, праздник Ивана Купалы. Праздничные обычаи и обряды. Культура и традиционные элементы праздников. Деревенские посиделки - работа и веселье. Фольклорные произведения, исполняемые на праздниках и посиделках. Передача социального опыта детям в процессе праздника. Праздники труда: праздник последнего снопа, капустки. Местные праздники. 7.Обобщение по всему курсу. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Учебное пособие Д.И.Латышиной “Родная история. Живая Русь” для младших школьников создано в соответствии с программой учебного курса. Оно состоит из 4 частей, каждая из которых отражает крестьянскую жизнь в соответствии с земледельческим календарем: 1) конец лета, 2) осень, 3) зима, 4) весна и начало лета. Кроме того в пособии имеются и более общие темы: город, деревня, село, основы мировоззрения человека в прошлом, которые вводят ребенка в историческую среду, помогают увидеть общую картину жизни предков русских людей. Учебное пособие основано на общепедагогических концептуальных положениях, разработанных его автором; основными из них являются следующие. В процессе обучения младших школьников чрезвычайно значимы некоторые психологические особенности детей этого возраста, мало принимаемые в расчет в современной школьной практике. Рассмотрим, как они учтены в данном пособии. Наглядно-образный и наглядно-действенный (“Мышление руками” - А.А.Люблинская) характер мышления детей. Основа всех знаний для школьника, как свидетельствуют классики педагогики - ощущения, чувственный опыт, практика, “дитя мыслит формами, красками, ощущениями вообще . . .” (К.Д.Ушинский). Это значит, что ребенок может получать из учебной книги не только словесную информацию, но и наглядно-образную. В таком случае рисунки, модели предметов и сами предметы станут служить не просто средством иллюстрации теории, а носителями нового знания. Сравнивая, наблюдая, анализируя рисунки, копии художественных произведений, сами предметы или их модели по заданной автором книги программе, ученик сможет без многочисленных отвлеченных объяснений освоить предлагаемый ему учебный материал, стать автором выводов и умозаключений. Вербальные и невербальные носители информации в учебном пособии поэтому подаются в единстве, дополняя друг друга. Каждый ученик создает и сам свои макеты: деревенской избы или старинного дома, домашней утвари, самой деревни, воссоздает картину трудовой жизни с помощью поделок и многое другое. В “Тетрадях для самостоятельных работ” учащимся предлагается сделать рисунки, раскрасить картинки - это также позволяет ученику увидеть какие-то ранее незамеченные им детали предметов. В “Тетрадях” детям предлагается обвести по точкам тексты, содержащие информацию о нравственности. Выполняя эту работу, ребенок опять же получает новое знание. Так осваивается “руками” предлагаемый материал, в то же время развивается психика ребенка: обогащаются эстетическая и нравственная сферы личности, развивается творчество, логическое мышление. Каждому учителю известна фраза “сознательное усвоение знаний”. Оно предполагает, что все в школьном обучении усваивается ребенком осознанно, благодаря словесно-логическим рассуждениям и запоминанию словесно оформленных выводов. Но учитель прекрасно понимает, что далеко не все, что определяет действия ребенка, осуществляется им осознанно. Так, освоение с первых лет жизни путем имитации грамматических структур родного языка, действия по образцу, запоминание букв еще в дошкольный период, наконец, копирование поведения какого-то реального или вымышленного персонажа - здесь нет никаких словесно-логических обоснований. Дело в том, что психика человека - это не только сознание, но и подсознание, которое “заведует” эмоциями, воображением, подражанием, внушением, игрой, творчеством и т.д. Роль подсознания в жизни человека велика, оно освобождает сознание от чрезмерных перегрузок, а в детском возрасте особенна, так как позволяет не подорвать психических сил ребенка. В обучении детей подсознание имеет огромное значение. Многое усваивается ими не благодаря словесным рассуждениям и доказательствам, а благодаря внушению и подражанию; “языком” подсознания являются чувственно-конкретные образы (П.В.