Financial Times Российская школа в рейтинге
Старт в России. Международная программа MBA в сфере предметов роскоши и индустрии моды
Международный стандарт МВА. Российский и американский MBA через интернет. 2 года. Поддержка продвижения карьеры и бизнеса слушателей. Зарегистрировавшимся с сайта curator.ru скидка 10% на всю стоимость обучения.
Реклама на сайте
Исследование российского бизнес-образования в 2013 году порталом Superjob.ru
Рекрутинговый портал Superjob.ru и Российская Лига MBA провели в 2013 году опрос выпускников российских бизнес-школ. Опрос помог составить адекватную картину российского бизнес-образования для целей работодателей.
В опросе 2013 года участвовали выпускники 53 российских бизнес-школ из Москвы (34), Санкт-Петербурга (5), Поволжья (7), Урала (2), Сибири (5)
Портрет выпускника MBA.
69% выпускников программ MBA - мужчины. За последние 5 лет их доля снизилась на 8-10% за счет роста интереса к бизнес-образования со стороны женщин. Больше 50% выпускников бизнес-школ получают МВА в возрасте до 35 лет.
Основную часть поступающих на программы MBA составляют менеджеры высшего и среднего звена (38% и 37% соответственно). 18% выпускников бизнес-школ - линейные менеджеры. По сравнению с 2012 годом наблюдается увеличение доли владельцев бизнеса среди слушателей программ MBA. Раньше они составляли 4% от всех поступивших в бизнес-школы. В 2013 году их доля увеличилась до 7%.
Общие цели получения степени MBA.
Основной причиной получения степени МВА служит стремление к карьерному росту (48%) или необходимость MBA для успешной работы на текущей позиции (46%). Женщины называют первую причину значительно чаще, чем мужчины (52% против 45%).
Карьерный рост выпускников MBA.
В результате опроса исследован карьерный рост различных категорий выпускников MBA. На диаграммах представлены изменения в должностных позициях выпускников MBA через 2-4 года после окончания бизнес-школы.
Каждая диаграмма отражает определенную группу слушателей MBA на момент поступления в бизнес-школу. Внутри диаграмм приведены должностные позиции каждой группы выпускников MBA на момент опроса.
Судя по опросу, 46% линейных менеджеров, получивших диплом MBA, стали руководителями отделов, 29,3% - топ-менеджерами, 2,9% - владельцами бизнеса. При этом каждый пятый линейный менеджер не смог в период 2-4 года реализовать полученные знания для продвижения по карьерной лестнице.
Среди менеджеров среднего звена ситуация следующая: 50% из них по окончании бизнес-школы перешла на следующую ступеньку карьерной лестницы, еще 7,6% открыли собственное дело.
Среди топ-менеджеров измнения таковы: 9,5% организовали свой бизнес, 89,3% продолжают работать на высших руководящих позициях, что объяснимо: карьерно им расти почти некуда, можно лишь увеличивать доход. Доля тех, чья карьера пошла вниз, невелика (1,2%).
92% владельцев бизнеса остались у руля своего дела и после получения степени МВА. 1,6% перешли в категорию наемных топ-менеджеров, 6,5% стали руководителями среднего звена.
Такие случаи нельзя однозначно рассматривать как неудачу выпускников программ MBA в организации собственного бизнеса: позиция топ-менеджера в крупной компании вполне может больше отвечать задачам реализации больших идей и применения новых знаний, чем раскрутка собственного небольшого дела. То же относится и к руководителям среднего звена, полномочия которых в крупных компаниях зачастую позволяют применять методы управления, освещаемые в программах MBA.
55% из тех, кто рассчитывал использовать полученные в бизнес-школе знания для открытия собственного бизнеса, в период 2-4 года реализовали свои планы. Доля желающих открыть собственный бизнес растет с повышением уровня позиции: среди специалистов об этом заявило всего 3,5% опрошенных, среди топ-менеджеров - 6,9% респондентов. Очевидно, что при достижении карьерного потолка, все больше руководителей задумываются о переходе в категорию владельцев собственного бизнеса.
