Financial Times Российская школа в рейтинге
Старт в России. Международная программа MBA в сфере предметов роскоши и индустрии моды
Международный стандарт МВА. Российский и американский MBA через интернет. 2 года. Поддержка продвижения карьеры и бизнеса слушателей. Зарегистрировавшимся с сайта curator.ru скидка 10% на всю стоимость обучения.
Реклама на сайте
Минералова И.Г. ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Программа для студентов педагогических вузов
ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Программа для студентов педагогических вузов |
И.Г. Минералова — доктор филологических
наук, профессор кафедры новой и новейшей
русской литературы Московского
государственного педагогического
университета
ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Программа для студентов педагогических вузов ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Создавая данную программу, автор руководствовался несколькими исходными данными. Само представление материала в читаемом курсе предполагает высокую степень самостоятельности студентов, а следовательно “интенсивные” формы текущего контроля изучаемого материала. В системе лекционно-семинарских занятий приоритеты отдаются анализу индивидуального стиля того или иного автора (в монографических темах), стилю направления, школы, эпохи — в темах обобщающего характера. Стержневой доминантой всего курса будет не жестко “хронологический” подход, а последовательное рассмотрение эволюции жанровых форм в литературе для детей и юношества, а также изучение развития детской и юношеской литературы через различные способы портретирования литературы для взрослых, с одной стороны, а с другой — через различные формы взаимодействия русской детской литературы и зарубежной. Данный ракурс в изучении детской литературы должен помочь будущим учителям овладеть навыками организации детского и юношеского чтения, когда во главу угла ставится не проблемно-тематический анализ, а естественное и закономерное внимание к художественному слову. Из вышеизложенного вытекают конкретные цели и задачи овладения материалом читаемого курса: – получить целостное представление о детской литературе как вполне самостоятельном историко-литературном явлении, отражающем общие тенденции развития отечественной и мировой культуры, литературы, а также педагогической мысли; – изучить монографически творчество выдающихся детских писателей, как русских, так и принадлежащих мировой культуре, но “обретших вторую культурную родину” в России; – выработать навыки аналитического подхода к художественному тексту, имеющему своим адресатом ребенка или подростка; – выучить наизусть корпус стихотворных и (частью) прозаических текстов, обязательных при работе с детьми и подростками; – продемонстрировать на практике владение ключевыми литературно-критическими письменными жанрами: аннотация, рецензия, обзор детского литературного издания; художественными жанрами: литературная сказка (стилизация, пародия, др.), загадка, рассказ (в основе которого — динамичный увлекательный сюжет). Концепция, положенная в основание данного курса, позволяет использовать программу для разработки спецкурсов и спецсеминаров по детской литературе, а также для создания на ее базе подробных научно-методических рекомендаций по курсам “Детской литературы” на других факультетах. Программа включает: – проблематику лекций; – проблематику семинарских занятий; – формы текущего контроля; – опорный список художественных текстов; – список рекомендуемой учебной литературы; – примерный перечень вопросов к экзамену; – опорный план обзора и рецензии. Предлагаемая структура мобильна: отдельные темы и проблемы, исходя из конкретной учебной ситуации, преподаватель волен опустить, дать на самостоятельное изучение или, напротив, расширить, дать монографически. Семинарские занятия не дублируют лекционных тем, они позволяют студентам изучить теоретико-литературную или историко-литературную проблему детской литературы в ходе анализа конкретного художественного текста.
