Financial Times Российская школа в рейтинге
Старт в России. Международная программа MBA в сфере предметов роскоши и индустрии моды
Международный стандарт МВА. Российский и американский MBA через интернет. 2 года. Поддержка продвижения карьеры и бизнеса слушателей. Зарегистрировавшимся с сайта curator.ru скидка 10% на всю стоимость обучения.
Реклама на сайте
Михальская А.К. Программа курса “Риторика” для студентов-нефилологов.
ПРОГРАММА КУРСА “РИТОРИКА” для студентов-нефилологов |
А.К. Михальская — доктор
педагогических наук, кандидат
филологических наук, профессор, декан
Высшей школы журналистики
Международного университета, Лауреат
премии им. М.А. Булгакова.
ПРОГРАММА КУРСА “РИТОРИКА” для студентов-нефилологов (76 часов) ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА Курс риторики для нефилологических специальностей вузов имеет преимущественно практическую направленность. Главная цель курса — сформировать у студентов реальное речевое мастерство, выработать систему умений и навыков, необходимых для практического владения эффективной и риторически культурной речью (прежде всего устным словом, хотя в основе курса лежит система общериторических законов и принципов, сознательное владение которыми обеспечивает и создание коммуникативно-грамотных письменных текстов). Вопросы теории и истории риторики рассматриваются лишь постольку, поскольку это необходимо для понимания сущности основных риторических законов и принципов их практической реализации. На всех этапах предлагаемого курса (собственно разделы, подразделы, отдельные темы) студенты овладевают системой взаимосвязанных методов риторической деятельности, как аналитических (метод риторического анализа чужого высказывания, метод анализа речевого поведения, метод самоанализа), так и синтетических (метод создания собственного высказывания, метод выбора адекватного речевого поведения и самоконтроля). СОДЕРЖАНИЕ КУРСА, ЕГО СТРУКТУРА И НАПОЛНЕНИЕ Курс состоит из двух основных разделов: 1 — оратория (практика и теория публичной речи) — 1 семестр (38 часов), 2 — убеждающая аргументация (persuasive argumentation) — 2 семестр (38 часов). Типы публичной речи и отдельные речевые жанры, а также риторические тропы и фигуры рассматриваются в соответствующих практических разделах курса. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Раздел 1. ОРАТОРИЯ № Название темы Формы работы Кол-во часов 1. Введение лекция 2 2. Коммуникативный контакт лекция, семинар 6 3. Элитарное русское произношение лекция, семинар 4 4. Изобретение содержания.Топика лекция, семинар 4 5. Структура публичного выступления лекция, семинар 4 6. Риторический пафос лекция 2 7. Техника импровизации и подготовка к выступлению семинар, семинар 4 8. Убеждающая речь лекция, семинар 4 9. Эпидейктическая речь лекция, семинар 4 10. Информирующая речь лекция, семинар 4 Раздел 2. УБЕЖДАЮЩАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ
1. Аргументативное высказывание лекция 2 2. Тезис и работа с ним лекция, семинар 4 3. Аргументы лекция, семинар 6 4. Демонстрация в доказательстве лекция 2 5. Анализ и построение аргументативной системы лекция, семинар 6 6. Тактика спора лекция 2 7. Дебаты: процедура и практика лекция, семинар 4 8. Процедура делового собрания лекция, семинар 4 9. Процедура конференции лекция, семинар 4 10. Процедура защиты научной работы лекция, семинар 4
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
Раздел 1. ОРАТОРИЯ
Подраздел 1. Предмет риторики, цели, задачи и структура курса. Тема 1. Идеал публичной речи, его национально-культурная и историческая обусловленность и специфика. Понятия дискурса и речевой среды, принципы ее “экологии” (структурированность, гармонизация, социальная регуляция). Понятие публичного дискурса (П. дискурс как непрерывный обмен и взаимодействие публичных высказываний). Риторика и речевое манипулирование; манипулирующие социальные структуры. Современное состояние речевой среды и публичного дискурса в России (характеристика состояния отдельных уровней — от содержательного до фонетического). Подраздел 2. Основные элементы мастерства публичного выступления. Тема 2. Контакт ритора и аудитории. Этика и этикет публичной речи. Прекрасная речь по Аристотелю, принцип коммуникативного сотрудничества (Хуго Грайс), “правила вежливости” (Робин Лакофф), закон гармонизирующего диалога, “принцип предупредительности” по отношению к адресату, обществу и