Симонов). Понимание и учет этой особенности психики очень важен для педагога, так как освобождает его от необходимости с помощью многословных объяснений добиваться “сознательного усвоения”, часто помогает ему с помощью конкретного примера, наглядного образа легко создать определенные представления, возбудить эстетические и нравственные чувства. Отсюда становится очевидной полезность для школьного обучения не только наглядных материалов, но и игры, имитации, творчества. Не следует стремиться перебороть в ребенке его природные особенности, заставляя его объяснять, анализировать то, что может быть освоено им на подсознательном уровне. Развивая так психику ребенка, школа проявит заботу и о его психическом здоровье, и о наиболее оптимальном пути освоения им учебного материала. В предлагаемой учебной книге “Родная история. Живая Русь” содержится множество материалов, которые не нужно анализировать, их смысл понятен ребенку; наглядные образы, опираясь на которые ребенок сможет проявить самостоятельное творчество; различные игровые и развлекательные сюжеты, через которые материал осваивается ребенком без излишних перегрузок сознания, легко и радостно. Книги для чтения - такова отечественная педагогическая традиция, идущая еще с 19 в., предназначаются не только для выработки соответствующих навыков и техники, но и для общего развития и воспитания детей. Нравственному развитию ребенка при этом всегда придавалось особое значение. Здесь огромна роль внушения и самовнушения, подражания, т.е. опять подсознания. Пример взрослых и сверстников в жизни развивающейся личности приводит к тому, что этот пример значит для ребенка больше, чем разъяснения о полезности и социальной ценности тех или иных поступков (И.В.Симонов). Такой образец поведения ребенок находит не только в жизни, но и в литературных произведениях. Особенностью работы учителя с нравственно ориентированными материалами пособия “Родная история. Живая Русь” является то, что их не нужно специально “препарировать”, разбирать по вопросам, делить на части и т.д. Такие художественные тексты необходимо лишь дополнить другими вербальными и изобразительными материалами, на их основе детьми могут быть сделаны рисунки, созданы свои сочинения. Важную роль в работе с нравственно-ориентированными текстами выполняет внушение и самовнушение, чему служат вопросы типа: “За что ты полюбил этого героя?”, “Напиши сочинение по рисункам от первого лица”. Школьники, таким образом, будут не только получать информацию, но и усваивать определенные образцы поведения, основанные на общечеловеческих нормах. Учебное пособие “Родная история. Живая Русь” отличается не только своеобразным содержанием предлагаемого материала, но и новой технологией преподавания, выражающейся в следующем: - изменение позиции обучающегося в учебном процессе, когда он становится автором собственных выводов, правил, умозаключений, а не заучивает их готовыми; - оформление результатов освоения учебного материала в продуктивно-творческом виде: сочинениях сказок, песенок, загадок, создание проектов, в художественном творчестве (рисовании, лепке и т.п.); - создание в учебном процессе атмосферы творческого поиска и открытий; - осуществление сотрудничества учащихся между собою, и соавторства с создателем учебной книги; - передача учителем ряда своих функций ученикам: самообразовательная работа детей вместо разъяснений учителя; само- и взаимопроверка выполнения дела и др. - введение в уроки игры, импровизации, юмористических моментов, что вызывает у школьников эмоциональный подъем и поддерживает их активность. Учебное пособие “Родная история. Живая Русь” поможет учителю организовать смену видов деятельности детей на уроке: чередование чтения с игрой, инсценировкой, импровизацией, рисованием, лепкой, сочинением загадок, сказок - все это на одном занятии. Таким образом будет снята монотонность уроков и постоянно поддерживаться интерес к ним. Так может быть осуществлен призыв Яна Амоса Коменского “Обучай с радостью!” Книги “Родная история. Живая Русь” предназначаются для уроков чтения в начальных классах в сочетании с другими учебными книгами по чтению. Работая по книгам, можно использовать методы и приемы традиционной методики чтения, хорошо известные учителю. В то же время, авторская концепция, изложенная ранее, определяет особенности уроков, проводимых по книгам “Родная история. Живая Русь”. Рассмотрим их. Развитие логического мышления детей, занимающихся по этим книгам, опирается на наглядно-образную и наглядно-действенную основу; этому способствуют многочисленные иллюстрации, помещенные в книгах. В первой книге даны репродукции картин известных русских художников, показывающие различные стороны быта и культуры народа. Назначение рисунков, репродукций состоит не только в иллюстрировании текстов и погружении ребенка в мир исторических реалий, но и в сообщении новых знаний. Поэтому необходимо рассматривать каждый рисунок, репродукцию; наглядный образ может быть создан и самими детьми в процессе игры, инсценировки, имитации и т.