ПРОГРАММА КУРСА
Детская литература как учебная дисциплина, детская литература и детское и юношеское чтение, круг детского и юношеского чтения, художественная педагогическая книга. Функции детской литературы как искусства слова: коммуникативная, гедонистическая (наслаждения), эстетическая, воспитательная, познавательная (обучающая). Основные этапы развития детской литературы в России. Эволюция приоритетов. Жанровые и педагогические доминанты. Периодика и критика. Фольклор и детская литература. От малых фольклорных жанров к жанрам литературным. Деятельность В.И. Даля. Малые фольклорные жанры в педагогическом творчестве К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого. Малые фольклорные жанры в произведениях для детей. Детский фольклор. Народная сказка и миф. Трансформация языческого мифа от сказки о животных к сказке волшебной и бытовой. Литературная сказка: прозаическая и стихотворная. Различные способы портретирования предшествующего фольклорного и литературного материала. Сказ в литературной сказке. Эволюция типа сказителя. Стихотворные сказки А. Пушкина, В. Жуковского, П. Ершова. Баллада, поэма, былина, песня в стиле стихотворных сказок. Пародия и стилизация. Миф в детском чтении. Миф языческий (славянский), античный. Миф христианский. Цели пересказа. Библия для детей в пересказе протоиерея А. Соколова. “Легенды о Христе” Сельмы Лагерлёф. Два типа подходов. Символ и миф. Миф и метафора, аллегория. Миф и фразеологизм. Миф и литературный сюжет. Христианский миф в литературных жанрах. Христианский миф в русской поэзии для детей и в юношеском чтении от Г. Державина до Б. Пастернака. (Круг детского и юношеского чтения.) Аллюзии и реминисценции христианского мифа в “святочном рассказе”, в фантастической повести и романе. “Лимонарь, сиречь луг духовный” А.М. Ремизова. Исторические жанры в детском и юношеском чтении: истоки, эволюция, современность. Народные предания. Эпос. Былина и песня. Летописные сказания, агиографический жанр. Отечественная история в рассказах Ишимовой, Нечволодова, Платонова, Сиповского и др. Стиль исторической прозы С. Алексеева, В. Митяева, В. Нестерова, И. Можейко и др. Сюжет. Деталь. Историческая правда и художественный вымысел. “Пересказы” мировой истории для детей и юношества. Историография души. Ребенок и его мир в автобиографическом жанре от С. Аксакова до И. Шмелева и В. Астафьева. Художественная подробность. Быт. Уклад. Внутренний монолог. Нравственно-психологическая доминанта в русской реалистической прозе о детях. В. Тендряков. В. Железников. Жанры приключенческой литературы для детей. Путешествие в приключенческом жанре. Особенности сюжетостроения. Формирование типа героя. Идеал и герой в приключенческой литературе советского периода для детей и юношества. Конфликт и нравственная доминанта. Приключенческая литература и фантастика. “Жанровый синтез”. Фантастика и фэнтези. Отечественная традиция фантастики. Жюль Верн и его “ученики” в русской детской и юношеской литературе. Гротеск. Литота. Двоемирие. Инобытие. Время и ахронность в фантастических жанрах. Научное и художественное знание. Русские учебники: история и современность. Природоведение в художественных жанрах. Жанр приключения и путешествия в подаче научного знания. Краеведение и география в художественных и научно-популярных жанрах. Научное знание и художественная форма в произведениях В. Бианки — И. Акимушкина. Энциклопедическая книга для детей. Наука в занимательных формах. В. Брагин. “В стране дремучих трав”. Трансформация зарубежной классики в русской литературе. “Приключения Пиноккио” К. Коллоди и “Золотой ключик” А. Толстого. Апулей и его герои в сказках Коллоди и А. Толстого. Национальные фольклорные доминанты. Открытия серебряного века в сказке А. Толстого. Г.-Х. Андерсен и его традиции в “Сказках Кота Мурлыки” Н.П. Вагнера. Пересказ. Стилизация. Шаржирование. Пародия в портретировании “прототипа”. “Доктор Дулитл” Хью Лофтинга и “Айболит” К. Чуковского (прозаический). “Волшебник из страны Оз” Фрэнка Баума и “Волшебник Изумрудного города” А. Волкова. Способы “вращивания” “чужого слова” в национальную традицию от А. Пушкина до А. Волкова и др. .