речевой среде (consideration principle) (Михальская) и методы самоанализа и самоконтроля. Приемы достижения коммуникативного контакта и элементы поведения ритора: зрительный контакт, поза и движения оратора, жесты, мимика. Оратор и аудитория. Выбор речевого стиля (литературное просторечие, литературный разговорный язык, кодифицированный литературный язык и их возможные сочетания). Риторические фигуры, служащие созданию эмоционального контакта ритора и аудитории: похвала, одобрение и ободрение, умаление, уступка. Приемы диалогизации: обращение, вопрос. Тема 3. Особенности элитарного типа речевой культуры и элитарного русского произношения. Гласные, согласные, интонация, темп. Лексические признаки элитарного варианта русской литературной разговорной речи. Тема 4. Изобретение содержания речи. Топика. Имя, определение, род и вид, разновидности, целое и части, свойства, сопоставление (сравнение, аналогия, противопоставление), причина и следствие, обстоятельства (место, время, условие), пример, свидетельство. Смысловая схема речи. Риторические тропы: метафора, метонимия, парадокс. Риторические фигуры: антитеза. Тема 5. Структура публичного выступления и принципы ее построения для привлечения внимания, создания интереса, поддержания интереса, создания воодушевления аудитории. Этикетные формулы и этика публичного выступления. Тема 6. Риторический пафос. Его типы. Риторические фигуры диалогизации монологической речи: риторическое обращение, восклицание, риторический вопрос, сермоцинацио (введение изобретенной речи некоего лица). Риторические тропы эмоций и контакта: ирония, намек. Риторическая фигура градации. Тема 7. Техника импровизированного выступления. Спонтанная и подготовленная речь, их взаимодействие и возможности имитации. Технические приемы и система действий по подготовке к выступлению. Подраздел 3. Типы публичного выступления. Тема 8. Убеждающая и агитирующая речь. Рассуждение. Хрия прямая и обратная. Принципы использования индуктивной (обратной) и дедуктивной (прямой) хрии в зависимости от темы, тезиса и аудитории. Речь с подготовкой и импровизация. Выбор речевого стиля. Тема 9. Эпидейктическая речь. Принципы похвалы. Описание. Техника основных жанров: поздравление, актовое выступление, тост, комплимент. Речь с подготовкой и импровизация. Тема 10. Информирующая речь. Принципы ведения информирующей речи и приемы создания и поддержания интереса. “Квантование” речи. Структура. Выбор речевого стиля. Подготовка. Жанры: доклад, бизнес-презентация. Раздел 2. УБЕЖДАЮЩАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ (логические основы построения и анализа текста) Раздел 2 направлен на практическое овладение мастерством аргументирующей речи, стратегиями и тактиками рационального и психологического доказательства, эффективным речевым поведением в ситуациях, требующих как убедительного доказательства собственного мнения, так и воздействия на мнение и поведение адресата. Подраздел 1 отражает важнейшую область классической риторики — “искусство убеждать”, которая в отечественной риторике определялась как “мастерство спора”. Студенты обучаются владению двумя взаимосвязанными методами работы с риторической аргументацией — методом анализа для выявления и оценки аргументативной системы и методом синтеза для построения собственной аргументативной системы, а также методикой оценки и контроля речевого поведения в аргументативных ситуациях. Подраздел 2 знакомит с процедурой важнейших аргументативных ситуаций публичного дискурса, а также является обобщающим к курсу, так как отобранные ситуации — дебаты, деловое собрание, конференция, защита научных работ — предполагают владение как монологической, так и диалогической, как подготовленной, так и импровизированной публичной речью. Подраздел 1. Основы теории и практики аргументации. Тема 1. Аргументативное высказывание (2 часа). Высказывание и суждение: риторика и логика. Влиятельность высказывания. Публичность высказывания. Свойства влиятельного высказывания. Риторическая сила отдельного слова: слова-аттрактанты и слова-репелленты. Типы высказываний: продоксальные (эмоциональные и оценочные) и доксальные (рациональные). Аргументативные (доксальные, не содержащие суждений о вере, вкусах, эмоциях) и неаргументативные высказывания. Спор, истина, мнение. Две модели убеждения. Два типа спора: о тезисе и о доказательстве. Тема 2. Тезис и работа с ним (4 часа). Начало