д. Возможно использование на уроках и дополнительных иллюстративных материалов. Логическое мышление детей будет развиваться на эмоциональной основе. Привычное для учителя пересказывание детьми прочитанного материала - это репродуктивное, рассчитанное на запоминание и воспроизведение ребенком текста (задания типа: перескажите текст, выборочный пересказ). В этих книгах также есть задания на запоминание и воспроизведение прочитанного, но их немного. Основная часть заданий потребует от учащихся продуктивно-творческой деятельности (придумать продолжение текста, сочинить рассказ, изобразить в рисунке, в поделке). Таким образом, учитель сможет выяснить не только как освоен ребенком материал, но и способствовать развитию творчества и индивидуальности. Книги “Родная история. Живая Русь” ориентированы на самостоятельное изучение материала детьми, поэтому учителю нет необходимости предварительно сообщать содержание текстов, а предлагать им самим ознакомиться с произведением. Самостоятельная работа - не новое требование к процессу обучения, однако в данном случае оно имеет свою особенность. Ребенок выступает в роли соавтора книги: он придумывает истории, сочиняет песенки, продолжает рассуждения автора, завершая их своим собственным выводом. Учителю не нужно спешить с подведением учащихся к единому заключению, предоставляя каждому ребенку возможность выразить свои мысли. Дети также могут проверять друг у друга записи в “Тетрадях для самостоятельной работы” (ответы на вопросы, сочинения), исправлять ошибки. Самостоятельными могут быть как групповые, так и индивидуальные формы работы. В учебном пособии “Родная история. Живая Русь” возможности для творческого развития детей значительно расширены и лежат в основе всей работы. Особенности творчества состоят в том, что оно осуществляется на интуитивном уровне, не может быть ограничено правилами, условиями, рекомендациями. Важна рефлексия, основывающаяся на воспринятых ранее ребенком образах, его жизненном опыте. Для творчества нужен “строительный” материал: рисунок для сочинения загадки, образ городского старинного дома, сельского двора, старинного костюма. Роль учителя при творческом процессе детей видится в том, что учитель стимулирует, поддерживает, одобряет все то, что придумал и сделал ребенок. Творческая деятельность учащихся в каждой теме определена. Ее содержание сформулировано после названия темы курсивом. (Тема “Путешествие по городам и весям России”: “Лепим из пластилина или глины башни, дома, “строим” из них город.” (Книга1, Часть1, с.13), тема “Народный лубок”: “Делаем лубок” (Книга2,Часть2, с.45)). На эту запись следует обращать внимание детей особенно в первое время, предварительно нацелив их таким образом на предстоящую творческую деятельность. Это способствует тому, что чтение текстов будет рассматриваться детьми как предварительная подготовка к творчеству. Развитию детского творчества помогают игровые и соревновательные элементы, включаемые в урок. Проведение не потребует от учителя больших усилий, а дети с удовольствием принимают их. Проинсценировать, разыграть, отгадать можно на уроке без предварительной подготовки, опираясь на фантазию, воображение младших школьников. В книгах даны направления развития творческой деятельности ( лепка, сочинение, рисование . . .). При этом учителю не следует стремиться к одинаковому результату, наоборот, надо поощрять индивидуальный поиск, оригинальность, неповторимость решений. Творческие работы, предлагаемые в книгах, не исчерпывают их многообразия. Учитель и дети могут предлагать свои варианты. Некоторые творческие задания, предлагаемые к одной теме, могут быть использованы и в других случаях. В книгах даны подсказки детям и учителю о возможных видах творчества, и развить их они могут сами. Так, лепка из пластилина и глины практически возможна по любой теме; дети могут это делать дома и на уроках. Во второй половине занятий детям предлагается самим придумать вид творчества; учителю следует поощрять инициативу детей. Что не нужно учителю делать в книгах “Родная история. Живая Русь” и “Тетрадях для самостоятельной работы”:
Но как же оценить работу детей на уроке, выполнение заданий в книге? Оценка техники чтения осуществляется в соответствии с требованиями современной методики (используются традиционные отметки). Творчество детей лучше оценивать в словесной форме, подчеркивая при этом интересные находки и решения. Не нужно акцентировать внимание на недостатках и неудачах ребенка. Отдельные поделки, рисунки детей могут быть помещены на своеобразную выставку в классе. Многие городские дети не бывали в деревне, поэтому им могут быть непонятны некоторые тексты, описывающие бытовые и трудовые процессы крестьян в прошлом. Им трудно представить себе, что такое коромысло, серп, соха. В таких случаях учителю надо либо продемонстрировать сам предмет, либо слайды, репродукции картин. Можно также проинсценировать приемы обращения с предметами быта (как с помощью ухвата поставить чугунок в печь, носить ведра на коромыслах, пахать землю сохой). Как пользоваться книгой. Учащимся предлагаются для выполнения задания двух типов: для индивидуального выполнения и группового выполнения. Условное обозначение поможет учителю и детям определить тип задания. В зависимости от особенностей класса, учитель может задание для индивидуального выполнения сделать групповым и наоборот, решить, в какой последовательности изучать материал и выполнять задания по данной теме. Например, тема “Веси: села, деревни” (Книга 1, Часть 1, с. 39): стихотворение можно прочитать в начале или в середине урока. Задание (с. 40) можно предложить выполнить до чтения текста, в процессе чтения или после прочтения. Таким образом, учитель сам, ориентируясь на свой класс, решает, следовать ли во всем книге или вносить в нее коррективы. В “Тетрадях для самостоятельной работы” детям предлагается либо раскрасить рисунки, либо выполнить их самим. Учителю нужно направлять детей: напомнить об аккуратном нанесении цвета, о необходимости выбирать оттенки, избегая при этом однообразия и монолитности. Также очень важно вырисовывать детали рисунка, выделяя их цветом. Вначале надо детям предложить цветными карандашами обвести все детали на каждом рисунке и лишь после этого нанести цветом общий фон рисунка. Развивая детскую наблюдательность, важно постоянно обращать внимание на соответствие цветов в рисунках и естественных цветов (например, снопы - желтые с разными оттенками, а не коричневые). Благодаря раскрашиванию, у ребенка непроизвольно создается образ, сохраняющийся в памяти. Погружение в мир культурно-исторических реалий происходит на подсознательном уровне и служит созиданию личности. Кроме того, такие упражнения полезны для развития мелкой мускулатуры пальцев рук, наблюдательности, воображения. Вопросы и задания в “Тетрадях” предполагают письменные ответы детей. Нужно сразу приучить детей писать ручкой, аккуратно, соблюдая правила каллиграфии и орфографии. Важно приучать детей проверять написанное друг у друга, обсуждать вслух содержание ответа. Периодически необходимо проверять записи учащихся; это можно делать во время выполнения детьми творческих заданий. Допущенные ошибки лучше помечать простым карандашом, так, чтобы ребенок потом мог сам их исправить. К работе по отдельным темам могут подключиться и родители. В книгах даже встречается такая подсказка “. . . вместе с родителями . . .”. Возможно и участие родителей в таких занятиях, как показал опыт работы. Некоторые задания к нравственно-ориентированным текстам учитель может намеренно рекомендовать для совместного выполнения детьми и родителями. Занятия по данным книгам будут более продуктивными, если учителю удастся воспроизвести картины прошлого, используя для этого музыкальное оформление, реальные предметы быта (старинные прялки, ухваты и др.). Есть семьи, которые помнят старинные обряды, обычаи, песни, хранят костюмы. Обязательно найдутся родители, бабушки и дедушки, желающие принять участие в работе и их следует привлечь к проведению отдельных занятий, народных праздников в классе или школе. Они помогут учителю в поиске наглядных материалов. Во многих городах и селах России имеются краеведческие музеи; посещение их полезно при изучении отдельных тем. Занятия по данным книгам не требуют от учителя большой предварительной подготовки: в книгах представлены достаточно полно и необходимый для чтения материал, и определена методика занятий; в них предусмотрено все, что обычно учитель подбирает сам (иллюстрации, репродукции). И совсем необязательно дополнять ее еще какими-то материалами. Учителя-энтузиасты, увлеченные историей и народной культурой, обязательно организуют выставки, фольклорные выступления детей, экскурсии в музеи, народные праздники и т.