Традиции жанра “нонсенса” в поэзии и прозе. “Алиса в Стране Чудес” Льюиса Кэрролла. От перевода к разнообразной развертке содержания. Переводы А. Демуровой, Б. Заходера, В. Набокова. Протеизм сказок К. Чуковского. Обэриуты: “нонсенс” и портретирование фольклорных и литературных тем, идей, мотивов, ритмических рисунков. Пародия и шарж в юмористике для детей. От фольклора к литературе. Юмористический рассказ. Традиции русской смеховой культуры. Антитеза. Функция смехового начала в формировании художественного целого. Комическое и драматическое. Комедия характеров и комедия положений. Образ “пересмешника”. И. Крылов — А.К. Толстой — Саша Черный. Стихотворные и прозаические жанры. Лирика и патетика в юмористике. “Недопесок” Ю. Коваля: шаржирование жанров в создании внутренней формы. Художественный синтез в литературе для детей. Живописное в литературе. Музыка в литературе. Способы изображения. Внутри-литературный синтез: взаимодействие поэзии и прозы как автономных содержательных художественных миров. Сверхзадача “синтеза”. Жанровый синтез. “Три толстяка” Ю. Олеши — “Золотой ключик” А. Толстого. Художественный синтез в “Хрониках Нарнии” К. Льюиса. Функция поэтического. Мифологическое и символическое. Поэзия в детском и юношеском чтении. “Сюжетная” поэзия: задачи, функция сюжета, особенности формирования художественного содержания. С. Маршак, А. Барто, С. Михалков, В. Берестов и др. в разработке детских стихотворных жанров. Деталь. Особенности ритмики. Поэтическая классика в круге детского и юношеского чтения. Слово и произведение. Слово и текст. Способы концентрирования художественного содержания в поэзии. Синтетические жанры и синкретические художественные жанры для детей. Театр. Театр кукол. Музыкальный театр. Инсценировка. Киноверсия литературного произведения. Мультипликация. Периодика и критика. Первые журналы для детей. Периодика для детей на рубеже XIX–XX веков. Эволюция детских систематических изданий в советское время. “Идеальное” периодическое издание для детей. Требования к печатной продукции для детей. Основные итоги курса. Перспективные направления научного исследования истории детской литературы.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Народная сказка Русские народные сказки. “Петух и Лиса”. Мифологическое в русской народной сказке. Медведь: мифологическое в образе. Миф и конфликт в сказках о животных. “Колобок”. Миф и мораль. Волшебная сказка. Мифологическое и символическое. Изба. Избушка на курьих ножках. Путь от “дома” до “Кащея бессмертного”.
Тема 2. Литературная сказка Пушкина Народная сказка и сказка А.С. Пушкина. Сказка о Бове Королевиче. Способы заимствования. Интерпретация фольклорных сюжетов и образов в стихотворных сказках. Особенности стихотворной речи. Образ сказителя-рассказчика (и пересмешника) в сказках и поэме “Руслан и Людмила”. Красота божественная, созидательная, победительная и красота искушения; дьявольское, разрушительное в красоте. В. Жуковский и А. Пушкин. Сказки А. Пушкина и сказка П. Ершова “Конек-Горбунок”. Основной конфликт. Волшебный помощник в разрешении конфликта. Посрамление “грешников”: искусителей, гордецов и т.д. Дурак и “умники”. Традиции “Конька-Горбунка” в литературной сказке.
Тема 3. Стиль литературной сказки Сказ в литературной сказке. О. Сомов, А. Новопольцев, Н. Лесков, П. Бажов, Б. Шергин, И. Панькин. Анализ сказов П. Бажова. Образ сказителя. Образность. Синтаксис. Живописное начало. Притча в сказках П. Бажова. И. Панькин. “Легенды о мастере Тычке”. Байка, притча в сказовых миниатюрах. Образ Тычки. Фольклорное и литературное. История и современность. Способы художественного воплощения. Левша и Тычка.
Тема 4. Эволюция романтической сказки Н. Карамзин и В. Жуковский. Сказки Н.П. Вагнера. Традиции Г.-Х. Андерсена. Н. Вагнер и В. Гаршин. Н. Вагнер и М. Горький. Н. Вагнер (“Великое”) и А. Гайдар. Стиль “сказок голубой феи” Л. Чарской.
Тема 5. Исторические жанры в детском чтении Былины в книге для чтения Л.Н. Толстого. Былины А.К. Толстого. Поэтика. С. Алексеев. Жанры исторической прозы. Композиция. Функция диалога. Художественная правда и вымысел. Сказ в историческом повествовании.