работы над замыслом высказывания: тема, предмет, спорный вопрос, теза (предложение + положение, или аргумент основания). Теза и тезис. Структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация. Тезис: определение. Термы (термины) тезиса. Операции с тезисом: выяснение терминов, определение по количеству, времени, модальности. Осведомление как этап спора. Ошибки и уловки в тезисе: подмена полная (в частности, переход на лица) и неполная (сужение, расширение, смягчение, усиление). Улучшение и ухудшение тезиса и термов тезиса (эвфемизмы, пейоративы). Тема 3. Аргументы (6 часов). Классификация и типы аргументов: технические и нетехнические. Нетехнические аргументы: клятвы, законы, демонстрация, факты, фактоиды. 3 рода фактоидов и их использование в целях получения фидеистического согласия. Технические аргументы: ad rem, ad hominem, ad auditoriam. Аргументы ad rem: топика. Топы как аргументы: определение (сократическое, метафорическое, метонимическое), род и вид, имя, пример, свидетельство, сопоставление (сравнение, аналогия, противоположное), топы обстоятельств: место, время, образ действия, основание (причина или цель), цель и средство. Ошибки и уловки в рациональных аргументах: ложный (лживый) довод, произвольный, адвокатский, свинский, к невежеству, дамский, умноженный, навешивание ярлыков. Аргументы аd hominem (к личности ритора и оппонента): компетентность, нравственность (добродетель), известность. “Рабская уловка”. Ad hominem против оппонента: инсинуация, перевод на противоречия, переход на лица, навешивание ярлыков, “довод к городовому”. Аргументы ad auditoriam: патетические. Аргумент к чувству собственного достоинства адресата (фигура exhortatio, идентификационные формулы, фигура meiosis). Аргумент к страху: палочные аргументы (сильные; слабые – связанные с аргументом к собственному достоинству). Аргумент к материальным потребностям: аргумент к кошельку. Аргумент к элементарным жизненным потребностям: безопасности, сохранению status quo, к комфорту, к полу). Тема 4. Демонстрация в доказательстве (2 часа). Дедуктивное и индуктивное доказательство. Силлогизм и энтимема. Схемы логически верных рассуждений и наиболее частые ошибки (софизмы непоследовательности). Ошибка “не следует”. Порочный круг. Тождесловие (ср.: умноженный довод). Нарушение соответствия модальности тезиса и аргументов. Предвосхищенный вывод. Нарушения при использовании индуктивного доказательства. Поспешное обобщение. Ложная аналогия. Тема 5. Построение аргументативной системы и анализ аргументативной системы оппонента (6 часов). Цикл аргументации: эпидейктическая, судительная, совещательная. Построение системы аргументов в соответствии с целью спора (найти истину; убедить; победить). Изобретение аргументов. Распределение их по тематическим группам. Соотнесение тематических групп с особенностями аудитории, отбор нужных тематических групп и добор недостающих аргументов к ним. Оценка аргументов по силе (сильные, спорные, слабые). Оценка по весу (связи с тезисом) — (главные, вспомогательные). Гомерическая модель расположения аргументов. Аристотелевская и сократическая модели. Действующие и запасные (второстепенные, дополнительные) аргументы. Исчерпывающий аргумент и его использование. Хрия как классическая модель построения аргументативного высказывания. Анализ аргументативной системы оппонента: анализ аргументов по силе и по весу, поиски ложных аргументов, поиски противоречащих аргументов в системе. Поиски возможностей retorsio argumenti: оценка того, действительно ли аргументы оппонента противоречат нашему тезису. Поиски нарушений в демонстрации. Тема 6. Тактические приемы в споре (2 часа). Приемы корректные и некорректные. Корректные приемы, облегчающие начало спора. Уход от спора. Приемы конца спора (корректного выхода из спора). Выход при проигрыше, выигрыше, при споре “о корнях”. Тактические приемы середины спора: “отложенное возражение”, “морской бой”, “ловушка”. Наступательные приемы в споре: прямое доказательство тезиса, “опрос-допрос”. Приемы защиты с переходом в наступление: “видимая поддержка” (“да, но”), анализ “по кускам”, суммирование. Некорректные приемы: срыв спора, “аргумент свиста”, выведение из себя, “кавалерийская атака”, неправильное осведомление, ложная альтернатива, внушение. Речевое поведение в споре: основные принципы самоконтроля (голос, жесты, мимика, поза) и нейтрализации агрессии оппонента.