п. Если Вы сможете с помощью родителей ваших учащихся сделать все это, ваши занятия на уроках станут еще более теплыми, добрыми и любимыми детьми. Но если таких возможностей не окажется, можно ограничиться и тем, что дано в книгах. Организация работы детей. Книги “Родная история. Живая Русь” предназначены для проведения по ним сдвоенных уроков в течение одного учебного года. Варианты проведения этих двух уроков могут быть различными. Один урок может быть полностью посвящен чтению текстов и выполнению заданий в “Тетрадях”, а второй - творческой работе детей (лепка из пластилина, глины, изготовление панно, коллажа, рисование). Возможен и другой вариант: чтение текстов, выполнение заданий в “Тетрадях”, творческих работ чередуются на протяжении двух уроков. Как организовать урок, решает учитель в зависимости от особенностей детей своего класса и от изучаемой темы. Само расположение материала в книгах определяет структуру урока. Привычное четырехэтапное построение урока не подходит для этих занятий, так как в конце каждой темы, рассчитанной, как правило, на два урока, предложены задания для обобщения, подведения итогов. Возвращаться к пройденному материалу в начале каждой новой пары уроков нет необходимости. Кроме того, во время занятий дети выполняют различные задания, требующие понимания изученного. Прежде чем начать занятия по данному учебному пособию хорошо бы учителю подготовить детей - попробовать организовать работу на уроке нетрадиционно. Можно предложить поработать детям небольшими группами, совместно выполнить ряд заданий. Например, по теме “Устное народное творчество” дети могут инсценировать сказку, отгадывать, из какой сказки герой, рисовать по мотивам сказок, сочинять свои сказки. Изменяется и позиция учителя на уроке. На этих уроках ему не нужно “держать весь урок на себе”, ведь дети работают сами, добывая знания, помогают друг другу, обсуждают совместно, что и как можно сделать. Важно правильно разместить учащихся в классе, так как предполагается групповая (коллективная) форма организации работы, в которой участвуют 3-4 ученика. Таким образом, если в классе 25 человек, то получится 7-8 групп детей. В начале каждой книги показано, как дети могут разместиться в классе; это, конечно, не исключает другого расположения парт. Однако, размещение детей по маленьким группам само по себе еще не обеспечивает сотрудничества между ними. Как дети могут сотрудничать в маленькой группе? Обсуждать вместе задания, выбирать нужный ответ, разработать устно план сочинения и др. О результатах совместной работы классу сообщает один ученик, но от имени всей группы, так как, если спрашивать индивидуально отдельных учащихся, то теряется весь смысл совместного труда. Детям можно предложить самим выбрать, как расставить парты и объединиться в группы по желанию. Надеемся, что такое расположение в классе понравится и детям и учителю, и подойдет для других уроков.
ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ПО ТЕМАМ
Предлагаемое примерное планирование уроков по темам составлено применительно к учебному пособию “Родная история. Живая Русь”, исходя из того, что Книга 1, Части 1 и 2 изучаются в первом учебном полугодии (17 учебных недель, соответственно 34 урока), Книга 2, Части 1 и 2 изучаются во втором учебном полугодии (19 учебных недель, соответственно 38 уроков).
НОМЕР УРОКА ТЕМА УРОКА ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ 1 - 2 Введение. 3 - 4 Города. 5 - 6 Дворы и дома богатых горожан. 7 - 8 Веси: села, деревни. 9 -10 Крестьянский двор. 11-12 Домашняя жизнь. 13-14 А и сильные, могучие богатыри
на 15-16 В мире чудес. 17-18 Правила жизни в старину. ВТОРАЯ ЧЕТВЕРТЬ 1 - 2 Месяцеслов. 3 - 4 Круглый год сельского жителя. 5 - 6 Дела летом и осенью. 7 - 8 Другие дела летом. Чем
занимались 9 -10 Труд детей. 11-12 Летние и осенние праздники. 13-14 Поздняя осень. 15-16 Зимние торги: ярмарки, базары.
ТРЕТЬЯ ЧЕТВЕРТЬ 1 - 2 Святки. 3 - 4 Гадания. 5 - 6 Зимние заботы. 7 - 8 Деревенские посиделки. 9 - 10 Сказки, истории, были и небыли, 11-12 Аз, буки, веди. 13-14 Школа. 15-16 Масленица. 17-18 Развлечения в дни Масленицы. 19-20 Старинные обычаи. 21-22 Помочи. ЧЕТВЕРТАЯ ЧЕТВЕРТЬ 1 - 2 Старинная одежда. 3 - 4 Народный лубок. 5 - 6 Весной в деревне. 7 - 8 Встреча весны. 9 -10 Весенние заботы крестьян. 11 12 Летние развлечения детей. 13-14 Летние праздники. 15-16 Обобщение . О чем вы узнали из
этой Обращаем внимание на то, что учитель в своей работе по данному учебному пособию может взять за основу предложенное планирование, а может, учитывая особенности своего класса, сам решить, сколько часов отвести на изучение той или иной темы
|