Тема 6. Мир глазами героя Автобиографический жанр. Анализ художественного произведения по выбору студентов. А.Н. Толстой. “Детство Никиты”. М. Горький. “Детство”. И. Шмелев. “Лето Господне”. Сюжет. Деталь. Мир глазами ребенка. Мир глазами ребенка в рассказах современных писателей: Ю. Нагибин, В. Белов, В. Астафьев, А. Алексин, В. Распутин и др.
Тема 7. Приключенческий жанр Интрига. Характер препятствий. Герой и мир. Типы конфликта. К. Станюкович — Б. Житков. Особенности индивидуального стили в “морских историях” писателей. Или: “Дети капитана Гранта” Жюля Верна и “Два капитана” В .Каверина. Традиции и “свой голос”.
Тема 8. Поэзия для детей Стихи С. Маршака и Б. Заходера в детском чтении. Стихотворная школа Маршака. Разнообразие жанров, сюжетных коллизий, способы обновления “штампованной” педагогической задачи. Стихи обэриутов, их традиции в русской поэзии для детей. Э. Успенский, Г. Остер и др.
Тема 9. Поэтическая классика в детском чтении Анализ конкретных поэтических образцов по рекомендации педагога и выбору студентов. Золотой век русской поэзии. Серебряный век русской поэзии. Современная поэзия. Образность. Духовная доминанта.
ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ Устные: коллоквиум по прозе, коллоквиум по поэзии (чтение наизусть). Письменные: — творческие работы: 1) загадка, 2) сказка (стилизация народной, пародия или же литературная сказка, написанная по законам жанра) (не более 0,5 п.л.); — научно-критические: 1) аннотация книги или отдельного произведения с соблюдением структуры аннотирования — 1 страница, 2) рецензия на одно произведение для детей — 5 страниц, 3) обзор критических материалов о проблемах детской литературы либо обзор самих детских периодических изданий — 3 страницы.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1. Детская литература как учебная дисциплина. Цели и задачи курса. Детская литература и круг детского чтения. 2. Функции детской литературы как искусства слова. 3. Фольклор в детском чтении и в детской литературе. Малые фольклорные жанры. 4. Афористические фольклорные жанры в детском чтении. 5. Детский фольклор. 6. Народная сказка и миф. 7. Эволюция мифологического содержания сказок (сказки о животных, бытовые, волшебные сказки). 8. Сказ. Сказитель. Стиль русских народных сказок. 9. Детская литература в России в XV–XVII веках. 10. Миф языческий, античный, христианский в детском чтении и в истории детской литературы. 11. Библия и агиографические жанры в детском чтении. 12. Античный миф в детском чтении. 13. Народная сказка. Обработка. Пересказ. Стилизация (А. Афанасьев, В.И. Даль, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.К. Толстой, А.М. Ремизов, А.Н. Толстой). 14. Жанр литературной сказки. Зарождение прозаической литературной сказки. Сказки Н.М. Карамзина для детей. 15. Стихотворная литературная сказка. В.А. Жуковский — сказочник. 16. Протеизм сказок А.С. Пушкина. “Прототипы” и оригинал. 17. Основные тенденции развития детской литературы в конце ХУШ–начале XIX века. 18. “Черная курица, или Подземные жители” А. Погорельского. Проблема жанра. 19. В.Ф. Одоевский — педагог и писатель. 20. Художественное пространство сказки П.П. Ершова “Конек-Горбунок”. Герой. Конфликт. Деталь. Ритмика. Особенности речи. 21. Сказ в “Аленьком цветочке” С.Т. Аксакова. 22. Лирическая поэзия XIX века в детском чтении. Жанры. Образность. Ритмическая организация. Слово как произведение. 23. Русские учебники. История и современность. 24. Учебная книга для детей в представлении и воплощении К.Д. Ушинского и Л. Толстого. 25. Поэзия Н.А. Некрасова для детей. Жанры. Сюжет. Герой. Особенности стиха. 26. Д.Н. Мамин-Сибиряк — детский писатель. Сказка. Цикл сказок. Рассказ. Особенности повествовательной манеры. 