Получить бизнес-образование с целью карьерного роста чаще всего хотят линейные менеджеры (73,1%) и менеджеры среднего звена (53,6%).
Среди топ-менеджеров такую цель озвучили 34,7% респондентов. Большая часть менеджеров высшего звена (58,4%) считает, что знания MBA необходимы им для работы на их сегодняшней позиции, тогда как среди мидл-менеджеров такого мнения придерживаются 39,5%, а среди линейных менеджеров - 23,4% респондентов. Это - интересный аргумент в копилку вечного спора, для кого существует программа МВА - для менеджеров среднего звена или топ-менеджеров.
Результаты бизнес-образования.
85% выпускников отметили, что бизнес-образование дало им знания и навыки, необходимые для успешной работы. 4,9% выпускников программ MBA основным результатом бизнес-образования назвали «престиж в глазах работодателя и партнеров по бизнесу», еще 4,3% оценили приобретенные во время обучения связи и знакомства.
Интересно отметить, что более 9,4% слушателей программ MBA, пришедших на обучение с позиции линейного менеджера, основной целью получения степени MBA называют повышение престижа в глазах работодателя и партнеров по бизнесу. Это максимальный показатель среди всех категорий персонала, и он не вызывает удивления: применять знания, полученные в ходе обучения, на линейной позиции вряд ли удастся, а на значительный карьерный рост рассчитывают далеко не все.
Доходы выпускников MBA.
Опрос выпускников MBA показал, что доходы выпускников бизнес-школ через 2 года после получения диплома MBA выросли в среднем в 1,5 раза.
Мы проанализировали резюме руководителей, размещенные на портале Supejrob.ru, и отметили различия в зарплатных ожиданиях соискателей, обладающих дипломом МВА и нет. Так, коммерческий директор с дипломом MBA в среднем хочет зарабатывать 190 000 рублей, тогда как его коллеги без соответствующей степени претендуют в среднем на 150 000 рублей.
Репутация бизнес-школ среди выпускников.
95% выпускников программ MBA готовы рекомендовать свою школу друзьям и знакомым. Причем такую рекомендацию готовы дать даже те выпускники, которые пока не добились увеличения дохода или карьерного роста.
В ходе анкетирования мы просили выпускников назвать три самые лучшие, по их мнению, бизнес-школы, кроме собственной. Конечно, крайне сложно оценить качество образования в бизнес-школе, не обучаясь в ней, поэтому «принцип Евровидения» использовался для оценки репутации бизнес-школ. ТОП-10 лучших, по мнению выпускников программ MBA, бизнес-школ выглядит следующим образом.
По сравнению с 2012 года рейтинг претерпел небольшие изменения. На первом месте среди лучших бизнес-школ называют МИРБИС (43% респондентов). На втором месте ВШБ МГУ, которая значительно улучшила свои позиции (ее назвали 41% респондентов по сравнению с 34% в 2012 году). Высокие позиции данной бизнес-школы в рейтинге в значительной части является отражением мощного бренда МГУ: многие выпускники, не зная точного наименования, в анкетах указывали ее как «бизнес-школа при МГУ».
На третье место поднялся Институт бизнеса и делового администрирования РАНХиГС, получив голоса 27% респондентов. А вот Высшая школа экономики, напротив, опустилась на одну ступеньку - ее назвали 21% респондентов (в 2012 году - 32%).
Из других изменений рейтинга стоит отметить уменьшение доли респондентов, назвавших одной из лучших Высшую школу международного бизнеса РАНХиГС (17% респондентов против 24% в 2012 году). Вырос показатель упоминаний МШУ «Сколково» (с 16% до 19%). Однако для большинства менеджеров «Сколково», видимо, так и осталась «вещью в себе» - восемь лет государственного пиара на высшем уровне пока не привели к рекордным показателям в этой номинации.
В большинстве случаев респонденты указывали название материнского университета (ГУУ, НИУ ВШЭ, РЭУ, МГУ, СпбГУ) при которых работают школы бизнеса
С сайта www.mba.su