Подраздел 2. Аргументативные ситуации публичного дискурса: процедура и практика Тема 7. Дебаты (4 часа). Традиция, процедура и этикет учебных дебатов и особенности речевого поведения в них. Особенности публичных дебатов в современной отечественной речевой среде и возможности выбора адекватного речевого поведения. Тема 8. Процедура делового собрания (4 часа). Содержание соответствует указанному для Темы 7. Тема 9. Процедура конференции (4 часа). Содержание см. выше. Тема 10. Процедура защиты научной работы (4 часа). Содержание см. выше.
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Михальская А.К. Основы риторики. Мысль и слово. — М.: “Просвещение”, 1996. 2. Михальская А.К. Русский Сократ. Лекции по сравнительно-исторической риторике. — М.: “Академия”, 1996. 3. Поварнин С. Спор: О теории и практике спора. — М.: “Политиздат”, 1992 или любое издание.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
ПРОГРАММА КУРСА “РИТОРИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ ПУБЛИЧНОГО ДИСКУРСА” (38 часов) ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Курс предназначен для студентов, обучающихся по специальностям журналистика, паблик рилейшнз и реклама, социология, и предполагает их предварительное знакомство с основами риторики. В центре курса — проблема взаимоотношений речи и власти в связи с социальной ролью и функционированием СМИ. Студенты приобретают умения и навыки анализа политического дискурса в СМИ, анализа речевого поведения политика, речевого имиджа политика, политической партии, организации, фирмы. Курс знакомит, теоретически и практически, также и с основами вербальной этологии (риторическими примитивами, словесными аттрактантами и репеллентами), необходимыми для понимания принципов и техник рекламной, политической и вообще влиятельной речи. Курс непосредственно связан с изучением PR, так как в нем анализируются речевые техники и затрагиваются актуальные речевые проблемы функционирования PR в СМИ, бизнесе и политике
Тема 1. (4 часа). Введение. Понятие дискурса и публичного дискурса. Понятие манипулирования. Речь и власть: постановка проблемы. Манипулирующие социальные структуры. Признаки речевого и риторического манипулирования. Манипулирующий дискурс, его полевая структура и особенности функционирования. Политический дискурс, дискурс бизнеса и СМИ: направления отношений. Тема 2. (6 часов). Риторические примитивы, аттрактанты и репелленты. Структура лексического значения и риторическая сила коннотативных и фоновых областей лексического значения. Риторическая сила слова (единицы языка) как первичный (примитивный) эмоциональный аргумент. Система риторических примитивов, ее национально-культурная специфичность и риторические примитивы-универсалии. Практическое применение и техники работы с риторическими примитивами, аттрактантами и репеллентами при создании рекламных, политических и других влиятельных высказываний. Тема 3 (4 часа). Две классические модели аргументации с целью получения согласия и присоединения аудитории: софистическая и сократическая (различия по цели, методологии, аудитории, результатам). Современные формы и проявления реализации этих моделей в различных типах политической культуры. Тема 4 (6 часов). Риторическая стратегия, тактика, прием, средство. Риторические стратегии и тактики достижения фидеистического согласия: стратегии редукции комплексности и создания бинарных альтернатив, стратегии мобилизации и иммобилизации общественного мнения. Тактики представления субъективного мнения в виде общепризнанной истины, выражения уверенности в согласии, категоризации и избегания категоризации высказываний, диалогизации взаимодействия с аудиторией (коммуникативное сотрудничество). Тема 5 (4 часа). Риторические приемы и средства достижения фидеистического согласия и присоединения: идентификационные формулы, слова-эпистемики, риторические фигуры диалогизации: риторический вопрос, обращение, восклицание, одобрение и ободрение адресата. Риторические средства борьбы с оппонентом: ирония, sermocinatio, инсинуация, перевод на противоречия, переход на лица. Тема 6 (4 часа). Операции со смыслами слов, выражений, высказываний при представлении информации в СМИ и политическом дискурсе: приемы “скольжения смысла” (эвфемизмы и пейоративы), приемы “размывания смысла” (лозунговые слова и “пустые формулы”), избегание прямого именования. Способы затемнения истинности высказывания: модальность de re с субъективацией описания и модальность de dicto. Тема 7 (6 часов). Понятие о словесном имидже как ведущем компоненте системы имиджа-образа. Речевой имидж и речевое поведение. Речевой имидж политика. Риторический портрет политика: метод анализа и описания. Корпоративный речевой имидж отдельного средства массовой информации. Тема 8 (6 часов). Речевые имиджи политиков и словесные имиджи политических партий в живом взаимодействии (политическом дискурсе в печатных СМИ и в публичных дебатах).