27. Приключенческие жанры в детской литературе и детском и юношеском чтении. Проблематика. Герои. Стиль. 28. Жанр автобиографической повести в детском чтении. Тип . героя. Особенности сюжетосложения. 29. “Русский Андерсен” — Н.П. Вагнер. 30. Миф в романтических сказках В.М. Гаршина. 31. Малые жанровые формы для детей и о детях в творчестве писателей конца XIX–начала XX века (А.П. Чехов, Л.Н. Андреев, А.И. Куприн). 32. Льюис Кэрролл. “Алиса в Стране Чудес” и школа “нонсенса” в детской литературе XX века. 33. К.И. Чуковский в истории детской литературы. Протеизм творчества К.И. Чуковского и “свой голос”. 34. История детской смеховой книги. Стилизация и пародия в юмористических жанрах. Приемы создания комического. 35. Комическое и лирическое в прозе и поэзии Саши Черного. Стиль “Дневника фокса Микки”. 36. Поэзия серебряного века для детей и в детском чтении. Художественный синтез и внутрилитературный синтез в стиле поэтов. 37. Роль М. Горького, К. Чуковского, С. Маршака в становлении и развитии советской детской литературы, периодики и критики. 38. С.Я. Маршак — поэт, сказочник, драматург, переводчик. Поэтическая речь. Герой. 39. Русская литературная сказка 20–30-х годов. Дискуссия о сказке. Новое поколение сказочников: Л.И. Лагин, В.А. Каверин, В.П. Катаев. 40. Идеи художественного синтеза начала XX века в “Трех толстяках” Ю. Олеши и “Золотом ключике” А. Толстого. 41. Проблема портретирования при переводе: “Приключения Пиноккио” К. Коллоди и “Золотой ключик” А. Толстого, “Доктор Дулитл” Хью Лофтинга и “Доктор Айболит” К. Чуковского; “Мудрец из страны Оз” Ф. Баума и “Волшебник Изумрудного города” А. Волкова и др. 42. Детская поэзия в XX веке: основные тенденции развития.| Сюжет. Ритмика. Особенности образной речи. 43. “Нонсенс”, стилизация и пародия в творчестве обэриутов. 44. Ю. Олеша и Дж. Родари: традиция и “свой голос”. 45. История развития научно-художественной книги для детей: в XX веке. 46. Природоведческая книга в XX веке. Жанр. Повествователь. Сюжет. 47. В. Бианки — лирик и энциклопедист. 48. Лирико-философское начало в книгах М. Пришвина и К. Паустовского. 49. Творчество Е.Л. Шварца для детей. Стилизация и пародия в драмах. Традиционное и новаторское в “Сказке о потерянном времени”. 50. Сказ в творчестве П. Бажова, Б. Шергина, И. Панькина и др. 51. Сюжет, деталь, конфликт в сказках П.П. Бажова. Этнографическое и лирическое. 52. Исторические жанры в детском и юношеском чтении: истоки, эволюция, современность. 53. Своеобразие художественного повествования об истории. Проблематика. Особенности конфликта. Герой. Сюжет. Композиция. 54. “Мир глазами героя” в малых прозаических жанрах о детях и для детей. 55. Ю. Коваль. “Недопесок”: сюжет, герой, конфликт. Стилизация и пародия. Проблема жанра. 56. Фантастика: научно-фантастические жанры и фэнтези. Особенности сюжетосложения. Прошлое, настоящее и будущее в научно-фантастических жанрах и фэнтези. 57. Христианский мир в “Хрониках Нарнии” К. Льюиса. Точность перевода в создании внутренней формы произведения. Герои. Стиль. Диалог с прошлым и современностью. 58. Мой любимый детский поэт. 59. Мой любимый писатель-фантаст. 60. Моя любимая книга приключенческого жанра. 61. Идеальная книга для ребенка 10–13 лет. 62. Рассказ — цикл рассказов — повесть — роман для детей. Особенности циклизации и сюжетостроения. 63. Проблема популяризации мировой классики для детей. Переводы и пересказы. 64. Мировая детская классика в интерпретации русских художников, композиторов, драматургов и кинорежиссеров. 65. Детская периодика и критика в истории детской литературы. 66. Актуальные проблемы современной детской литературы, периодики, критики. 67. Место детской литературы в мировой художественной литературе.