Обязательная литература: 1. Платон. Диалоги “Горгий”, “Протагор”, “Федр”. 2. Цицерон. “Об ораторе”. 3. Исаева В.И. Античная Греция в зеркале риторики: Исократ. — М.: “Наука”, 1994. 4. Михальская А.К. Русский Сократ. Лекции по сравнительно-исторической риторике. — М.: Academia, 1996. 5. Михальская А.К. Основы риторики. Мысль и слово. — М.: “Просвещение”, 1996. 6. Михальская Н.П. Образ России в английской художественной литературе IХ–ХIХ вв. — М.: ВНИЭРХ, 1995.
ПРОГРАММА курса “Межличностная коммуникация и речевое поведение в диаде” (38 часов) ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс адресован студентам, обучающимся по специальностям, связанным с непосредственной работой с людьми в общении, а следовательно — нуждающимся в специальной подготовке — студентам факультетов журналистики, студентам педагогических специальностей, будущим социальным работникам и пр. В отечественной риторике содержание курса определялось как “мастерство беседы”, а в современной лингвопрагматике и неориторике изучается в рамках методологии дискурс-анализа. Внимание сосредоточивается на тех параметрах речевого поведения человека в беседе (в том числе невербальных), которые имеют наибольшее значение для создания положительного впечатления партнеров друг о друге, а также на техниках гармонизации речевого поведения в дискурсе при непосредственном общении в диаде. Соответственно, беседа рассматривается и как средство предупреждения и разрешения конфликта. Курс обучает владению следующими методами и техниками: анализ речевого поведения партнера, самоконтроль, гармонизация речевого поведения в диаде, формирование речевого поведения партнера, техника вопроса и ответа, техника слушания, техника речевой оценки.
Тема 1. Речевое поведение: общие понятия (2 часа). Этология как научная дисциплина. Ее предмет, объект и методы. Этология человека. Поведение как выбор. Речевое поведение и лингвоэтология. Текст речевого поведения и речевой акт (РА). Тема 2. Типология речевых актов (2 часа). Классификации речевых актов и типы РА в беседе: РА инициирующие и ответные; РА агональные, отражающие агрессию, примиряющие; иерархизирующие и уравнивающие; РА-информативы, директивы, оценки, эмоции, фатические (контактоустанавливающие) и этикетные формулы, вопросы, ответы. Тема 3. Дискурс как поток речевого поведения (4 часа). Уровни дискурса и средства его гармонизации: вербально-семантический (словесно-смысловой) (повторы, эллипсис, переносные значения и образность — риторические тропы и фигуры речи, эмоциональность и оценочность — фигуры диалогизации); акустический (звуки, интонации, ритм, темп); жестово-мимический, кинесический; проксемический (имитации — “зеркала” Бэндлера и Гриндера). Структура дискурса беседы: речевое событие, интеракция, цикл, шаг, акт. Тема 4 Речевая ситуация и речевой жанр. Речевые жанры беседы (2 часа). Особенности межличностного взаимодействия в диаде: устность (устная проза\письменная проза = фрагментированность и вовлеченность\целостность и отвлеченность — Chafe, 1982–85); непосредственность контакта (интенсивность, эмоциональность, эмоциональная напряженность), сложность взаимодействия спонтанной и подготовленной речи. Тема 5. Специфика речевой ситуации и речевого жанра интервью (2 часа). Агональность (“острые вопросы”), публичность (двойственность и дальнейшее расчленение адресата у интервьюируемого), ассиметричность, высокая формализованность=конвенциональность (четкая определенность асимметричных ролей участников: журналист (РА-инициирующие=стимулы — интервьюируемый (РА-ответные=реакции). Социальные особенности этих речевых ролей. Особенности речевых вкладов участников: длительность и смысловая структура вопроса; хронография дискурса интервью. Перебивы и речевые имиджи участников: “борьба за власть”. Структура дискурса интервью: основная единица — цикл шагов “вопрос-ответ” и роль шага “оценка”. Тема 6. Основные принципы успешного общения (4 часа). Понятие успешного общения и его признаки. Принцип “коммуникативного сотрудничества” \Grice, 1976\. Понятие “участия”. “Участие” (involvement) как основа речевого понимания, определение роли каждого данного высказывания в беседе, возможных подтекстов, перспективы развития беседы, явное и активное участия в беседе (Gumperz,1982.) Типы “участия”: “участие” говорящего; межличностное; слушающего (Chafe, 1982). Эмоциональные основы поведения “участия”: эмоциональное отношение участников беседы друг к другу и к предмету речи, совместность созидания дискурса (беседа как активная деятельность обоих партнеров в каждый момент). Важность овладения поведением “заинтересованного слушателя”. Закон гармонизирующего диалога и принцип “предупредительности” (consideration) (А.К. Михальская), методы анализа речевого поведения, самоанализа и самоконтроля. Тема 7. Параметры речевого поведения, релевантные для формирования впечатления о личности партнера (4 часа). Визуальный канал: мимика и взгляд. Данные этологии человека в практическом освещении: важнейшие значимые для хода беседы закономерности, связанные с направлением взгляда и мимическими движениями. Принципы оценки зрительного и мимического поведения партнера и способы контроля собственного поведения. Принципы и практические приемы создания положительного впечатления, гармонизации и регуляции беседы с помощью кинесических проявлений поведения. Тема 8. Типы собеседников и модели беседы (2 часа). Модели и стратегии беседы, распространенные в современной отечественной речевой среде (непродуктивные и продуктивные). Способы (техники) предупреждения нежелательных типов беседы. Европейские традиции беседы, их история и современное состояние. Тема 9. Этологические приемы и средства формирования поведения партнера в беседе (2 часа). Метод формирования поведения (Б. Скиннер, К. Прайор). Подкрепление. Положительные и отрицательные подкрепления в ходе беседы: приемы и средства подкрепления на всех уровнях дискурса. Тема 10. Вопросы и ответы в беседе (4 часа). Сообщения и метасообщения. Иные речевые акты в форме вопросов и их использование в беседе. Типы вопросов: открытые и закрытые, допустимые и недопустимые. Техника ухода от ответа на заданный вопрос. Тема 11. Речевые средства похвалы и порицания в беседе (2 часа). Комплимент, похвала, одобрение, ободрение, критика в беседе. Тема 12. Речевые средства выражения согласия и несогласия в беседе (2 часа). Способы выражения просьбы. Способы выражения отказа. Тема 13. Беседа в конфликтной ситуации (4 часа). Понятие конфликтной ситуации. Способы речевого поведения, предотвращающие или смягчающие конфликт. Конфликтогенные факторы в беседе. Формы речевой агрессии и средства ее нейтрализации.
Литература. Обязательная 1. Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. — М.: “Просвещение”, 1996. 2. Михальская А.К. Риторика и этология //Предмет риторики и проблемы ее преподавания. Материалы Первой Всероссийской конференции по риторике. — М., 1997. 28–30 января. М., МГУ, 1998. 3. Таннен Д. Я не это хотел сказать. — М., 1996. 4. Прайор К. Не рычите на собаку! — М. (любое издание). |