РЕЦЕНЗИЯ НА ДЕТСКУЮ КНИГУ (ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ) 1. Автор. Название. Место издания. Год издания. 2. Проблематика. 4. Сюжет, конфликт, композиция. 5. Повествователь (лирический герой). 6. Тип героя. 7. Слово в произведении: деталь, повтор детали, образный строй речи. 8. Адресат книги.
ОБЗОР ОДНОГО ИЗ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ 1. Выходные данные, адресат. 2. Структура издания. Постоянные разделы. 3. Художественное произведение в журнале. 4. Иллюстрация, полиграфия. 5. Рекомендации к чтению.
ОБРАЗЦЫ ТЕМ КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ ПО ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1. Романтическое и лирическое в повестях и сказках Лидии Чарской. 2. Портрет исторической личности в русской детской литературе (от жития до художественной биографии). 3. С.Я. Маршак как мастер стилизации в произведениях для детей. 4. Парадокс и “нонсенс” у Льюиса Кэрролла и К.И. Чуковского. 5. Христианский миф в “Хрониках Нарнии” К. Льюиса: перевод на русский язык и подлинник. 6. Робинзонада в рассказах для детей и юношества советской детской литературы (писатель и произведения по выбору). 7. Сказ в произведениях российских писателей для детей 80–90-х годов XX века. 8. Сетон Томпсон и Виталий Бианки: особенности формирования содержания в повести о животных. 9. Лирическая миниатюра М.М. Пришвина в круге детского чтения: сюжет и внутренняя форма. 10. Кир Булычев как мастер фантастической повести для детей: синтез художественного и педагогического. Тексты. Преподаватель может по собственному усмотрению расширять предлагаемый список за счет авторов и текстов, которые фигурируют в нашей программе лишь пунктирно в обобщающих темах лекционного курса, либо сокращать его, отдавая предпочтение наиболее выдающимся авторам и наиболее значимым текстам с точки зрения художественной и педагогической. В формировании списка поэтических текстов для заучивания наизусть необходимо руководствоваться практической целесообразностью, т.е. рекомендовать прежде всего то, что в настоящее время изучается в школе и что крайне необходимо ввести в круг детского и юношеского чтения.
Мифы народов мира. Мифы древней Греции. Библия для детей. Сказки народов мира (7–10). Русские народные сказки (3–4 каждого жанра). Деятельность В. Даля, В. Афанасьева, Л.Н. Толстого, А.К. Толстого, А.Н. Толстого и др. Сказание про храброго витязя про Бову Королевича. Сказка о сыне волшебника и о трех талисманах. Карамзин Н.М. Прекрасная царевна и щастливый карла. Илья Муромец. Дремучий лес. Евгений и Юлия. Жуковский В.А. Спящая царевна. Сказка о царе Берендее. Сказка об Иване-царевиче и Сером волке. Тюльпановое дерево. Стихи. Пушкин А.С. Все сказки, поэма “Руслан и Людмила”. Ершов П.П. Конек-Горбунок. Погорельский А. Черная курица, или Подземные жители. Одоевский В.Ф. Городок в табакерке. Мороз Иванович. Индийская сказка о четырех глухих. Царь-девица. Столяр. Игоша. Аксаков С.Т. Детские годы Багрова-внука. Аленький цветочек. Ушинский К.Д. Два плуга. Охотник до сказок. Не ладно скроен, да крепко сшит. Лиса и козел. Плутишка кот. Некрасов Н.А. Дедушка Мазай и зайцы. Генерал Топтыгин. Крестьянские дети. Стихи. Тургенев И.С. Бежин луг. Певцы. Муму. Воробей. Толстой Л.Н. Детство. Азбука. Кавказский пленник. Станюкович К.М. Человек за бортом. Севастопольский мальчик. Максимка, Нянька и др. Гаршин В.М. Аttalea princes. Сказка о жабе и розе. Лягушка-путешественница. Сказание о гордом Аггее. Чехов А.П. Ванька. Мальчики. Детвора. Спать хочется. Каштанка. Белолобый. Володя. Беглец. Событие. Мамин-Сибиряк Д.Н. Зимовье на Студеной. Приемыш. Емеля-охотник. Серая Шейка. Богач и Еремка. Вертел. Аленушкины сказки. Григорович Д.В. Гуттаперчевый мальчик. Короленко Д.У. Дети подземелья. Слепой музыкант. Вагнер Н.П. Сказки кота Мурлыки (5-6). Горький А.М. Детство. Утро. Воробьишко. Случай с Евсейкой. Самовар. Про Иванушку-дурачка. Яшка. Дед Архип и Ленька. Валашская сказка. Сказки об Италии (Заветы рыбака. Пепе. Сердце матери. Симплонский туннель). Ремизов А.М. Посолонь. Зайка. Звенигород скликанный. К Морю-Океану. Докука и балагурье (3–4 сказки по выбору). Куприн А.И. Белый пудель. Слон. Барбос и Жулька. Изумруд. В зверинце. Ю-ю. Синяя звезда. Четверо нищих. Андреев Л.Н. Петька на даче. Ангелочек. Кусака. Свирский А.И. Рыжик. Гарин-Михайловский Н.Г. Детство Темы. Исповедь отца. Алочка. Дворец Дима. Счастливый день. Волшебница Ашам. Хитрая девочка. Счастье. Попугай. Черный принц. Толстой А.Н. Сорочьи сказки. Русалочьи сказки. Сказки для детей. Детство Никиты. Золотой ключик, или Приключения Буратино. Фантастические повести (1 по выбору). Аверченко А.Т. Рассказы из циклов “О маленьких для больших”, “Шалуны и ротозеи”, “Дети”. Тэффи Н.А. Неживой зверь. Счастливая. Чертик в баночке. Мой первый Толстой. Катенька. Приготовишка. Валя. Кишмиш. Любовь и весна. Шмелев И. Рассказы (3–4). Лето Господне. Чарская Л. (2–3 произведения по выбору). Чуковский К.И. Стихотворные сказки. Айболит (прозаический) //Хью Лофтинг. Доктор Дулитл. Саша Черный. Что кому нравится. Дневник фокса Микки. Маршак С.Я. Теремок, другие сказки, сказки-пьесы, стихи и переводы. Литературно-критические статьи о детской литературе. Зощенко М.М. Рассказы из циклов “Умные животные”, “Смешные рассказы”, “Леля и Минька”, “Рассказы о Минькином детстве”. Михалков С.В. Стихи и пьесы для детей. Басни. Олеша Ю.К. Три толстяка. Дж.Родари. Чипполино. Лагин Л.И. Старик Хоттабыч. Некрасов А.С. Капитан Врунгель. Огнев Н. Дневник Кости Рябцева. Маяковский В.В. Стихи для детей и в школьном изучении. Гайдар А.П. Военная тайна. Горячий камень. Чук и Гек. Голубая чашка. Тимур и его команда и др. Волков А.М. Волшебник Изумрудного города и др. Фрэнк Баум. Мудрец из страны Оз. Каверин В.А. О веселом трубочисте и мастере Золотые руки. Летающий мальчик. Немухинские музыканты. Два капитана. Жюль Верн. Дети капитана Гранта. Катаев В.П. Цветик-семицветик. Дудочка и кувшинчик. Белеет парус одинокий. Сын полка. Богомолов В.М. Иван. Житков Б.С. Морские истории. Плотник. Сквозь дым и пламя. Телеграмма. Про слона. Про волка. Про обезьянку. Что я видел. Пудя. Как я ловил человечков и др. Пришвин М.М. Лисичкин хлеб. Золотой луг (по выбору). Берестяная трубочка. Сказка-быль “Кладовая солнца”. Ильин М.М. Рассказы о вещах. Рассказы о том, что тебя окружает. Бажов П.П. Книга сказов “Малахитовая шкатулка”. Уральские сказы. Шергин Б. Сказы о Шише. Писахов С. Ледяна колокольня (3–4 сказки). Панькин И. Легенды о мастере Тычке. Бианки В.В. Сказки и рассказы (3–4 по выбору). Лесная газета. Руководство для игры в “Новеллино”. Поэзия обэриутов для детей: Д. Хармс, В. Владимиров, Н. Заболоцкий (2–3 стихотворения каждого автора). Чарушин Е.И., Скребицкий Г., Сладков Н.И., Паустовский К., Чаплина В. (2–3 произведения каждого автора по выбору). Шим Э.Ю. Рассказы и сказки (по выбору). Сахарное С.В. Разноцветное море. Шварц Е.Л. Два брата. Сказка о потерянном времени. Рассеянный волшебник. Два клена. Красная Шапочка. Снежная королева. Золушка. Голый король. Дракон. Обыкновенное чудо. Габбе Т.Г. (1–2 пьесы-сказки. Переводы). Брагин В.В. стране дремучих трав. Носов Н.Н. Приключения Незнайки и его друзей. Бобик в гостях у Барбоса. Юмористические рассказы и повести для детей (2–3 по выбору). Алексеев С. Циклы рассказов об истории Отечества (2–3 по выбору). Митяев А.В. Героические страницы истории родины IX–XVIII веков (или: Рассказы о русском флоте). Можейко И.В. 1185 год. Нестеров В. Связь времен. Драгунский В. Денискины рассказы. Коваль Ю.И. Недопесок. Самая легкая лодка в мире и др. Успенский Э. Стихи и сказки. Беляев А., Казанцев А., Обручев В. (по одному произведению по выбору). Губарев В., Мелентьев А., Крапивин В., Булычев К. (по одному произведению по выбору). Грин А. (2–3 повести по выбору). Ефремов И. Один роман по выбору. Арсеньев В.К. Дерсу Узала. Алексин А. (3–4 произведения по выбору). Астафьев В. Последний поклон (или: Ода русскому огороду). Белов В. (3–4 рассказа для детей). Распутин В. Рудольфио. Уроки французского. Заходер Б. Стихи, переводы, сказки. Перро Ш. Сказки. Гримм Я. и В. Сказки. Гофман Э.Т.А. Щелкунчик, или Мышиный король. Гауф В. Калиф-аист. Маленький Мук. Карлик Нос. Холодное сердце. Андерсен Х.-К. (8–10 сказок по выбору). Обязательно: Снежная королева. Дикие лебеди. Дюймовочка. Огниво. Соловей. Гринвуд Д. Маленький оборвыш. Гюго В. Козетта. Гаврош. Мало Т. Без семьи. Марк Твен. Приключения Тома Сойера. Принц и нищий. Лондон Д. Белый клык. Киплинг Р. Книга джунглей. Лагерлёф С. Путешествие Нильса с дикими гусями. Легенды о Христе. Кэрролл Л. Алиса в Стране Чудес. Алиса в Зазеркалье. Уайльд О. Счастливый принц. Соловей и роза. Рыбак и его Душа, Мальчик-Звезда. Милн А. Винни-Пух и все-все-все. Сент-Экзюпери А. Маленький принц. Льюис К. Хроники Нарнии. Толкиен Дж.Р.Р. Властелин колец. Линдгрен А. Трилогия о Карлсоне. Пеппи Длинный Чулок. Книги для семейного чтения под редакцией Н.П. Михальской: “Плаванье к далеким берегам”. (М., 1995) и др. Хаггард Р., Купер Ф., Т. Майн Рид, Берроуз Э., Эмар Г. (по одному роману каждого автора).
Учебные пособия: Бабушкина А.П. История русской детской литературы. — М., 1948. Детская литература /Под ред. Е.Е. Зубаревой. — М., 1989. Сетин Ф.И. История русской детской литературы. Конец Х–1-я половина XIX в. — М., 1990. Советская детская литература /Под ред. В.Д. Разовой. — М., 1978. Чернявская Я.А., Розанов И.И. Русская советская детская литература. — Минск, 1984. Детская литература /Под ред. А.В. Терновского. — М., 1977. Зарубежная литература для детей и юношества: В 2 ч. /Под ред. Н.К. Мещеряковой, И.С. Чернявской. — М., 1997. Русские детские писатели XX века: Биобиблиографический словарь /Под ред. Г.А. Черной, И.Г. Минераловой и др. — М., 1997, 1998, последующие издания. |